г. Томск |
|
8 мая 2015 г. |
Дело N А67-2398/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего судьи Н.Н. Фроловой,
судей: К.Д.Логачева, Е.Г. Шатохиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хасанзяновым А.И. с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от ФНС России: Таймуров Д.Т., доверенность от 26.11.2014 года,
иных лиц: не явились (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску (рег. N 07АП-8132/14 (2) на определение Арбитражного суда Томской области от 03 марта 2015 года (судья Маргулис В.Г.) по делу N А67-2398/2014 о несостоятельности (банкротстве) ООО "ТомГорТранс" (ИНН 7017230823, ОГРН 1097017000288, адрес: 634027, г. Томск, ул. Смирнова 9/10) по заявлению Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов ООО "ТомГорТранс" требований в размере 1 026-94 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда от 25.11.2014 года ООО "ТомГорТранс" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Семигук А.В. (далее - конкурсный управляющий).
Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО "ТомГорТранс" требований в размере 1 026-94 рублей пени, начисленной за период процедуры наблюдения на задолженность, ранее включенную в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Томской области от 03.03.2015 года суд отказал ФНС России в удовлетворении заявления.
ФНС России с определением суда от 03.03.2015 года не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Указав, что заявленная сумма пени начислена за период процедуры наблюдения на задолженность, ранее включенную в реестр требований кредиторов должника, однако Федеральный закон от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не запрещает производить начисление пеней по обязательным платежам за просрочку уплаты налогов, обязанность по уплате которых возникла до возбуждения дела о банкротстве, и подлежащих включению в реестр требований кредиторов; к спорным отношениям положения пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве не применяются.
Конкурсный управляющий ООО "ТомГорТранс" Семигук А.В. в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить определение Арбитражного суда Томской области от 03.03.2015 года, апелляционную жалобу ФНС России - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ФНС России доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения Арбитражного суда Томской области от 03.03.2015 года, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, определением арбитражного суда от 31.10.2014 года в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "ТомГорТранс" включены требования ФНС России по обязательным платежам в размере 129 425-38 рублей (в том числе, 119 500-53 рублей - основной долг, 8 724-85 рублей - пени, 1 200 рублей - штраф).
Ссылаясь на указанное обстоятельство, уполномоченный орган просит включить в реестр требований кредиторов должника требование в размере 1 026-94 рублей пени, начисленной на включенную в реестр задолженность по состоянию на 20.11.2014 года.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из отсутствия правовых оснований для включения требования в размере 1 026-94 рублей пени в реестр требований кредиторов должника, поскольку ФНС России реализовала в процедуре наблюдения свое право на предъявление к должнику требований, составляющий сумму основного долга и пени, судом данные требования признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов должника, и в последующем размер установленных требований изменению не подлежит.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся доказательствам.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 32 Закона о банкротстве, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве, требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов в процедуре конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.
В соответствии с положениями пункта 10 статьи 16, пунктами 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Отказывая в удовлетворении заявления уполномоченного органа, суд первой инстанции исходил из того, что в реестр требований кредиторов должника включено требование по обязательным платежам в размере, установленном на дату введения наблюдения, размер данного требования впоследствии не изменяется.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Из указанной нормы следует, что требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться только один раз и в том объеме, который был на дату введения названной процедуры, то есть не подлежит последующему изменению в связи с начислением сумм неустойки.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 4 Постановления от 23.07.2009 года N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", следует, что после включения в реестр требования по заемному (кредитному) обязательству, в состав которого входят как возврат суммы займа (кредита), так и уплата процентов на нее, размер задолженности по нему фиксируется на дату введения наблюдения и более не изменяется. Данное правило распространяется и на неустойку.
Анализ приведенных выше норм права и указанных разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что начисление пеней на сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству (обязательным платежам) является однократным, в связи с чем, состав и размер требования кредиторов (уполномоченных органов), обратившихся с заявлением о признании должника банкротом, определяется на дату принятия заявления и возбуждения дела о банкротстве, а кредиторов (уполномоченных органов), заявивших свои требования в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве, - на дату введения наблюдения и впоследствии они (состав и размер) требований кредиторов (уполномоченных органов), установленных на дату введения процедуры наблюдения, не изменяются.
Требования уполномоченного органа, установленные на дату введения в отношении должника процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов должника, впоследствии не изменяются, следовательно, оснований для включения в реестр дополнительно начисленных пеней за период наблюдения (до принятия решения о признании должника банкротом) не имеется.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.12.2013 года N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве", в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.
Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.
В связи с этим при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.
Тем самым требование уполномоченного органа, заявленное в процедуре наблюдения, может устанавливаться только один раз и в том объеме, который был на дату введения названной процедуры, то есть не подлежит последующему изменению в связи с начислением пени.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ФНС России о включении требования в реестр требований кредиторов должника.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Томской области от 03 марта 2015 года по делу N А67-2398/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Фролова |
Судьи |
К.Д.Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-2398/2014
Должник: ООО "ТомГорТранс"
Кредитор: ОАО БАНК "ОТКРЫТИЕ", ООО "Развитие", Орлов Владимир Валентинович
Третье лицо: Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Лига", Семигук А. В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральная налоговая служба России
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8132/14
27.12.2018 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-2398/14
26.05.2016 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-2398/14
25.05.2016 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-2398/14
29.12.2015 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-2398/14
23.11.2015 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8132/14
17.11.2015 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8132/14
08.07.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-21302/15
08.05.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8132/14
25.11.2014 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-2398/14
25.09.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8132/14