Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2015 г. N 03АП-1577/15
г. Красноярск |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А33-12957/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" мая 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от заявителя (гаражного специализированного потребительского кооператива "Северный-3") - Ануприенко А.В., представителя по доверенности от 26.02.2015;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу гаражного специализированного потребительского кооператива "Северный-3"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" февраля 2015 года по делу N А33-12957/2014, принятое судьёй Куликовой Д.С.
установил:
гаражный специализированный потребительский кооператив "Северный - 3" ИНН 2465077899, ОГРН 1032402652765 (далее - ГСПК "Северный-3", кооператив) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит:
1. признать неправомерным бездействие Министерства обороны Российской Федерации ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284 (далее - министерство обороны) по уклонению от передачи по акту приема-передачи администрации города Красноярска земельного участка, площадью 2 га, прилегающего к бывшему военному городку N 33 г. Красноярска в/ч 41154 СибВО, расположенного по ул. Малиновского, 22 / Мате Залки, 38Г (северо-восточнее территории в/ч 41154, юго-восточнее жилой застройки ул. М. Залки N 24, 30, 38, под 252 гаражными боксами кооператива в г. Красноярске) занимаемого гаражными боксами членов гаражного специализированного потребительского кооператива "Северный - 3" (далее - спорный земельный участок) в период с 1994 года по настоящее время;
2. признать неправомерным бездействие администрации города Красноярска ИНН 2451000840, ОГРН 10224026557580 (далее - администрация) по принятию от министерства обороны по акту приема-передачи спорного земельного участка в период с 1994 года по настоящее время;
3. обязать министерство обороны поставить спорный земельный участок на кадастровый учет, передать администрации для передачи в пользование кооператива.
Определениями суда от 21.07.2014, 18.09.2014, 20.10.2014, 19.11.2014, 13.01.2015 к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, департамента градостроительства администрации города Красноярска, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю, администрации Советского района в городе Красноярске, департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, Елизарьева Александра Юрьевича, Школьной Веры Григорьевны, Пичуркина Геннадия Юрьевича, Иванова Алексея Андреевича, Саломатова Михаила Федеровича, Щеблякова Евгения Степановича, Энграф Тамары Иосифовны, Мясникова Александра Сергеевича, Пилягина Георгия Александровича, Жучкова Ивана Ивановича, Кобылянцева Александра Аркадьевича, Прокопьевой Лидии Поликарповны, Кирш Тамары Федоровны, Помеловой Натальи Михайловны, Скомаровского Алексея Михайловича, Гарнатка Татьяны Валентиновны, Окладникова Михаила Юрьевича, Кузнецова Игоря Ивановича, Карповой Валентины Алексеевны, Новикова Василия Павловича, Лопухова Сергея Леонидовича, Попова Ивана Ивановича, Белошапкина Дмитрия Николаевича, Степановой Нины Михайловны, Вишнякова Геннадия Константиновича, Горбачева Александра Николаевича, Золовой Натальи Евгеньевны, Багдасаровой Людмилы Дмитриевны, Ряполова Владимира Михайловича, Шишова Владимира Васильевича, Окладниковой Татьяны Кирилловны, Елифантьева Юрия Валерияновича, Лукьяновой Людмилы Захаровны, Усковой Галины Ивановны, Матанина Александра Анатольевича, Волковой Галины Анатольевны, Рощупкиной Галины Степановны, Вершинина Льва Васильевича, Захаровой Раисы Петровны, Бурматова Петра Петровича.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГСПК "Северный-3" обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает некорректным вывод суда о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления кооперативу земельного участка для строительства гаражных боксов, а представленные заявителем в материалы дела письма и заключения сами по себе не являются распорядительными документами, подтверждающими факт предоставления ему земельного участка. Представленные документы подтверждают тот факт, что, несмотря на имеющиеся основания, министерство обороны не настаивало на передаче, а администрация не передала земельный участок в пользование кооператива, не приняла соответствующих распорядительных актов.
Кооператив указывает, что поскольку гаражные боксы находятся в границах военного городка, то применению к спорным правоотношениям подлежит Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По мнению кооператива, ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. В ответе от 29.05.2014 администрация не оспаривает наличие компетенции в спорном вопросе, что подтверждает обоснованность заявленных требований.
Также заявитель указывает, что судом первой инстанции нарушен предусмотренный частью 1 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок рассмотрения дела N А33-12957/2014.
Администрация и ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых не согласились с изложенными в ней доводами, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, министерство обороны и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации по адресу: http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Командир воинской части 41154 Сибирского военного округа (далее - СибВО) в 1994 году ходатайствовал перед вышестоящим командованием СибВО о предоставлении земельного участка площадью 2 га, прилегающего к территории части, под строительство гаражей, из земель военного городка N 33.
Начальник КЭО СибВО полковник Куян Г.З. рассмотрев возможность размещения гаражных боксов на испрашиваемом земельном участке подтвердил возможность передачи данного участка, прилегающего к территории склада АТИ, для целей указанных в ходатайстве командира воинской части 41154, цели и доложил об этом командующему СибВО генерал-полковнику Копылову В.А., что следует из докладной от 01.08.1994.
Письмом исх. N 29/1/292 от 14.11.1994 Управление СибВО уведомило командира войсковой части 41154 и начальника КЭЧ Красноярского района о том, что по ходатайству начальник строительства и расквартирования ВС РФ N147/3л/6426 от 11.10.1994 разрешил передать испрашиваемый земельный участок площадью 2 га из земель военного городка N 33 в г. Красноярске под строительство капитальных гаражей для военнослужащих.
Постановлением администрации Советского района г. Красноярска от 09.05.1995 N 902 зарегистрирован гаражно-строительный кооператив "Северный-3" и утвержден его Устав.
Начальником КЭЧ Красноярского района направлено письмо от 03.11.1995 исх. N 3/1089 главному архитектору г. Красноярска с просьбой согласовать отчуждение земельного участка и выдать разрешение на строительство гаражей, с приложением разрешения на строительство гаражей, подписанного 11.10.1994 начальником строительства и расквартирования ВС РФ N147/3л/6426, и генплана застройки.
В ответ на указанное обращение главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Красноярска 02.02.1996 выдало заключение N 398 по закреплению вышеуказанной территории, согласно которому первая очередь гаражей выстроена самовольно без предоставления генплана; строительство второй очереди гаражей возможно после согласования проекта с ГУАГ и регистрации строительства в ГАСН. В данном заключении комитету по земельным ресурсам и благоустройству дается указание по отчуждению территории воинской части 41154 в пользу кооператива.
Начальником отдела архитектуры и землеустройства Советского района г. Красноярска в адрес председателя кооператива направлено письмо от 15.03.2000 исх. N 40 о том, что в 1995 году администрация Советского района согласовала строительство гаражей и ходатайствовала о включении в списки кооператива 4 граждан.
В материалы дела представлен акт от 15.01.2001 согласования границ земельного участка.
Из письма Красноярской КЭЧ от 26.11.2003 N 3/4522 следует, что строительство индивидуальных гаражей боксового типа начато в 1994 году без оформления документов в местных органах власти. Письмом от 12.07.2010 N 3/3208 ФГУ "Красноярская КЭЧ района" не подтвердила факт передачи земельного участка под строительство личных гаражей для военнослужащих.
В подтверждения согласования строительства гаражей кооперативом представлены следующие документы:
- заключение ГПС от 28.09.1999 N 101-1241, согласно которому размещение наземных гаражей на выбираемой площадке в районе войсковой части 41154 г. Красноярска возможно при условии устройства второго пожарного гидранта;
- заключение комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Красноярска от 30.12.2005 N 26.173 о возможности сохранения самовольных построек (гаражных боксов в количестве 239 единиц в границах красных линий согласно прилагаемой схеме) при условии использования строений и участка и соответствии с градостроительным регламентом зоны, соблюдения экологический, санитарных, пожарных, строительных и иных нормативных требований и правил;
- заключение управления архитектуры администрации города Красноярска от 13.06.2007 N 10895 по закреплению территории на правах аренды под 241 боксом;
- заключение ОАО "КрасноярскГражданПроект" от 20.10.2006 N 13-3537/15 о возможности сохранения гаражей, расположенных в соответствии с проектными красными линиями (за исключением боксов 1, 2, 3, 4, 5, 59, 60, 61, 136, 137, 138), и не противоречащих генплану застройки;
- экспертное заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 13.12.2006, согласно которому 252 капитальных наземных гаражных бокса на одно машиноместо ГСПК "Северный-3" по адресу: ул. Армейская, в/ч 41154, боксы N 1-252 в Советском районе г. Красноярска соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- заключение ОАО "Научно-технический прогресс" от 22.12.2006 N 1-1172 о соответствии 252 гаражных боксов СНиП, о том, что боксы находятся в работоспособном состоянии и их безопасная эксплуатация в течение нормативного срока службы обеспечена, сохранение гаражных боксов не создает угрозу жизни и здоровью граждан;
- разрешение отдела ГИБДД УВД г. Красноярска от 27.04.2007 N 38Г-584 о возможности размещения гаражного комплекса.
- заключение ЦГСЭН г. Красноярска от 07.10.1999 N 176 по отводу земельного участка под строительство, согласно которому данное заключение было выдано на основании заявления, выкопировки из Генплана, извещения КАиГ N6564 от 08.09.1999, согласования администрации Советского района от 28.09.1999, межрайонного комитета по охране окружающей среды от 10.10.1999, согласования с в/ч 41154 от 14.11.1991, согласования с пожарной службой N 1101 от 28.09.1999.
Согласно письму Управления архитектуры администрации г.Красноярска от 19.03.2008 N 1396 разрешение на строительство гаражного комплекса не выдавалось, участок для строительства не предоставлялся, гаражи являются самовольной постройкой; администрация города Красноярска вправе распоряжаться только той территорией, которая находится в муниципальной собственности; значительная часть гаражей ГСПК "Северный-3" расположена на территории, находящейся в государственной собственности, администрация г. Красноярска не имеет возможности предоставить в аренду участок в указанных границах.
СПГК "Северный-3" обратился к администрации, министерству обороны, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России с письмом от 31.03.2014 о принятии необходимых мер по приемке-передаче спорного земельного участка, постановке его на кадастровый учет, регистрации права собственности на него и передаче его в пользование кооперативу.
Согласно письму ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России от 22.04.2014 N 141/5/9/5125 пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, до января 2016 года; указанный запрет не распространяется на случаи предоставления земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц; правоустанавливающие документы на право собственности гаражами заявителем не представлены.
Департамент имущественных отношений министерства обороны (департамент) направил в адрес заявителя письмо от 22.05.2014 N 141/14833, согласно которому испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка министерства обороны с кадастровым номером 24:50:0000000:145740 площадью 268 720 кв.м, с местоположением: г. Красноярск, Советский район, ул. Малиновского; на земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России; в настоящее время департаментом осуществляются мероприятия по перерегистрации прав на него; кроме того, в рамках исполнения заключенного Минобороны России государственного контракта на земельном участке планируется строительство двух жилых домов для военнослужащих; после завершения строительства, проведения на основании проекта планировки территории, утвержденного органами местного самоуправления, работ по образованию земельных участков под жилыми домами и регистрации прав Минобороны России на них департамент готов рассмотреть вопрос о передаче испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность.
Из письма администрации от 29.05.2014 N 08-3730 следует, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности гаражные боксы кооператива (1-я очередь) по указанному адресу частично расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:145740, который был поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"; в настоящее время рассматриваемый земельный участок является собственностью Российской Федерации и используется в качестве территории военного городка N 33; часть гаражных боксов кооператива (2-я очередь) расположена на земельном участке, являющемся муниципальной собственностью; администрация не вправе распоряжаться федеральной собственностью; действующим законодательством предусмотрена возможность передачи в установленном порядке федерального имущества в муниципальную собственность; в рамках проводимой работы по передаче объектов недвижимого имущества высвобождаемых военных городков министерства обороны администрация неоднократно выражала согласие на прием в муниципальную собственность, в том числе, земельного участка, используемого для размещения военного городка N 33; по состоянию на 28.05.2014 приказ министерства обороны о передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:145740, занимаемого военным городком N 33, в адрес администрации не поступал; гаражные боксы кооператива отвечают признакам самовольной постройки, а их размещение не соответствует видам разрешенного использования земельных участков в границах муниципального образования "город Красноярск".
Кооператив оспорил бездействие министерства обороны и администрации города Красноярска по передаче в муниципальную собственность спорного земельного участка в судебном порядке, ссылаясь на то, что такое бездействие является незаконным и нарушает права и законные интересы ГСПК "Северный-3".
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя кооператива и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Суд первой инстанции правильно указал на соблюдение кооперативом срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при обращении с требованием о признании незаконным бездействия министерства обороны и администрации, поскольку о нарушении своих прав он мог узнать из писем департамента от 22.05.2014 N 141/14833 и администрации от 29.05.2014 N 08-3730.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) государственных и муниципальных органов недействительными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие таких действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Строительство гаражных боксов ГСПК "Северный-3" осуществлено в период действия Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1.
Согласно статье 80 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Земельные участки, предоставленные для гаражного строительства, используются для возведения построек, необходимых для хранения и обслуживания автомобилей, других средств транспорта (статья 81 Земельного кодекса РСФСР).
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
Согласно статье 88 Земельного кодекса РСФСР землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложению N 1 к указанному Постановлению, объекты государственной собственности, в том числе имущество Вооруженных Сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов Внутренних дел Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности, относятся исключительно к федеральной собственности.
Следовательно, кооператив просит признать незаконным бездействие министерства обороны и администрации по оформлению передачи в муниципальную собственность спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.
Частью 6 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N423-ФЗ) установлено, что если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в муниципальную собственность в соответствии с названным Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
Из части 1 статьи 3 названного закона следует, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо в муниципальную собственность принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом является министерство обороны.
Частью 3 статьи 3 Закона N 423-ФЗ предусмотрена возможность обращения с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества главы поселения или главы городского округа, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество. Уполномоченный орган обязан принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность или об отказе в такой передаче.
Статьей 6 Закона N 423-ФЗ часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N122-ФЗ) дополнена абзацем следующего содержания:
"Порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом".
Из положений приведенных норм следует, что безвозмездная передача военного недвижимого имущества в муниципальную собственность возможна, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, и если имеется решение министерства обороны о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную.
В материалы дела не представлены доказательства принятия уполномоченным органом решения о безвозмездной передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную, а также того, что отпала необходимость в спорном земельном участке для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Напротив, из письма департамента министерства обороны от 22.05.2014 N 141/14833 следует, что в настоящее время осуществляются мероприятия по перерегистрации прав на земельный участок, частью которого является спорный земельный участок, и в рамках исполнения заключенного министерством обороны государственного контракта на земельном участке планируется строительство двух жилых домов для военнослужащих.
Применение судом первой инстанции иных положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ не привело к принятию неправильного решения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия уполномоченными органами решения о безвозмездной передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность города Красноярска и предоставления ГСПК "Северный-3" земельного участка для строительства гаражных боксов. Представленные заявителем в материалы дела письма и заключения сами по себе не являются распорядительными актами, подтверждающими указанные обстоятельства.
При таких обстоятельствах кооператив не доказал, что в соответствии с положениями Закона N 423-ФЗ у министерства обороны возникла обязанность по принятию решения о передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность, а у администрации обязанность по совершению действий по его принятию в муниципальную собственность.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации большинство гаражных боксов и земельных участков под ними принадлежат на праве собственности физическим лицам - владельцам гаражей либо находятся в стадии оформления права собственности на них. Данные обстоятельства подтверждаются представленными третьими лицами свидетельствами о государственной регистрации права собственности на земельные участки под гаражными боксами.
Кооператив, оспаривая бездействие министерства обороны и администрации по передаче земельного участка площадью 2 га, не учитывает площадь земельных участков, на которые оформлено право собственности владельцами гаражных боксов.
Пунктом 1 статьи 34 от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) определено, что структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В силу статьи 26 и части 1 статьи 44 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 45 Устава города Красноярска к компетенции администрации, в том числе относится осуществление полномочий по распоряжению и управлению имуществом, находящимся в городской собственности.
Ссылаясь на положения пунктов 21, 22 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что надлежащим ответчиком по делу является не администрация г. Красноярска, а департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
При этом суд не учел, что в силу положений данных норм на департамент возложены полномочия только по разработке проектов правовых актов города по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными и лесными участками; подготовке документов, проектов правовых актов города по передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность и муниципальной собственности в государственную собственность в соответствии с разграничением полномочий согласно законодательству.
Согласно подпункту 17 пункта 71 названного Положения руководитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска по вопросам формирования, управления, распоряжения муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, лесными участками издает распоряжения администрации города.
Следовательно, принятие окончательных решений по подготовленным департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска проектам правовых актов города оформляется распоряжениями администрации.
При указанных обстоятельствах ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что администрация города Красноярска является ненадлежащим ответчиком. Вместе с тем, указанный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения.
На основании изложенного отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Излишне уплаченная по чеку-ордеру от 18.03.2015 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" февраля 2015 года по делу N А33-12957/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить гаражному специализированному потребительскому кооперативу "Северный-3" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 18.03.2015.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12957/2014
Истец: Гаражный специализированный потребительский кооператив " Северный - 3 ", гаражный специализированный потребительский кооператив "Северный - 3"
Ответчик: Администрация города Красноярска, Министерству обороны Российской Федерации
Третье лицо: администрацию Советского района в городе Красноярске, Администрация Советского района в городе Красноярске, Багдасарова Людмила Дмитриевна, Белошапкин Дмитрий Николаевич, Бурматов Петр Петрович, Вершинин Лев Васильевич, Вишняков Геннадий Константинович, Волкова Галина Анатольевна, Гарнатка Татьяна Валентиновна, Горбачев Александр Николаевич, Департамент градостроительства адм города Красноярска, Департамент МУиЗО администрации г. Красноярска, ДМиЗО, Елизарьев А. Ю., Елифантьев Юрий Валериянович, Жучков Иван Иванович, Захарова Раиса Петровна, Золова Наталья Евгеньевна, Иванов Алексей Андреевич, Карпова Валентина Алексеева, Кирш Тамара Федоровна, Кобылянцев Александр Аркадьевич, Кузнецов Игорь Иванович, Кузнецов Юрий Иванович, Лопухов Сергей Леонидович, Лукьянова Людмила Захаровна, Матанин Александр Анатольевич, Мясников Александр Сергеевич, Новиков Василий Павлович, Окладников Михаил Юрьевич, Окладникова Татьяна Кирилловна, Пилягин Георгий Александрович, Пичуркин Геннадий Юрьевич, Помелова Наталья Михайловна, Попов Иван Иванович, Прокопьева Лидия Поликарповна, Рощупкина Галина Степановна, Ряполов Владимир Михайлович, Саломатов Михаил Федерович, сибирское тер.управление имущественных отношений МО РФ, Скомаровский Алексей Михайлович, Степанова Нина Михайловна, Ступанова Нина Михайловна, Ускова Галина Ивановна, ФГБУ ФКП Росреестра, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, Шишов Владимир Васильевич, Школьная Вера Григорьевна, Щеблякову Евгению Степановичу, Энграф Тамара Иосифовна, Гаражный специализированный потребительский кооператив " Северный - 3 "