г. Хабаровск |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А73-17411/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи И.В. Иноземцев
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Э.В.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги": не явились;
от Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа": Солдатенко Дмитрий Александрович, представитель по доверенности от 26.12.2014;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 27.02.2015
по делу N А73-17411/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Коваленко Н.Л.
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
о взыскании 279 663,33 руб.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2; далее- ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016, место нахождения: 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Серышева, 15; далее- ФКУ "ОСК ВВО", ответчик) о взыскании задолженности 279 663,33 руб. за пользование услугами телеграфной связи и услуги по предоставлению прямого провода за период с 01.08.2014 по 31.10.2014.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.02.2015 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ФКУ "ОСК ВВО" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы, со ссылкой на постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 37/13 от 04.06.2013 и N 18045/12 от 28.05.2013 приводит доводы об отсутствии государственного контракта, в рамках которого федеральный орган исполнительной власти может вступать в договорные отношения с контрагентами. По мнению ответчика, запрет на односторонний отказ со стороны оператора связи от исполнения принятого обязательства, предусмотренный статьей 51.1. Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" распространяется на правоотношения, возникшие только из заключенного государственного контракта.
ОАО "РЖД" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец выразил несогласие с ней, указав на подтверждение факта оказания услуг, регулярный характер отношений между сторонами, отсутствие заявления о прекращении оказания услуг связи.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на доводах жалобы и отмене решения суда.
ОАО "РЖД", извещенное о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило.
Судебное разбирательство проводится без участия истца в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" осуществляет деятельность на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи N 75060 от 17.06.2010 на услуги телеграфной связи, N 76175 от 14.09.2010 на услуги телефонной связи в выделенной сети связи.
17.06.2013 между ОАО "РЖД" (оператор) и ФКУ "ОСК ВВО" (пользователь) заключен договор об оказании услуг телеграфной связи N 1-ТЛ/2013, согласно которому оператор принял обязательства оказывать пользователю услуги телеграфной связи и дополнительные услуги, технологически неразрывно связанные с услугами телеграфной связи, а пользователь - оплачивать эти услуги.
Стоимость телеграфных услуг устанавливалась оператором и определялась в соответствии с тарифным планом. Срок действия указанного договора был определен до 31.12.2013 (пункт 10 договора N 1-ТЛ/2013).
Как установлено, после окончания срока действия договора, услуги связи продолжали оказываться, что подтверждается представленными в материалы дела актами оказанных услуг N 181 40027 от 31.08.2014 на сумму 55 204,72 руб., N 18290121 от 30.09.2014 на сумму 43 985,87 руб., N 18465198 от 31.10.2014 на сумму 169 781,94 руб., счетами, расшифровками к счетам, содержащим указание на вид, объем оказанных услуг (количество телеграмм, количество адресов, количество слов) и стоимость посуточно. Указанные акты подписаны сторонами спора со ссылкой на договор N 19/НС ТЛГ.
Всего услуги телеграфной связи в период с 01.08.2014 по 31.10.2014 оказаны на сумму 268 972,53 руб.
Также сторонами спора были заключены договоры N 1-ПП/2013 от 17.06.2013 и государственный контракт N 25 от 24.06.2013 об оказании услуг по предоставлению прямого провода, сроком действия до 31.12.2013.
После окончания срока действия договоров, услуги продолжали оказываться, в подтверждение чего представлены акты N 18140022 от 31.08.2014 на сумму 3 563,60 руб., N 18290117 от 30.09.2014 на сумму 3 563,60 руб., N 18465186 от 31.10.2014 на сумму 3 563,60 руб., всего на сумму 10 690,80 руб.
Акты подписаны сторонами спора со ссылкой на договор N 20/НС ПРП.
14.04.2014 ОАО "РЖД" обратилось к ФКУ "ОСК ВВО" с письмом, в котором указало на продолжение оказания услуг телеграфной связи и прямого провода на условиях ранее заключенных договоров, не подписании ответчиком ранее направленных в его адрес договоров, а также отсутствие возможности приостановить оказание услуг, что приводит к росту дебиторской задолженности. С указанным письмом повторно направлены договоры N 18/НС-ТЛ, N 19-НС-ТЛГ, N 20/НС-ПРП.
Указанные договоры ответчиком подписаны не были.
12.11.2014 в адрес ответчика направлено требование об оплате задолженности за период с 01.08.2014 по 31.10.2014 в сумме 268 972,53 руб. за услуги телеграфной связи и 10 690,80 руб. за услуги по предоставлению прямого провода, которое оставлено без удовлетворения, после чего ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, выступлении представителя стороны, и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Правоотношения сторон по настоящему спору регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи" которые действовали в период оказания услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 779, частью 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Оказание услуг связи для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг связи, заключаемого в форме государственного или муниципального контракта в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи (статья 51 Закона о связи).
В спорный период заключение контрактов для государственных нужд регламентировалось Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Установлено, что в рамках настоящего спора, правоотношения сторон возникли в связи с оказанием услуг связи вне рамок государственного контракта.
Между тем, дав оценку представленным в материалы дела документам, суд апелляционной инстанции признает доказанным факт оказания в спорный период услуг связи, в связи с чем, обязанность по оплате должна быть возложена на ответчика.
В соответствии с Правилами N 222 тарифы на услуги телеграфной связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о естественных монополиях (пункт 88 Правил).
При оказании услуги "телеграмма" (внутренней или международной) оплате подлежат: телеграфное сообщение с учетом количества оплачиваемых слов в телеграмме, категории, вида и страны назначения телеграммы; доставка (телеграфный сбор), зависящая от срока прохождения телеграммы и способа ее доставки (вручения). Оплате подлежат все слова, образующие содержание внутренней телеграммы (отметки о категории и виде телеграммы, адрес, в том числе номер отделения связи, если таковой имеется, текст, подпись, включая слова, соединяющие части многословной телеграммы) (пункты 94,95 Правил N 222).
В соответствии со статьей 54 Закона о связи, основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Факт оказания истцом услуг телеграфной связи в период с 01.08.2014 по 31.10.2014 подтвержден расшифровками услуг к счетам, сформированным по данным сертифицированного оборудования (сертификат соответствия N ОС-3-СТ-0400), используемого для объема оказываемых услуг, а также актами оказанных услуг.
Стоимость услуг соответствует тарифам, утвержденным приказами от 30.01.2013 N 27/НС "О введении в действие тарифов на услуги по передаче внутренней телеграммы", N 36/НС от 06.02.2012, N 98/НС от 03.04.2013 "О введении в действие тарифов на услуги по предоставлению прямого провода".
Расчет стоимости услуг судом проверен и признан правильным, ответчиком по существу не оспорен.
Отсутствие между сторонами в спорный период заключенного в установленном порядке государственного контракта в данном случае не освобождает ответчика от возмещения стоимости фактически оказанных услуг. В ином случае на стороне ФКУ "ОСК ВВО" возникает неосновательное сбережение денежных средств истца.
Согласно статьям 4, 21 Закона о связи, отношения в области связи регулируются также правовыми актами Президента Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с частью 4 статьи 51.1 Закона о связи, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение оказания услуг связи воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, является действиями, нарушающими безопасность государства. Такое прекращение возможно только с письменного согласия соответствующего учреждения или предприятия.
Сведений о том, что ФКУ "ОСК ВВО" в адрес истца направлялся письменный отказ от услуг связи, материалы дела не содержат.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм, поскольку факт оказания услуг связи подтвержден, невыполнение требований Закона N 444-ФЗ о проведении соответствующей процедуры заключения государственного контракта не может явиться основанием для отказа в удовлетворения требований.
Правовая позиция относительно взыскания стоимости работ, выполненных в отсутствие государственного контракта, отраженная в Постановлениях Президиума от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13, направлена, в первую очередь, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, недопущение недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков к приобретению незаконных имущественных выгод в обход Федерального закона.
Из материалов настоящего дела указанных обстоятельств не усматривается.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы, что исключает ее удовлетворение. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.02.2015 по делу N А73-17411/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17411/2014
Истец: ОАО "РЖД" в лице Читинской дирекции связи Центральной станции связи-филиала ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Читинской дирекции связи Центральной станции связи
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"