город Ростов-на-Дону |
|
12 мая 2015 г. |
дело N А32-39879/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Илюшина
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Палий Варсеник Крикоровны - представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адлерском районе города Сочи Краснодарского края - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Палий Варсеник Крикоровны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 по делу N А32-39879/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Палий Варсеник Крикоровны
к заинтересованному лицу - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адлерском районе города Сочи Краснодарского края
о признании недействительным постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика, о списании начисленной пени за неуплату взносов в Пенсионный фонд, об освобождении от уплаты страховых взносов,
принятое судьей Руденко Ф.Г.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Палий Варсеник Крикоровна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адлерском районе города Сочи Краснодарского края (далее - управление) о признании недействительным постановления N 03302190047512 от 28.07.2014 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика, о списании начисленной в период с 01.01.2014 по настоящее время пени за неуплату взносов в пенсионный фонд за 2013 год об освобождении от уплаты страховых взносов за 2013 год.
Заявление мотивировано тем, что в 2013 г. Палий В.К. не осуществляла предпринимательскую деятельность, соответственно, не может нести обязанность по уплате страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что законодатель связывает обязанность по исчислению и уплате страховых взносов с наличием или отсутствием у лица статуса индивидуального предпринимателя, полученного в установленном порядке, а не с фактическим ведением таким лицом предпринимательской деятельности.
Предприниматель обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила его отменить. В обоснование доводов жалобы предприниматель указала, что в 2013 г. на территории Имеретинской низменности пляжная территория была закрыта и предприниматель была лишена возможности принимать и обслуживать в своем доме отдыхающих. Данное обстоятельство суд, по мнению апеллянта, проигнорировал.
В судебное заседание апелляционного суда лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем, жалоба рассмотрена в отсутствие предпринимателя и управления в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с неуплатой недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в добровольном порядке, ГУ УПФР в Адлерском районе города Сочи Краснодарского края предпринимателю было направлено требование от 31.03.2014 г. N 03302140207348 о необходимости в срок до 19.04.2014 добровольно уплатить недоимку по страховым взносам и пени.
В связи с неисполнением предпринимателем требования управления в добровольном порядке, последним вынесено постановление от 28.07.2014 N 03302190047512 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени в общей сумме 36 539,77 руб. за счет имущества плательщика.
Считая данное постановление не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон "О страховых взносах") Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В обоснование заявленных требований предприниматель указывает, что в 2013 году предпринимательская деятельность не велась по причине отсутствия курортного сезона в Нижнеимеретинской бухте Адлерского района г. Сочи, в связи с чем, у нее отсутствует обязанность по уплате страховых взносов за 2013 год.
Из материалов дела усматривается, что Палий Варсеник Крикоровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в 2004 г. за основным государственным регистрационным номером 304231709000050, (ИНН 231708476354) и на основании пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.
На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона "О страховых взносах" индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Право заниматься предпринимательской деятельностью физическим лицам предоставляет статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В пункте 1 данной статьи указано, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Также индивидуальный предприниматель может в любое время завершить свою деятельность.
Порядок регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). Сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и о прекращении физическим лицом деятельности в качестве и индивидуального предпринимателя вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании документов, указанных в статьях 22.1 и 22.3 названного Закона, о чем выдаются соответствующие свидетельства.
Таким образом, исходя из положений Закона "О страховых взносах" во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 167-ФЗ, Федерального закона N 129-ФЗ и Гражданского кодекса, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с момента государственной регистрации в указанном качестве и до момента регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что законодатель связывает обязанность по исчислению и уплате страховых взносов с наличием или отсутствием у лица статуса индивидуального предпринимателя, полученного в установленном порядке, а не с фактическим ведением таким лицом предпринимательской деятельности.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 213-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения. Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Аналогичным образом в п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" N 79 от 11.08.2004 г. также разъяснено, что обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не ставится законодательством в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода. Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Частью 1 статьи 18 Закона "О страховых взносах" установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Из части 2 статьи 18 Закона "О страховых взносах"а следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
На основании статьи 22 Закона "О страховых взносах" при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 данного Закона понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 2 статьи 22 Закона "О страховых взносах").
Согласно части 5 статьи 22 Закона "О страховых взносах" требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 данного Закона.
В соответствии со статьей 25 Закона "О страховых взносах" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты сумм страховых взносов.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Страховые взносы за 2013 год заявителем уплачены не были. Руководствуясь ст. 22 Закона "О страховых взносах" пенсионный фонд направил предпринимателю требование об уплате недоимки по страховым взносам за 2013 год и пеней от 31.03.2014 г. N 03302140207348.
В связи с неисполнением указанного требования, управление приняло постановление о взыскании страховых взносов и пеней, которое направлено судебному приставу исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном ст. 20 Закона "О страховых взносах".
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принято в связи с неисполнением предпринимателем указанного требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени в указанные для добровольного исполнения сроки, мотивировано отсутствием информации о счетах предпринимателя в банках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии с пунктом 14 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 212 в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Из содержания статей 19, 20 Федерального закона N 212 следует, что решение о взыскании налога за счет имущества плательщика страховых взносов может быть принято органом контроля при наличии ряда условий: предварительного направления плательщику требования об уплате страховых взносов; неуплаты плательщиком в установленный срок суммы взносов; вынесения органом контроля решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах плательщика в течение двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов; отсутствия на счетах плательщика необходимых денежных средств или отсутствия у органа контроля информации о счетах плательщика страховых взносов.
Перечисленные условия управлением были соблюдены.
Доводы жалобы о том, что заявитель в силу Закона (Федеральный закон N 212-ФЗ от 24.07.2009 г.) освобождена от обязанности уплаты страховых взносов по причине не ведения предпринимательской деятельности в 2013 году, основаны на неверном толковании норм материального права, а поэтому отклоняются судебной коллегией.
С 1 января 2013 г. ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ дополнена ч. 6, согласно которой предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, вправе не исчислять и не уплачивать взносы за следующие периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность:
- период прохождения военной службы по призыву (подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
- период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
- период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (подп. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (подп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
- период проживания за границей супругов работников, направленных, например, в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ (подп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ - в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных отношений).
Если в расчетном периоде были месяцы, в течение которых указанные лица вели свою профессиональную деятельность, то им необходимо уплатить взносы пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых такая деятельность осуществлялась (ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Отсутствие деятельности должно быть документально подтверждено (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Заявитель жалобы ссылается на то, что не вела предпринимательскую деятельность по иным причинам, нежели тех, которые перечислены выше, следовательно, Палий В.К. была обязана уплатить страховые взносы за 2013 г. в установленном порядке.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда по доводам жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают правильности выводов суда и, по существу, сводятся к несогласию с ними.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, верно применил нормы материального права.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 г. по делу N А3239879/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39879/2014
Истец: ИП Палий Варсеник Крикоровна, Калтян К. К., Палий В. К.
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) В АДЛЕРСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА СОЧИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГУ УПФ РФ в Адлерском районе г. Сочи Краснодарского края