г. Воронеж |
|
08 мая 2015 г. |
Дело N А35-304/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей : Михайловой Т.Л.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синицыной Е.Г.,
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Льговская опытно-селекционная станция": Северинов А.Ю. по доверенности от 15.01.2015;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области на определение Арбитражного суда Курской области от 20.02.2015 об обеспечении заявления по делу N А35-304/2015 (судья Горевой Д.А.) по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Льговская опытно-селекционная станция" (ОГРН 1024600647840, ИНН 4613000127) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области (ОГРН 1044607003275, ИНН 4613005647) о признании недействительным решения N 08-14/03 от 05.09.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Льговская опытно-селекционная станция" (далее - Предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 08-14/03 от 05.09.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Курской области от 10.02.2015 заявление налогоплательщика принято к производству и назначено к рассмотрению.
20.02.2015 Предприятие обратилось с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области от 05.09.2014 N 08-14/03.
Определением от 20.02.2015 Арбитражный суд Курской области приостановил действие решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области от 05.09.2014 N 08-14/03, запретив налоговому органу и иным органам совершать любые действия по его исполнению в оспариваемой части.
Инспекция, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на нарушение судом первой инстанции положений статей 90, 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Инспекция полагает, что ходатайство удовлетворено судом первой инстанции в отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также причинение Предприятию значительного ущерба.
По мнению Инспекции, налогоплательщиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при непринятии обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
Кроме того, налоговый орган считает, что имеется реальная угроза невозможности последующего исполнения решения Инспекции.
В судебное заседание не явились представители Инспекции, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
В материалах дела имеется ходатайство Инспекции о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Предприятия, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии со ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Согласно ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Перечень возможных обеспечительных мер приведен в ст. 91 АПК РФ, который дополнен п. 3 ст. 199 АПК РФ.
В соответствии с данными положениями обеспечительными мерами могут являться, в том числе, запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке, а также приостановление действия оспариваемого акта.
Следовательно, нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при определенных условиях суд вправе вынести судебный акт (определение), предполагающий временный запрет на осуществление действий по исполнению принятого ненормативного акта.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что согласно ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса в случае наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта; а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
Исходя из п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55, обязанность доказывания наличия обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, возложена на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
При этом, при оценке доводов заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ арбитражным судам следует исходить из разумности и обоснованности требования заявителя о применении обеспечительных мер, вероятности причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Вместе с тем в указанном пункте Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 разъяснено, что обеспечительные меры являются ускоренным средством зашиты и для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.
Обязательным является представление заявителем доказательства наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении Предприятия выездной налоговой проверки Инспекцией принято решение от N 08-14/03 от 05.09.2014 о привлечении ФГУП Льговская ОСС к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122, ст. 123 и п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа на общую сумму 602534,50 руб.
Кроме того, данным решением налогоплательщику предложено уплатить доначисленную сумму единого сельскохозяйственного налога в размере 776136 руб., пени в сумме 1066098,04 руб., перечислить удержанный, но не перечисленный НДФЛ - 4583328 руб., удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 74609 руб.
Согласно п.п. 1-3 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Неисполнение обязанности по уплате налога, в соответствии со ст. 69 НК РФ, является основанием для выставления налогоплательщику требования с предложением уплатить сумму налога в установленный в требовании срок.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Положения указанных статей применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов.
Таким образом, налоговые органы наделены правом на бесспорное взыскание денежных средств со счетов хозяйствующего субъекта при неисполнении последним требования об уплате спорных сумм.
При этом реализация налоговым органом процедуры бесспорного взыскания доначисленных сумм налогов, пени и штрафов означает, что изъятие денежных средств и (или) имущества в уплату причитающихся налоговых платежей будет произведено налоговым органом независимо от волеизъявления налогоплательщика, который в этом случае имеет право обжаловать соответствующие ненормативные акты, а также ходатайствовать о временном приостановлении действия оспариваемых ненормативных актов.
Указывая на необходимость принятия обеспечительных мер, Предприятие сослалось на то, что исполнение оспариваемого решения налогового органа в бесспорном порядке затруднит исполнение судебного акта и причинит существенный ущерб Предприятию, что повлечет негативные последствия в виде не возможности в срок рассчитываться с поставщиками и персоналом и как следствие необходимость привлечения кредитных ресурсов.
Также предприятие указало, что является заводом по разведению племенного крупного рогатого скота. Отсутствие денежных средств повлечет невозможность содержания и кормления стада племенного крупного рогатого скота, что приведет к его гибели и значительному ущербу для Предприятия.
Также, по мнению налогоплательщика, непринятие истребуемых обеспечительных мер полностью сорвет плановые мероприятия (подготовка техники, закупка семян, ГСМ, удобрений) по подготовке к весенне-полевым работам, что приведет к банкротству и прекращению научно-исследовательских работ в области селекции озимой пшеницы, вики, гороха, сахарной свеклы, которые являются основным видом деятельности предприятия.
Тот факт, что предприятие является сельхозтоваропроизводителем установлено Инспекцией ходе проверки и отражено в решении Инспекции. Наличие у предприятия деятельности, связанной с разведением КРС и растениеводством, также следует из решения Инспекции и расшифровок отдельных показателей бухгалтерского баланса Предприятия за 2014 год.
При этом, исходя из соотношения показателей баланса и доначисленной суммой налогов пени и штрафов, доначисленная сумма является для предприятия значительной.
Таким образом, ФГУП Льговская ОСС представлены доказательства того, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
Из представленных документов усматривается, что изъятие значительной суммы из оборота Предприятия до оценки судом законности ненормативного акта Инспекции может причинить налогоплательщику значительный ущерб, поскольку создаст препятствия для исполнения вышеприведенных обязательств и, соответственно для осуществления деятельности.
Так, непринятие обеспечительных мер может создать угрозу неисполнения Предприятием обязательств перед его контрагентами и персоналом, что приведет к расторжению соответствующих хозяйственных и трудовых отношений, необходимых для осуществления основного вида деятельности Предприятия. Неисполнение договоров может повлечь гражданско-правовую ответственность (убытки, неустойки, штрафы и т.д.), несвоевременная выплата заработной платы - наступление материальной ответственности (выплата процентов (денежной компенсации)) работодателя в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ. Утрата возможности своевременно и в полном объеме исполнять обязанность по внесению в бюджет текущих платежей по налогам и сборам, страховым взносам приведет к начислению дополнительных пеней.
Также, по мнению суда апелляционной инстанции, принятие судом обеспечительной меры в виде приостановления исполнения оспариваемого решения до рассмотрения дела по существу и вступления решения суда в законную силу, в данном случае позволяет обеспечить баланс публичных интересов государства и частных интересов субъекта предпринимательской деятельности, поскольку, предотвращает возможность бесспорного взыскания налогов до рассмотрения спора по существу и в то же время в случае полного либо частичного отказа Предприятию в удовлетворении требований не препятствует налоговому органу осуществить предусмотренную законом процедуру бесспорного взыскания.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что в случае неудовлетворения требований Предприятия, у ФГУП Льговская ОСС будет достаточно денежных средств и имущества для обеспечения исполнения решения.
Так, ФГУП Льговская ОСС работает стабильно и с прибылью, согласно баланса предприятия за 2014 год на 31.12.2014 активов имеется 69583000 рублей, сумма дебиторской задолженности 11167000 рублей.
Кроме того, в соответствии с решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области от 08.09.2014 N 08-14/01 о принятии обеспечительных мер, Предприятию запрещено отчуждать (передавать в залог) без согласия налогового органа имущество на сумму 7027596,54 руб.
Указанное также свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционной жалобы Инспекции в части наличия реальной угрозы невозможности последующего исполнения решения Инспекции.
Из материалов дела следует, что заявленная Предприятием мера обеспечения заявленных требований непосредственно связана с предметом спора, соразмерна заявленному требованию, необходима и достаточна для обеспечения исполнения судебного акта и предотвращения ущерба.
Целью данной обеспечительной меры является сохранение положения, существовавшего на момент обращения Предприятия с заявлением в суд.
При этом судом апелляционной инстанции учтено, что принятие судом обеспечительных мер не является ограничением установленной статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанности налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы, так как не лишает налоговые органы права взыскивать недоимки по налогам и сборам. Бюджет также не несет потерь в связи с принятием обеспечительных мер, поскольку в случае неудовлетворения требований налогоплательщика сумма налога будет взыскиваться с учетом пеней, возросших за период неуплаты указанной суммы налога (ст. 75 НК РФ).
Таким образом, Предприятием представлены доказательства того, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
Каких-либо доказательств того, что принятие спорных обеспечительных мер может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого в настоящем деле ненормативного акта, Инспекцией не представлено.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции о нарушении судом положений ст.ст. 90, 92 АПК РФ отклоняются, поскольку противоречат представленным в материалы дела доказательствам и содержанию обжалуемого определения суда.
Судом также учтено, что исходя из правовой позиции, изложенной в п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 АПК РФ", если заявитель ходатайствует о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения о взыскании с него денежной суммы или изъятии иного имущества и нет убедительных оснований полагать, что по окончании разбирательства по делу у заявителя будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта или решения, удовлетворение ходатайства возможно только при условии предоставления заявителем встречного обеспечения в порядке, предусмотренном статьей 94 АПК РФ.
Однако каких-либо доводов и доказательств, свидетельствующих об утрате возможности исполнения оспариваемого ненормативного акта в случае отказа в удовлетворении требования заявителя по существу спора, Инспекцией не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обеспечительные меры приняты судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 90 - 91 и части 3 статьи 199 АПК РФ не нарушают баланса частных и публичных интересов, поскольку предотвращают возможность списания доначисленных сумм налогов до оценки судом законности решения налогового органа и в то же время не препятствуют налоговому органу совершить действия по принудительному взысканию налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, после рассмотрения спора по существу.
Ввиду изложенного, определение Арбитражного суда Курской области от 20.02.2015 по делу N А35-304/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области без удовлетворения.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену определения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не разрешается, так как в соответствии с п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на определение о принятии обеспечительных мер государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Курской области от 20.02.2015 по делу N А35-304/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-304/2015
Истец: ФГУП Льговская опытно-селекционная станция Российской академии сельскохозяйственных наук
Ответчик: Межрайонная ФНС N2 РФ по Курской области