г. Вологда |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А44-6763/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 15/2" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 февраля 2015 года по делу N А44-6763/2014 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 15/2" (ИНН 5321156619, ОГРН 1125321005259; место нахождения: 173000, Великий Новгород, улица Славная, дом 50, корпус 1; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Новгородской области (ОГРН 1035300272171; ИНН 5321091224; место нахождения: 173000, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 12; далее - Инспекция) о признании недействительным предписания от 14.07.2014 N 731/Н 36-14.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что Общество не является надлежащим субъектом, обязанным исполнять оспариваемое предписание, поскольку выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с договором об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома только в рамках принятых собственниками помещений решений. Ссылается на неразумность сроков исполнения требований, изложенных в предписании в части выполнения работ по ремонту фасада, указывая на срок изготовления колерного паспорта здания. Также указывает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185/ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" замена покрытий крыш относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Правительства Новгородской области от 10.07.2014 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка (приказ от 10.07.2014 N 731) в отношении жилых домов N 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 по улице Новолучанской в Великом Новгороде с целью контроля за содержанием жилищного фонда.
По результатам проверки составлен акт от 14.07.2014 N 731/Н 36-14, Обществу выдано предписание от 14.07.2014 N 731/Н 36-14, согласно которому заявителю предписано привести штукатурные и окрасочные слои фасада дома N 36 по улице Новолучанской в надлежащее состояние: произвести выборочный ремонт штукатурного слоя, окраску поврежденных участков фасада в соответствии с колерным паспортом; восстановить поврежденную кирпичную кладку и штукатурный слой оголовков, восстановить поврежденное шиферное покрытие.
Срок действия предписания решением Инспекции от 30.10.2014 N 731/Н-36-14 продлен до 15.04.2015 (лист дела 66).
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определено, что в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Исходя из частей 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 2, 10 Правил N 491 управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Пунктом 12 Правил N 491 предусмотрено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.1 статьи 161 ЖК РФ, пункта 42 Правил N 491 при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из содержания изложенных норм в совокупности следует, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома при непосредственном управлении обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Как усматривается из материалов дела, на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 36 по улице Новолучанской в Великом Новгороде, в доме избран способ управления - непосредственное управление (листы дела 8 - 9).
По условиям договора об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу ул. Новолучанская, д. 36 от 01.11.2012 N 11, заключенного между Обществом (исполнитель) и собственниками помещений указанного многоквартирного дома, исполнитель по заданию собственника обязуется за вознаграждение в объеме фактически собранных денежных средств оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Технические правила и нормы жилых помещений, правила по их эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции, содержанию жилых помещений и обеспечению их сохранности установлены в Правилах N 170.
Пунктом 4.2.1.1 указанных Правил предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Как указано в пункте 4.2.3.1. Правил N 170, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Пунктом 4.6.1.2. указанных Правил предусмотрено, что следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Согласно пункту 4.2.3.13. Правил N 170 окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей. Окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест.
В соответствии с пунктом 5.5.6. Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна: обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора.
Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 2909, предусмотрено, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относятся: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Факт нарушения вышеперечисленных положений Правил N 170 подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом.
Выявленные Инспекцией в ходе проведения проверки нарушения относятся к текущим работам.
При этом все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В рассматриваемом случае согласно условиям договора об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества названного многоквартирного дома на Общество возложены обязанности по организации содержания и ремонта общего имущества указанного жилого дома.
Общество не оспаривает тот факт, что оно является организацией, принявшей на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту указанного жилого дома.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что Общество добровольно приняло на себя обязанности по выполнению работ и предоставлению услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в полном объеме, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений.
Таким образом, Общество, выступая в рассматриваемых отношениях обслуживающей организацией, является ответственным за содержание и ремонт указанного выше многоквартирного дома и в силу этого обязано исполнять требования Правил N 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
В связи с изложенным довод подателя жалобы об отсутствии решения собственников о проведении соответствующих работ обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В рассматриваемом случае Обществом не доказано, что нарушение требований Правил N 170 вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, которые управляющая организация не могла предвидеть при обычной степени заботливости и осмотрительности.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, Общество должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Ссылка заявителя на длительность оформления колерного паспорта как основание незаконности вынесенного предписания в связи с неразумностью срока устранения соответствующего недостатка правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку подобное основание может служить поводом для обращения Общества с заявлением о продлении срока исполнения предписания, но не его незаконности.
Довод Общества о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185/ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" замена покрытий крыш относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, отклоняется апелляционной инстанцией как несостоятельный, поскольку в рассматриваемом случае оспариваемым предписанием Обществу предписано восстановить поврежденное шиферное покрытие, на котором согласно акту проверки выявлено наличие сколов, то есть местных разрушений, которые сами по себе не свидетельствуют о необходимости проведения капитального ремонта кровли.
Довод подателя жалобы со ссылкой на перечень субъектов, которым в соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, Инспекция имеет право выдавать предписания, о том, что Общество не является ни собственником, ни владельцем, ни пользователем жилищного фонда, следовательно, предписание выдано не надлежащему субъекту, не принимается апелляционным судом в связи со следующим.
Положение о государственной жилищной инспекции, на которое ссылается податель жалобы, 24.06.2013 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", в соответствии с пунктом 9 которого к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках государственного жилищного надзора, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федеральная служба по надзору Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
При таких обстоятельствах довод Общества о выдаче предписания ненадлежащему субъекту является несостоятельным.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 февраля 2015 года по делу N А44-6763/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 15/2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6763/2014
Истец: ООО "УК N 15/2"
Ответчик: Управление государственной жилищной инспекции Новгородской области