г. Томск |
|
8 мая 2015 г. |
Дело N А45-24295/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Кривошеиной С. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой А. Г.
без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "СПАС-Дом" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.02.2015 по делу N А45-24295/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Емельянова Г. М.), по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "СПАС-Дом" (ИНН 5405311268, ОГРН 1065405025168), г.Новосибирск, к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, г.Новосибирск, о признании незаконным постановления от 18.11.2014 N 1249-14,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "СПАС-Дом" (далее - заявитель, ЗАО "УК "СПАС-Дом", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - административный орган, Инспекция) от 18.11.2014 N 1249-14 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Дело рассмотрено Арбитражным судом Новосибирской области в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "УК "СПАС-Дом" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.02.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоразмерность наказания совершенному правонарушению, возможность применения положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в порядке статьи 262 АПК РФ представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с целью проверки обращения собственника многоквартирного жилого дома N 1/2 по ул. Оловозаводская в г. Новосибирске Мекко А.В., Управлением муниципальной жилищной инспекции мэрии города Новосибирска на основании приказа начальника Управления УМЖИ Иванова А.А. от 02.10.2014 N 1473 в период с 07.10.2014 по 24.10.2014 проведена внеплановая выездная проверка ЗАО "УК "СПАС-Дом".
При проведении мероприятий по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности указанного дома, предоставлению коммунальных услуг, установлено, что Общество осуществляет содержание многоквартирного жилого дома N 1/2 по ул. Оловозаводская в г. Новосибирске с нарушением пунктов 3.2.18, 4.8.15, 5.6.2, 4.7.1, 4.8.14, 3.2.3, 4.6.1.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.03.2003 N170, подпунктов б), г) пункта 10, подпунктов в), з) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, а именно: не обеспечено исправное состояние окон в помещениях лестничных клеток; не обеспечено исправное состояние водоотвода внутреннего водостока в помещениях лестничных клеток; не обеспечено наличие запорных устройств этажных щитков.
По факту выявленных нарушений Инспекцией в отношении ЗАО "УК "СПАС-Дом" составлен протокол об административном правонарушении N 05-10-101/77 от 06.11.2014 и вынесено постановление N 1249-14 от 18.11.2014 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, об отсутствии существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении и основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Поддерживая вывод суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В силу статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших, в том числе, нарушение установленных правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктами 3.1.-3.4. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части КоАП РФ" субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Из материалов дела следует, что ЗАО "УК "СПАС-Дом" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 1/2 по ул. Оловозаводская в г.Новосибирске на основании договора управления многоквартирным домом N100К/585 от 01.03.2007.
Заключив договор управления многоквартирным домом, Общество в силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, Общество является лицом, ответственным за содержание и обслуживание данного жилищного фонда и, соответственно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Согласно статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Содержание и обслуживание жилого фонда осуществляется в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с Правилами N 170 организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работ.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе с соблюдением безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт б); прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт г).
В пункте 11 Правил N 491 определены конкретные меры по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях (подпункт в), текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт 3).
Административным органом установлено, что ЗАО "УК "СПАС-Дом" не обеспечено исправное состояние окон в помещениях лестничных клеток; не обеспечено исправное состояние водоотвода внутреннего водостока в помещениях лестничных клеток; не обеспечено наличие запорных устройств этажных щитков в многоэтажном доме N 1/2 по ул. Оловозаводская в г. Новосибирске, чем нарушены пункты 3.2.18, 4.8.15, 5.6.2, 4.7.1, 4.8.14, 3.2.3, 4.6.1.1 Правил N 170, подпунктов б), г) пункта 10, подпунктов в), з) пункта 11 Правил N 491.
При этом приняв на себя обязанности по оказанию на возмездной основе услуг по управлению объектом жилищного фонда, Общество должно в пределах переданных ему собственниками помещений полномочий руководствоваться Правилами N 170, Правилами N 491.
Факт несоблюдения Обществом требований пунктов 3.2.18, 4.8.15, 5.6.2, 4.7.1, 4.8.14, 3.2.3, 4.6.1.1 Правил N 170, подпунктов б), г) пункта 10, подпунктов в), з) пункта 11 Правил N 491 при осуществлении функции по содержанию жилого дома N 1/2 по ул. Оловозаводская в г. Новосибирске установлен административным органом, судом первой инстанции, подтвержден материалами дела (в том числе актом проверки N1473-01-21/18 от 24.10.2014, протоколом N 05-10-101/77 от 06.11.2014, иными материалами административного дела) и по существу заявителем не оспаривается.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ЗАО "УК "СПАС-Дом" не представило в материалы дела доказательств того, что в период управления многоквартирным домом N 1/2 по ул. Оловозаводская в г. Новосибирске оно выполняло систематические действия по выявлению неисправностей и принимало надлежащие меры к их устранению.
Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях ЗАО "УК "СПАС-Дом" объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае вина Общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения указанных выше правил содержания и ремонта многоквартирного жилого дома, однако им не были приняты все зависящие от него соответствующие меры.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения заявителем требований законодательства, а также о том, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 7.22 КоАП РФ, и вина в его совершении.
Выводы суда об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного мотивированы применительно к положениям статьи 2.9 КоАП РФ, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 18, 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09.04.2003 N 116-О.
Приведенные Обществом в обоснование малозначительности обстоятельства: правонарушение не влечет угрозу надежности и безопасности конструкции многоквартирного дома, не представляет существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, не повлекло каких-либо тяжких последствий, в действиях не усматривается пренебрежительного отношения к исполнению своих обязанностей, не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая совершения правонарушения, и не могут быть отнесены к обстоятельствам малозначительности правонарушения (пункт 18, абзац 3 пункта 18.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
При этом, суд апелляционной отмечает, что в рассматриваемом случае Обществу не вменяется неосуществление очистки фасадов дома от надписей и рисунков, приведенное в обоснование малозначительности правонарушения при указании на отсутствие угрозы надежности и безопасности конструкции многоквартирного дома.
Состав вмененного Обществу административного правонарушения, является формальным, следовательно, административная ответственность наступает за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления неблагоприятных последствий.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Из материалов дела не следует надлежащее исполнение Обществом соответствующих публично-правовых обязанностей.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, принимая во внимание, что выявленные нарушения ущемляют права и интересы граждан, проживающих в указанном жалом доме, приводят к преждевременному разрушению переданного в управление жилищного фонда, апелляционный суд не усматривает обстоятельств для квалификации совершенного заявителем административного правонарушения в качестве малозначительного.
Добровольно устранение выявленных нарушений (акты выполненных работ N N 1,2 от 07.11.2014) не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности.
Процессуальных нарушений, повлекших нарушение прав Общества при привлечении его к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Мера ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. соразмерна характеру совершенного административного правонарушения, степени вины, последствиям допущенного правонарушения, размер административного штрафа определен с учетом степени вины заявителя в пределах санкции, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, в минимальном размере.
Поскольку материалами дела подтверждено наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи, отсутствуют основания для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления N 1249-14 от 18.11.2014.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 229, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.02.2015 по делу N А45-24295/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С. В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24295/2014
Истец: ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ