город Ростов-на-Дону |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А32-17/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.,
при участии:
от заявителя: представители Ильина С.В., Шевелева И.Н. по доверенностям от 17.04.2015;
от заинтересованного лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.03.2015 по делу N А32-17/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Тихорецкий машиностроительный завод им. В. В. Воровского"
к Северо-Кавказскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Маркиной Т.Г.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тихорецкий машиностроительный завод им. В. В. Воровского" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, Ростехнадзор) о признании незаконным и отмене постановления от 19.12.2014 N 74-93-06 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2015 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован отсутствием в материалах дела об административном правонарушении доказательств, позволяющих с достоверностью установить событие вменяемого оспариваемым постановлением правонарушения и вину общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, ссылаясь на наличие в деле достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства.
Управление своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без его участия.
В судебном заседании поддержали свои возражения против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 10.11.2014 N 5963-р управлением в отношении общества была проведена плановая проверка в период с 18.11.2014 по 15.12.2014.
В ходе проведения проверочных мероприятий было выявлено, что обществом нарушены требования Правил охраны недр, а именно: допущено повреждение маркшейдерских знаков, закрепляющих пункты N 10 и N 11 маркшейдерской опорной сети, чем нарушены требования пункта 33 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71 (далее - Правила охраны недр).
15.12.2014 по результатам проверки, в присутствии законного представителя общества, был составлен акт проверки N 50.80/19.
15.12.2014 государственным уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества вынесено предписание N 04-93-06 об устранении выявленных нарушений в срок до 15.03.2015.
16.12.2014 уполномоченным должностным лицом управления в присутствии законного представителя общества был составлен протокол об административном правонарушении N 74-93-06 с отметкой "с правонарушением согласен, обязуется устранить в указанный срок. Нарушения допущены в связи со строительством дороги дорожно-строительной организации".
19.12.2014 управлением вынесено постановление N 74-93-06, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.2 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Повторно исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности удовлетворения судом первой инстанции заявления общества.
В соответствии с частью 2 статьи 7.2 КоАП РФ уничтожение или повреждение, в том числе, маркшейдерских знаков, а равно специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
На основании пункта 33 Правил охраны гидрогеологическое и маркшейдерское обеспечение использования участка недр включает: - доразведку и опережающую эксплуатационную разведку при ведении горнопроходческих подготовительных и добычных работ, включая геологическое документирование и опробование горных выработок и скважин различного назначения, осуществление химических, спектральных и других видов анализа проб на полезные компоненты и вредные примеси, исследований технологических свойств полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, иные геологические работы по изучению и уточнению строения участка недр горно-геологических и других условий его использования; - производство маркшейдерских и геологических работ в объемах, обеспечивающих достоверную оценку разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, рациональное использование, охрану недр и гидроминеральных ресурсов (промышленных, теплоэнергетических, технических, минеральных вод), а также технологически эффективное и безопасное ведение горных работ, охрану зданий, сооружений, природных объектов и земной поверхности от вредного влияния горных разработок; - ведение установленной геологической и маркшейдерской документации, ее сохранение, а также сохранение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, маркшейдерских знаков, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем использовании участка недр, а также для его охраны; - маркшейдерские замеры объемов добытых полезных ископаемых и произведенных горных работ; - учет состояния и движения запасов, потерь и разубоживания (засорения) полезных ископаемых (геолого-маркшейдерский учет запасов), учет попутно добываемых, временно не используемых полезных ископаемых, вскрышных и вмещающих пород и образующихся отходов производства, содержащих полезные компоненты; - обоснование нормативов потерь полезных ископаемых и коэффициентов извлечения нефти и газа при их добыче; - своевременное создание геодезических маркшейдерских опорных и съемочных сетей, вынос в натуру проектных параметров строительства различных объектов, задание направлений горным и разведочным выработкам, проведение инструментальных наблюдений за процессами сдвижения горных пород, деформациями земной поверхности, зданий, сооружений, устойчивостью горных выработок, расчет и нанесение на горную графическую документацию предохранительных и барьерных целиков и границ безопасного ведения горных работ и опасных зон; - маркшейдерский контроль за соблюдением утвержденных мероприятий по безопасному ведению горных работ вблизи и в пределах опасных зон и недопущением самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых; - пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации; - наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ; - ведение горной графической документации; - учет и обоснование объемов горных разработок; - определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами.
Как следует из оспариваемого постановления, обществу вменено нарушение пункта 33 Правил охраны недр, выразившееся в повреждении маркшейдерских знаков, закрепляющих пункты N 10 и N 11 маркшейдерской опорной сети, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Исходя из положений статей 2.1 и 26.1 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
В силу статьи 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Событие - один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 26.1 Кодекса подлежат выяснению, в том числе, событие административного правонарушения и вопросы о наличии виновности лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Подробное описание существа вмененного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния.
Принимая решение о признании оспариваемого постановления незаконным, с учетом вышеприведенных положений, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности управлением наличия в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции правильно установил, что в материалах дела об административном правонарушении (процессуальных документах) приводится лишь констатация наличия в действиях общества нарушения части 2 статьи 7.2 КоАП РФ, выразившегося в повреждении маркшейдерских знаков, закрепляющих пункты N 10 и N 11 маркшейдерской опорной сети, без указания, в чем конкретно выразилось повреждение и кем именно повреждены знаки.
Поскольку Правила охраны недр, несоблюдение которых вменяется в вину общества, не конкретизируют надлежащее состояние маркшейдерских знаков, управление в силу возложенного на него бремени доказывания состава правонарушения должно было подтвердить документально, что маркшейдерские знаки повреждены таким образом, что не выполняют свои функции (предупредительные и водоохранные).
Вместе с тем, на основе имеющихся в деле доказательств у суда первой инстанции имелись сомнения относительно виновности общества в совершении вмененного правонарушения.
Дополнительное исследование указанных процессуальных документов судом апелляционной инстанции не устранило указанных сомнений.
Повторно изучив материалы дела об административном правонарушении, в том числе, акт проверки, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода нижестоящего суда о недоказанности вины общества в совершении вмененного ему правонарушения и самого события правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы прямо и безусловно подтверждали факт совершения именно обществом вмененного правонарушения. Общество отрицает факт повреждения им маркшейдерских знаков.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно с части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для вывода о том, что бесспорно, именно общество совершило вмененное правонарушение. Вина общества материалами дела не доказана.
Помимо прочего, как верно указал суд первой инстанции, в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении не отражены сведения, конкретизирующие само правонарушение. Из материалов дела не усматривается характер повреждений знаков, фотоматериалы в дело не представлены.
Поскольку Правила охраны недр, несоблюдение которых вменяется в вину общества, не конкретизируют надлежащее состояние маркшейдерских знаков, управление в силу возложенного на него бремени доказывания состава правонарушения должно было подтвердить документально, что маркшейдерские знаки повреждены таким образом, что не выполняют свои функции (предупредительные и водоохранные). Между тем, таких доказательств управление в материалы дела не представило.
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ управлением не представлено доказательств, позволяющих с достоверностью установить событие вменяемого правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Поскольку событие административного правонарушения и вина общества в его совершении достоверно не доказаны материалами административного дела, судом первой инстанции сделан правильный вывод о незаконности постановления управления от 19.12.2014 N 74-93-06, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества и отменил постановление управления от 19.12.2014 N 74-93-06 как незаконное и необоснованное.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда по настоящему делу. Апелляционная жалоба управления отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2015 по делу N А32-17/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17/2015
Истец: ОАО "ТИХОРЕЦКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМ. В. В. ВОРОВСКОГО", ОАО Тихорецкий машиностроительный завод им Воровского
Ответчик: Северо-Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору