город Воронеж |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А48-5307/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Миронцевой Н.Д. единолично в порядке упрощенного производства,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косякиной И.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ВСД": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Роскомнадзора по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВСД" на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.01.2015 по делу N А48-5307/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Полинога Ю.В.) по заявлению Управления Роскомнадзора по Орловской области (ОГРН 1045752004880) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВСД" (ОГРН 1055753063618) к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области (далее также - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВСД" (далее - Общество, ООО "ВСД") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 26.01.2015 заявление удовлетворено; Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия состава административного правонарушения в деянии ООО "ВСД".
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Указывает на то, что согласно имеющейся в ООО "ВСД" лицензии N 93764 (имеется в материалах дела) отсутствуют какие-либо ограничения в отношении ip-адресов. Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, невыполнение действий по блокировке адресов нельзя рассматривать как нарушение условий лицензии.
Также полагает, что судом не проверена фактическая техническая возможность действий по блокировке ip-адресов ответчиком, а также то, какие именно действия должны были быть выполнены ООО "ВСД" для соблюдения условий действующей лицензии.
Считает, что подобные действия в случае возможного их выполнения были бы неправомерны по отношению к клиентам Общества, пользующимся услугами, повлекли бы нарушение договорных обязательств, что повлекло бы взыскание с ООО "ВСД" ущерба, ввиду отсутствия права ответчика ограничивать доступ пользователей к различным ip-адресам.
Доводы отзыва Управления на апелляционную жалобу сводятся к тому, что ООО "ВСД" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области связи.
Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество оказывает телематические услуги связи на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 93764 от 07.12.2011 со сроком действия до 07.12.2016.
Управлением 19.11.2014 выявлен факт неосуществления Обществом блокировки ip-адресов, внесенных в список запрещенных сайтов в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц, сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ООО "ВСД" протокола об административном правонарушении в области связи от 24.11.2014 N 253 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управление 26.11.2014 направило материалы административного дела и заявление о привлечении ООО "ВСД" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Орловской области.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126 -ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон "О связи") деятельность по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии.
При этом перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицензирование деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи, который в соответствии с перечнями лицензионных условий устанавливает лицензионные условия (подпункт 1 пункта 2 статьи 29 Федеральный закон "О связи").
В перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 входят телематические услуги связи.
В соответствии с пунктом 5 лицензионных условий лицензии N 93764 и пункта 4 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области связи, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, - лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 N 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Согласно пункту 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Указанный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года N 1101.
Перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени (пункт 13 Правил создания, формирования и ведения ЕАИС).
В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".
На основании пунктов 3, 4 Порядка получения доступа к содержащейся в единой информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", информации, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21.02.2013 N 169 получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети "Интернет" http://zapret-info.gov.ru/.
Авторизация для использования указанного веб-адреса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций в Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства возможности автоматического ограничения доступа при выгрузке файла.
Выгрузка информации файла является необходимым условием для совершения действий по ограничению доступа к запрещенной информации.
Как видно из материалов административного дела (в том числе, из запросов по дням для организации ООО "ВСД"), периодом совершения вмененного правонарушения является период с 09.11.2014 по 19.11.2014.
ООО "ВСД" с 09.11.2014 прекратило выгрузку из "Единого реестра доменных имён, указателей страниц, сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Периодом проведения мониторинга является период с 17.03.2014 по 31.12.2014 (приказ Управления Роскомнадзора N 16 от 14.03.2014).
Общество на момент проведения административным органом мониторинга было авторизовано для использования указанного web-сервиса, но не осуществляло выгрузку, а следовательно и не могло располагать информацией, необходимой для осуществления обязанности по ограничению доступа к запрещенным сайтам.
Данный вывод административного органа представленными Обществом документами не опровергается.
Общество не представило доказательств осуществления им технических операций по ограничению доступа к файлам, указанным в соответствующем Реестре за 9-19 ноября, хотя соответствующие доказательства, в случае выполнения обязанностей по ограничению, могли быть предоставлены Обществом.
При таких обстоятельствах, у административного органа имелись основания сделать вывод о несоблюдении лицензионных требований.
Событие правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, протоколом об административном правонарушении от 24.11.2014 N 253, скриншотом интернет-страниц (запросы по дням для организации ООО "ВСД", запросами для организации ООО "ВСД", списком операторов связи, прошедших успешную авторизацию, - позволяют прийти к выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено.
Срок давности привлечения ООО "ВСД" к административной ответственности по статье 4.5 КоАП РФ (3 месяца) на момент привлечения лица к административной ответственности, - не истек.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не усматривается.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 229, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 26.01.2015 по делу N А48-5307/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275, части 4.1 статьи 206 АПК РФ.
Судья |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5307/2014
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ВСД"