г. Москва |
|
05 мая 2015 г. |
Дело N А41-76353/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Долгопрудный Московской области: Афанасьева Г.В., по доверенности от 28.11.2014 N 71-2014,
от ОАО "КСХП "Химки": Варичева Ю.В., по доверенности от 12.11.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Долгопрудный Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2015 по делу N А41-76353/14, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ОАО "КСХП "Химки" к Администрации города Долгопрудного Московской области, о признании незаконным проведения внеплановой выездной проверки,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "КСХП "Химки" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации города Долгопрудного Московской области (далее - администрация) с заявлением о:
- признании незаконным проведения внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства ОАО "КСХП "Химки" на основании распоряжения администрации города Долгопрудного от 04.09.2014 N 41-МК о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "КСХП "Химки" и распоряжения администрации города Долгопрудного от 17.09.2014 N 55-МК о продлении сроков проведения внеплановых выездных проверок ОАО "КСХП "Химки" органом муниципального земельного контроля на земельном участке, расположенном по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, в районе микрорайона Шереметьевский, микрорайона Павельцево, территория ЗАО "КСХП "Химки", из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", с кадастровым номером 50: 42:0040201:146, общей площадью 20 000 кв. метров, и составления акта проверки N 48 от 26.09.2014;
- признании недействительным предписания администрации города Долгопрудного Московской области от 26.09.2014 N 25 об устранении допущенных нарушений на указанном земельном участке.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.02.2015 признано недействительным предписание администрации города Долгопрудный Московской области от 26.09.2014 N 25; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано; с администрации города Долгопрудный Московской области в пользу ОАО "КСХП "Химки" взыскано 4 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель администрации поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требования общества о признании недействительным предписания администрации от 26.09.2014 N 25 и взыскания с нее 4 000 рублей судебных расходов, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "КСХП "Химки" принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенном по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, в районе микрорайона Шереметьевский, микрорайона Павельцево, территория ЗАО "КСХП "Химки", из земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", с кадастровым номером 50: 42:0040201:146, общей площадью 20 000 кв. метров (том 1 л.д. 115).
На основании распоряжения администрации города Долгопрудного от 04.09.2014 N 41-МК о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "КСХП "Химки" и распоряжения администрации города Долгопрудного от 17.09.2014 N 55-МК о продлении сроков проведения внеплановых выездных проверок ОАО "КСХП "Химки" органом муниципального земельного контроля была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства ОАО "КСХП "Химки" на указанном выше земельном участке.
В результате проверки орган муниципального земельного контроля пришел к выводу, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" проверяемый земельный участок обладает признаками неиспользования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности.
Исходя из содержания акта проверки от 26.09.2014 администрацией по результатам внеплановой выездной проверки общества было выдано предписание администрации города Долгопрудного Московской области N 25 об устранении допущенных нарушений на указанном земельном участке, обязывающее ОАО "КСХП "Химки" провести мероприятия по сохранению почвы и ее плодородия, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель, провести мероприятия по защите от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями (том 1 л.д. 127-128).
Полагая, что действия администрации города Долгопрудного Московской области, выразившиеся в проведении проверки, составлении акта и выдаче предписания, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, ОАО "КСХП "Химки" обратилось в Арбитражный суд Московской области с указанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования общества в части, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии предписания администрации города Долгопрудного Московской области от 26.09.2014 N 25 об устранении допущенных нарушений на указанном земельном участке действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении N 6/8 от 01.07.1996, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 и статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) под муниципальным земельным контролем понимаются деятельность уполномоченных органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за порядком землепользования и исполнением требований земельного законодательства и муниципальных правовых актов в сфере землепользования при осуществлении органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 8 Устава городского округа Долгопрудный Московской области, принятого решением Совета депутатов г. Долгопрудного Московской области от 17.02.2012 N 13-нр, органом муниципального контроля является администрация.
Статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлен перечень оснований для проведения внеплановой проверки. Как следует из части 5 указанной статьи, проверки учреждений, унитарных предприятий, иных некоммерческих и коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей по согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации могут проводиться при одновременном наличии следующих условий: проверка является выездной; проверка является внеплановой; проверка проводится по основаниям, указанным в пунктах "а" и "б" п. 2 части 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, внеплановая выездная проверка произведена администрацией с целью исполнения требования прокурора г. Долгопрудного от 20.08.2014 N 7-1-2014.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что оспариваемые распоряжения соответствуют действующему законодательству, поэтому требования ОАО "КСХП "Химки" о признании незаконным проведения внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства ОАО "КСХП "Химки" на основании распоряжения администрации города Долгопрудного от 04.09.2014 N 41-МК о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "КСХП "Химки" и распоряжения администрации города Долгопрудного от 17.09.2014 N 55-МК о продлении сроков проведения внеплановых выездных проверок ОАО "КСХП "Химки" удовлетворению не подлежат.
Статьей 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны в том числе выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В ходе проведения проверки земельного участка выявлены нарушения обществом требований подпунктов 1, 3, 6, 7 пункта 1 статьи 13, статьи 42 ЗК РФ, выразившиеся в непроведении мероприятий по защите земельного участка от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями, непроведении мероприятий по сохранению почв и их плодородия и неиспользовании земельного участка в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
По результатам проверки обществу выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 26.09.2014 N 25 в установленный срок, а именно: устранить допущенные нарушения - обществу в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством провести мероприятия по сохранению почвы и её плодородия, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель, провести мероприятия по защите от зарастания деревьями, кустарниками и сорными растениями земельного участка.
Довод общества и соответствующий вывод суда первой инстанции об отсутствии возможности исполнения предписания являются несостоятельными, так как в предписании не содержится каких-либо указаний на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, а содержится указание на необходимость проведения мероприятий по защите от зарастания земельного участка. Данная обязанность по проведению мероприятий по защите земель возложена на собственника таких земель статьями 13, 42 ЗК РФ, при этом виды мероприятий по защите земельного участка от зарастания общество вправе выбрать, как собственник, по-своему усмотрению и провести их.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, оспариваемое предписание администрации является законным, у суда первой инстанции отсутствовали основания для обратного вывода.
При этом апелляционный суд принимает во внимание требования к законности судебного акта и к единообразию в применении судами норм права (судебные акты по делам N N А41-75716/14, А41-75717/14, А41-75718/14, А41-76327/14).
В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей остаются на обществе как на проигравшей стороне.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2015 по делу N А41-76353/14 отменить в части признания недействительным предписания администрации города Долгопрудный Московской области от 26.09.2014 N 25, выданного открытому акционерному обществу "КСХП "Химки", и взыскания с администрации города Долгопрудный Московской области в пользу открытого акционерного общества "КСХП "Химки", 4 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2015 по делу N А41-76353/14 оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76353/2014
Истец: ОАО "КСХП "Химки"
Ответчик: Администрация г. Долгопрудного
Третье лицо: Администрация г. Долгопрудного