город Ростов-на-Дону |
|
12 мая 2015 г. |
дело N А53-544/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Р.Р. Илюшина, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Департамента Росприроднадзора: Шаповалов К.А., удостоверение, по доверенности от 28.12.2014 N 01/6983,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2015 по делу N А53-544/2015,
принятое судьей Пименовым С.В.
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЮФО) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания" (далее - ООО "ТЭК") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 20.03.2015 суд привлек ООО "ТЭК" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭК" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения.
В судебное заседание не явились представители ООО "ТЭК", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ООО "ТЭК".
Представитель Департамента Росприроднадзора по ЮФО в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Департамента Росприроднадзора, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 24.11.2014 N 2614, должностными лицами Департамента Росприроднадзора по ЮФО проведена выездная внеплановая проверка исполнения обществом "ТЭК" ранее выданного предписания, выданного в связи с нарушениями природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по адресам: 346770, Ростовская область, Азовский район, с. Кагальник, Кагальницкое шоссе, 11 "А"; 346770, Ростовская область, Азовский район, с. Кагальник, Кагальницкое шоссе, 11 "Б"; 346770. Ростовская область, Азовский район, поселок Зеленый, ул. Центральная, 1 А.
Результаты проверки оформлены актом N 0249/09/6364/2614/ПР/2014.
В ходе проверки установлено, что ООО "ТЭК" осуществляет деятельность по размещению отходов на основании лицензии серии 061N 00088 от 04.03.2014.
По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Департамента Росприроднадзора по ЮФО в отношении ООО "ТЭК" составлен протокол об административном правонарушении от 25.12.2014 N 0836/09/6364/2614/ПР/2014 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В протоколе указано, что обществом "ТЭК" не обеспечено соблюдение лицензионных требований, предусматривающих осуществление деятельности по размещению отходов в местах указанных в лицензии при наличии необходимых для выполнения указанной деятельности зданий, строений, сооружений (объектом размещения отходов), принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании.
Департаментом была запрошена информация у Администрации Азовского района о наличии данных, подтверждающих выполнение строительства объекта размещения отходов (полигона). Согласно представленным Администрацией сведениям (письмо от 24.12.2014 N 643) решением исполнительного комитета Азовского районного совета депутатов трудящихся от 28.10.1972 N 285-а "Об отводе земельного участка под свалку бытового мусора" был выделен исполкому Азовского городского Совета депутатов трудящихся земельный участок общей площадью 5,0 га пахотно-пригодной земли (выработанный песчаный карьер) из земель Государственного земельного фонда для организации свалки бытового мусора. Проектная документация на свалку ТБО при ее размещении не разрабатывалась. С 1972 по 2002 годы свалка эксплуатировалась муниципальными организациями г. Азова. В 2002 году администрация Азовского района постановлением от 28.03.2002 N 297 передала указанный участок в аренду ООО "Природа-ресурс" для организации полигона для утилизации отходов ТБО, с которыми в последствии договор продлен не был.
С 2009 года по настоящее время эксплуатацию данного земельного участка переданного под эксплуатацию полигона ТБО осуществляет ООО "ТЭК".
За период эксплуатации переданного в эксплуатацию земельного участка никакой проектной документации на данный объект разработано не было, объекты капитального строительства не размещались, соответственно документов на ввод объекта в эксплуатацию, а также иных документов, удостоверяющих выполнение строительства, не имеется.
Также была запрошена информация в отделе государственной экологической экспертизы и нормирования Департамента. По представленным данным государственная экологическая экспертиза объекта, эксплуатируемого ООО "ТЭК" Департаментом не проводилась. Заключение государственной экологической экспертизы ООО "ТЭК" не выдавалось. Кроме того, отделом представлена информация о том, что ООО "ТЭК" в 2008 году получило положительное заключение государственной экологической экспертизы по "Материалам обоснования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов".
Таким образом, по мнению Департамента, в настоящее время общество осуществляет эксплуатацию свалки ТБО при отсутствии действующей проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, то есть свалка ТБО является несанкционированной и не соответствует установленным требованиям, что является грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных пп. "а" п. 3 Положения о лицензировании, пп. 1 п. 3 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения уведомления 19.12.2014 сотруднику общества (л.д. 17).
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Департамент Росприроднадзора по ЮФО направил материалы дела об административном правонарушении, в том числе протокол от 25.12.2014 N 0836/09/6364/2614/ПР/2014, в арбитражный суд для рассмотрения заявления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 3 "Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Пунктом 4 Положения N 255 установлено, что грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "в", "е" и "ж" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов является специальное оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В силу статьи 12 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Частью 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Пунктом 4.11 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения", введённого в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ) установлено, объектом размещения отходов являются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определённых количествах и на установленные сроки.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утверждён порядок ведения государственного кадастра отходов, в соответствии с которым порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок) устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (пункт 1). Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведётся по единой для Российской Федерации системе (пункт 2).
Разделом III Порядка установлено, что государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 16). Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведённой в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утверждёнными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520).
Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация (пункт 5).
Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора: для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов; в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами (пункт 7).
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается грубое нарушение обществом "ТЭК" лицензионных требований при осуществлении деятельности по размещению отходов на основании лицензии 061N 00088 от 04.03.2014, выразившееся в отсутствии соответствующего установленным требованиям объекта размещения отходов, в том числе внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, наличие в действиях ООО "ТЭК" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
В силу специфики осуществляемой деятельности, осуществление деятельности по размещению отходов при отсутствии соответствующего установленным требованиям объекта размещения отходов, представляет угрозу для санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды, жизни и здоровья людей.
С учетом изложенного, обществом допущено грубое нарушение лицензионных требований.
ООО "ТЭК", будучи лицом, осуществляющим с грубыми нарушениями лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, ООО "ТЭК" не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом в материалы дела не представлено доказательств принятия каких-либо мер на обеспечение осуществляемой деятельности установленным лицензионным требованиям.
Судом не принимаются во внимание ссылки общества на существование полигона ТБО с 1972 года.
Как указано ранее, полигон эксплуатируется с 1972 года. После поступления земельного участка и полигона в пользование ООО "ТЭК", общество должно было принять меры по приведению полигона в соответствие с действующими требованиями, в том числе в части наличия объекта размещения отходов, подлежащего внесению в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно представленным в материалы дела договорам аренды земельных участков от 27.01.2014 на участках отсутствуют объекты недвижимости, участки предоставляются для организации полигона по утилизации твердых бытовых отходов (л.д. 91, 100 том 1).
Кроме того, каких-либо мер, направленных на недопущение нарушения лицензионных требований, не было принято обществом длительное время, в том числе после получения предписания, выданного по результатам проверки от 27.06.2014.
Правонарушение в виде нарушения лицензионных требований выявлено в результате внеплановой выездной проверки исполнения ранее выданного предписания от 27.06.2014 N 1-0111/09/6364/1087/ПР/2014.
Общество ссылается на невозможность приостановления деятельности полигона. Однако обществом не представлено доказательств принятия каких-либо мер, направленных на приведение осуществляемой деятельности в соответствие с лицензионными требованиями без приостановления деятельности полигона.
Обществом также не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению требований законодательства.
Таким образом, обществом допущено виновное совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых отношений (санитарно-эпидемиологическое состояние окружающей среды, жизнь и здоровье людей) и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Решение суда вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Правонарушение выявлено в декабре 2014 года (акт проверки от 25.12.2014, протокол об административном правонарушении от 25.12.2014).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы ООО "ТЭК", изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ООО "ТЭК".
Таким образом, решение суда от 20.03.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20 марта 2015 года по делу А53-544/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-544/2015
Истец: Департамент Росприроднадзора по ЮФО, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу
Ответчик: ООО "Ростовская Топливно-Энергетическая компания", ООО "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"