г. Томск |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А45-10671/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.05.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кривошеиной С. В.
Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В.
при участии:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
федерального государственного унитарного предприятия "Энергетик" Российской академии сельскохозяйственных наук (07ап-3147/15)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.02.2015 по делу N А45-10671/2014 (Судья Д.В. Векшенков)
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Энергетик" Российской академии сельскохозяйственных наук
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
третье лицо - Дементьев Николай Кузьмич
о признании постановления N 02-13-33-2014 от 13.05.2014 незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Энергетик" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - заявитель, предприятие, ФГУП "Энергетик") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления N 02-13-33-2014 от 13.05.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Управление, УФАС по НСО).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Дементьев Николай Кузьмич.
Решением суда от 27.02.2015 (резолютивная часть объявлена 25.02.2015) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительным постановления Управления полностью. По мнению апеллянта, вывод суда о том, что ФГУП "Энергетик" нарушило антимонопольное законодательство, не соответствует материалам дела.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Антимонопольный орган в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
24.04.2015 от заявителя поступило ходатайство о приостановлении производства по делу. В обоснование заявленного ходатайства предприятие ссылается на подачу заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам по делу N А45-8014/2014. Указанным судебным актом обжалуется решение и предписание, на основании которых вынесено постановление оспариваемое в настоящем деле.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом. Согласно части 1 статьи 145 АПК РФ производство по делу приостанавливается в указанном случае до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда. Изложенное свидетельствует о том, что обязанность приостановить производство по делу обусловлена невозможностью его рассмотрения до разрешения другого дела и вступления судебного акта по нему в законную силу. Для приостановления производства по делу по указанному основанию необходимо установить, что рассматриваемое судом другое дело связано с тем, которое рассматривает арбитражный суд. При этом связь между двумя делами должна носить правовой и непосредственный характер. Исходя из толкования норм статьи 143 АПК РФ одним из обязательных условий для приостановления производства по делу по вышеуказанному основанию является объективная невозможность рассмотрения и разрешения дела арбитражным судом до разрешения иного дела, рассматриваемого судом. Невозможность означает, что если производство по делу не будет приостановлено, разрешение дела может привести к незаконности судебного решения, неправильным выводам суда или даже к вынесению противоречащих судебных актов.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам по делу N А45-8014/14, учитывая, что определением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.04.2015 данное заявление рассмотрено по существу и в его удовлетворении отказано, находит заявленное ходатайство не подлежащим удовлетворению в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьями 143, 144 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - административный орган, управление) от 03.02.2014 по делу N 02-01-57-10-13 федеральное государственное унитарное предприятие "Энергетик" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее- заявитель, предприятие) признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения сетей предприятия в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), предприятие признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ путем уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дополнительной мощности для электроснабжения индивидуального жилого дома с Дементьевым Н.К. и выдачи ему технических условий к указанному договору.
13.05.2014 постановлением административного органа по делу об административном правонарушении N 02-13-33-2014 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 686 631 рубля 68 копеек.
Привлечение к административной ответственности послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления УФАС по НСО.
Суд апелляционной инстанции с доводами суда первой инстанции соглашается, при этом исходит из следующего.
Часть 2 статьи 14.31 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 5.3.10 Положения).
Согласно части 5 статьи 9 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Действие указанных Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категории надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств (пункт 2 Правил).
Мероприятия по технологическому присоединению указанных устройств (установок) к электрическим сетям осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электрической энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Пункт 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а 4 А45-10671/2014 также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее- Правил), независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) место жительства заявителя; в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил; г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Как следует из материалов дела, решение от 03.02.2014 по делу N 02-01-57-10-13, на основании которого предприятие привлечено к административной ответственности и вынесено оспариваемое постановление, признано соответствующим требованиям действующего законодательства, имеются доказательства о совершении заявителем действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством. Предприятие является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, частью которого являются услуги по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям, предприятие не направило третьему лицу для подписания договора на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью 15 кВт, а также технических условий к договору, что нарушает пункты 3, 15 Правил. Управление выдало предприятию предупреждение о прекращении действий (бездействия) по уклонению от заключения договора технологического присоединения с третьим лицом путем направления третьему лицу указанного договора и выдачи технических условий в срок до 08.12.2013.
Согласно частям 1 - 3 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 названного Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. В силу пункта 3 части 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение должно содержать перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения. В соответствии с частями 5 - 9 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть прыть продлен антимонопольным органом.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Порядок выдачи предупреждения и его форма утверждаются федеральным антимонопольным органом.
Как усматривается из материалов дела, предприятие не исполнило указанное выше предупреждение, сообщив, что не согласно с наличием в его действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства. При этом порекомендовало третьему лицу обратиться по вопросу присоединения в СНТ "Лазурный-М", о не представлении третьим лицом каких-либо документов заявитель не указал. Уклонившись от направления третьему лицу для подписания договора на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, предприятие нарушило права и законные интересы третьего лица.
На основании изложенного подлежат отклонению доводы заявителя об отсутствии в его действиях признаков противоправного поведения, квалифицирующие признаки злоупотребления предприятием своим доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.
Кроме этого судебная коллегия учитывает следующее.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. При этом свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее. Под обстоятельствами, которые могут быть установленными следует понимать обстоятельства, имеющие правовое значение. Правовое значение обстоятельств выявляется и устанавливается в результате правовой оценки доказательств, их существования и смысла. Обстоятельства, существование и правовое значение которых установлено с соблюдением установленного законодательством порядка, в случаях, предусмотренных законом, не нуждаются в повторном доказывании и должны приниматься, как доказанные.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.07.2014 по делу N А45- 8014/2014 в удовлетворении требований предприятия о признании решения от 03.02.2014 по делу N 02-01-57-10-13 и предписания от 03.02.2014 N 02-01-57-10-13 недействительными, на основании которых вынесено оспариваемое в настоящем деле постановление, отказано. Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях ФГУП "Энергетик" объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих принятие предприятием всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, что свидетельствует о виновности данного юридического лица в совершении правонарушения.
С учетом изложенного, отсутствуют основания полагать, что совершенное нарушение чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Доказательств невиновного поведения, в том числе убедительных доводов о неисполнимости предписания, служащих основанием для освобождения заявителя от административной ответственности в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является обоснованным.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя и его доминирующее положение на рынке оказания спорных услуг, суд апелляционной инстанции считает, что назначенное административным органом наказание соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
Ссылка апеллянта на факт отзыва заявки Дементьевым Н.К. заявлением от 08.09.2014 не имеет правого значения, так как указанное событие наступило после допущенных ФГУП "Энергетик" противоправных действий, уклонившись от направления третьему лицу для подписания договора на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, чем нарушило права и законные интересы третьего лица.
Довод апеллянта о неисполнимости в настоящем предписания не влияет на законность решения административного органа.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Иные доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке так как не имеют правого значения.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.02.2015 по делу N А45-10671/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Кривошеина С. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10671/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2015 г. N Ф04-23249/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "Энергетик" Российской академии сельскохозяйственных наук (ФГУП"Энергетик" Россельхозакадемии)
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (УФАС по НСО)
Третье лицо: Дементьев Николай Кузьмич, Дементьеву Николаю Кузьмичу