г. Владивосток |
|
13 мая 2015 г. |
Дело N А51-11535/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего К.П. Засорина,
судей Л.А. Мокроусовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка"
апелляционное производство N 05АП-2063/2015
на решение от 30.01.2015
по делу N А51-11535/2014 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Славянка" (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219)
к муниципальному унитарному предприятию "Уссурийск-Водоканал" (ИНН 2511040110, ОГРН 1022500859061)
о понуждении заключить договор,
при участии:
от истца: представитель Монташов Е.Н. (доверенность N Д-36 от 22.01.2015, паспорт);
от ответчика: представитель Геладзе М.Г. (доверенность N 790 от 09.09.2014, паспорт), представитель Андрещук Н.В. (доверенность N 1649 от 22.07.2014, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Славянка" обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском об обязании Муниципальное унитарное предприятие "Уссурийск-Водоканал" заключить единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 292 от 03.03.14г. в редакции протокола разногласий.
Решением суда от 30.01.2015 с учетом определения об исправлении опечатки от 02.02.2015, исковые требования удовлетворены частично, спорные пункты договора изложены частично в редакции истца и частично в редакции ответчика.
Не согласившись с указанным судебным актом, считая его незаконным, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель указал, что ОАО "Славянка" не является собственником инженерных сетей и объектов, а является обслуживающей организацией, в связи с чем, не должно нести расходы по установке приборов учета.
До начала судебного заседания от ответчика через канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.
Представитель ответчика на доводы апелляционной жалобы возражал, считает решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ОАО "Славянка" на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ N 1 - УЖФ от 02.08.10г. осуществляет функции управляющей организации и оказывает услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, предоставляет коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам специализированного жилого фонда и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений в специализированном жилищном фонде военных городков.
МУП "Уссурийск - Водоканал" Уссурийского городского округа на основании постановления администрации Уссурийского городского округа N 398 от 13.02.13г. является Гарантирующим поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения в границах Уссурийского городского округа.
В связи с чем, истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора на водоснабжение и водоотведение на 2014 год, в ответ на которое ответчик направил в адрес истца проект единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 292 от 03.03.14г.
02.04.14г. ОАО "Славянка" направило в адрес МУП "Уссурийск -Водоканал" разногласия по редакции некоторых пунктов договора и приложений к нему.
В ответ на протокол разногласий истца ответчик 07.04.14г. направил в адрес ОАО "Славянка" протокол согласования разногласий, в котором не были учтены разногласия истца по редакции спорных пунктов договора и приложений к нему (подпункты "б", "в", "д" пункта 1, пункты 2, 7, 12, подпункт "е", "г", "д", "т", "у", "ф", "х" пункта 15, пункты 19, 20, 21.1, 21.1.1, 21.1.2, 21.1.3, 21.1.4, 21.1.5, 22, 23, 25, разделы 8, 9, 10, пункты 45/1, 45/2, 46, 48, раздел 13, пункты 57, 58, пункт 71.1, Приложения к договору N N 1, 3, 4, 7, 8, 11), в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктами 1, 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Статьей 446 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или правовыми актами.
МУП "Уссурийск - Водоканал" Уссурийского городского округа является Ресурсоснабжающей организацией в силу функций, возложенных не него уставом, в связи с чем, суд предыдущей инстанции правомерно счел, что МУП "Уссурийск - Водоканал" является по отношению к ОАО "Славянка" лицом, обязанным заключить единый договор теплоснабжения водоснабжения и водоотведения при условии соблюдения всех требований и соответствия условий договора нормам, установленным действующим законодательством для заключения публичного договора.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ответчик представил протокол урегулирования разногласий к договору, в соответствии с которым он с разногласиями истца в части исключения, включения или изменения редакции некоторых пунктов согласился (пункты 2, 8, 9, подпункты "ц", "ч", "щ", "ш" пункта 15, пункты 20, 21, 21.1, 21.1.1, 21.1.2, 21.1.3, 21.1.4, 21.1.5, разделы 8, 9, 10, 13, пункты 45/1, 45/2, 46, 48, пункт 71.1, Приложение к договору N 1), не урегулированной осталась редакция подпунктов "б", "в", "д" пункта 1, пунктов 7, 12, 19, 22, 23, 25, 57, 58 и Приложений NN 3, 4, 7, 8, 11.
Истец предлагает подпункты "б", "в", "д" пункта 1, пункты 7, 12, 19, 22, 23, 57, 58, приложения N N, 3, 4, 7, 8, 11 исключить из единого договора водоснабжения и водоотведения N 292, поскольку ОАО "Славянка" на основании договора управления специализированным жилищным фондом является управляющей компанией для жилого фонда Министерства обороны РФ, не является собственником ни инженерных сетей, полученных в безвозмездное пользование, ни объектов, потребляющих питьевую воду и производящие сточные воды и обязанность по установке приборов учета установлена на собственнике объектов, которым является Министерство обороны РФ.
Пункт 19 договора истец просил изложить в следующей редакции: "Коммерческий учет полученной холодной воды обеспечивает организация ВКХ".
Пункт 23 договора истец просил изложить в следующей редакции: "сторона, осуществляющая коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод снимает показания приборов учета на последнее число расчетного периода, установленного настоящим договором, либо осуществляет в случаях, предусмотренных правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, расчет объема поданной (полученной) холодной воды и отведенных сточных вод расчетным способом, а также вносит показания приборов учета в журнал учета расхода воды и принятых сточных вод и передает эти сведения в организацию ВКХ не позднее 5 числа месяца, следующего за текущим".
Пункт 25 договора истец просил изложить в следующей редакции: "Абонент обязан обеспечить доступ представителям организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к приборам учета (узла учета) и иным устройствам в следующем порядке:
а) организация ВКХ или по ее указанию иная организация предварительно оповещают абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих. Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом;
б) уполномоченные представители организации ВКХ или представители иной организации предъявляют абоненту служебное удостоверение;
в) доступ представителям организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к приборам учета (узлам учета) и иным устройствам, установленным настоящим договором, осуществляется только в установленных настоящим договором местах отбора проб холодной воды;
г) абонент принимает участие в проведении организацией ВКХ всех проверок, предусмотренных настоящим разделом;
д) отказ в доступе (недопуск) представителям организации ВКХ к приборам учета (узлам учета) воды приравнивается к неисправности прибора учета, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества поданной (полученной) за определенный период холодной воды за весь период нарушения. Продолжительность периода нарушения определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством РФ.
Ответчик, возражая против предложенной истцом редакции спорных пунктов договора N 292, просил суд включить в Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 292 от 03.03.2014 пункт 19 в следующей редакции: "Коммерческий учет полученной холодной воды обеспечивает Абонент".
Пункт 22 Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 292 от 03.03.2014 года ответчик предлагал читать в следующей редакции:
"В случае отсутствия у абонента приборов учета холодной воды и сточных вод абонент обязан установить и ввести в эксплуатацию приборы учета холодной воды и сточных вод (распространяется только на категории абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод является обязательной в соответствии с настоящим договором).
Пункт 23 Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 292 от 03.03.2014 года ответчик предлагает включить в следующей редакции:
"Ежемесячно, не позднее 2-го дня месяца, следующего за расчетным, Абонент обязан передать организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1 -е число месяца, следующего за расчетным месяцем, а также вносит показания приборов учета в журнал учета расхода воды и отведенных сточных вод.
Абонент предоставляет сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений от организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Ответственным лицом за водоснабжение и водоотведение объектов "Абонента" за содержание узла учета, сохранность его оборудования, целостность пломб на средствах измерений и других водопроводных сооружениях "Абонента" назначает Рудого Юрия Анатольевича - основание: приказ N 89 о/д от 06.03.2014 год.
Пункт 25 Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 292 от 03.03.2014 года ответчик предлагает читать в следующей редакции:
"Абонент обязан обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам в следующем порядке:
а) организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию иная организация предварительно оповещают абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих (при отсутствии служебных удостоверений или доверенности). Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет").
При осуществлении проверки состава и свойств сточных вод предварительное уведомление абонента о проверке осуществляется не позднее 15 минут до начала процедуры отбора проб;
б) уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации предъявляют абоненту служебное удостоверение;
в) доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб воды, сточных вод, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам, установленным настоящим договором, осуществляется только в установленных настоящим договором местах отбора проб холодной воды и сточных вод;
г) абонент принимает участие в проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом;
д) отказ в доступе (недопуск) представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к приборам учета (узлам учета) воды и сточных вод приравнивается к неисправности прибора учета, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества поданной (полученной ) за определенный период холодной воды и принятых сточных вод за весь период нарушения.
Продолжительность периода нарушения определяется в соответствии правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
е) в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод, предусмотренных настоящим договором, отбор сточных вод осуществляется в порядке, установленном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525".
Пункт 57 Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 292 от 03.03.2014 ответчик просил включить в следующей редакции: "Организация водопроводно-канализационного хозяйства не несет ответственности за нарушение условий настоящего договора, допущенные в отношении лиц, объекты которых подключены к водопроводным сетям абонента и которые не имеют договора холодного водоснабжения и (или) единого договора холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства".
Пункт 58 Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 292 от 03.03.2014 года просит включить в следующей редакции: "Абонент в полном объеме несет ответственность за нарушение условий настоящего договора, произошедшие по вине лиц, объекты которых подключены к канализационным сетям абонента и которые не имеют договора водоотведения и (или) единого договора холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства".
Приложения N N 3, 4, 7, 8, 11 к Единому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 292 от 03.03.2014 ответчик предлагает принять в редакции Муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал".
Судебная коллегия признает верным вывод суда предыдущей инстанции о том, что поскольку суд не вправе обязывать одну сторону договора принимать не предусмотренную действующим законодательством редакцию спорных пунктов договора и приложений к нему, то на основании статей 421, 422 ГК РФ несогласованные сторонами пункты договора N 292 от 03.03.14г. необходимо включить в договор в редакции, предложенной МУП "Уссурийск-Водоканал".
Так в силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Все спорные пункты, редакция которых предложена ответчиком и не согласована с истцом (подпункты "б", "в", "д" пункта 1, пункты 7, 12, 19, 22, 25, 57,58, а также редакция Приложений N N 3, 4, 7, 8, 11 к Единому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 292 от 03.03.2014 соответствуют редакции пунктов, изложенных законодателем в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013, Типовом договоре на водоснабжение и водоотведение, установленного постановлением Правительства РФ от 29.07.13г. N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения", Правил организации коммерческого учета воды сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ N 776 от 04.09.2013.
При этом, пункт 23 Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 292 от 03.03.2014 частично подлежит изложению в редакции, предложенной ответчиком, поскольку по пояснению истца некоторые лица, указанные в приказе N 47 о/д от 23.01.2014 г., на момент рассмотрения настоящего спора уже не являются сотрудниками ОАО "Славянка", в связи с чем, п. 23 Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения суд принимает в следующей редакции:
"Ежемесячно, не позднее 2-го дня месяца, следующего за расчетным. Абонент обязан передать организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1 -е число месяца, следующего за расчетным месяцем, а также вносит показания приборов учета в журнал учета расхода воды и отведенных сточных вод.
Абонент предоставляет сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений от организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Ответственным лицом за водоснабжение и водоотведение объектов "Абонента" за содержание узла учета, сохранность его оборудования, целостность пломб на средствах измерений и других водопроводных сооружениях "Абонента" назначает Рудого Юрия Анатольевича - основание: приказ N 89 о/д от 06.03.2014 год".
Доводы истца о том, что ОАО "Славянка" является управляющей организацией по отношению к жилищному фонду, в отношении которого должен быть заключен единый договор водоснабжения и водоотведения, а также, что ОАО "Славянка" не является собственником ни инженерных сетей, полученных в безвозмездное пользование, ни объектов, потребляющих питьевую воду и производящие сточные воды, правомерно не признаны судом в качестве доводов, нормативно обосновывающих предложенную истцом редакцию спорных пунктов договора и приложений к нему в силе следующего.
Частью 2 пункта 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644 предусмотрено, что к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством. Поэтому для МУП "Уссурийск-Водоканал" истец является Абонентом, для которого подлежат исполнению требования Правил 644.
Распоряжением Правительства РФ от 15.04.11г. N 645-р ОАО "Славянка" было признано единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Минобороны России организаций.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.06.2011 N 1074-р ОАО "Славянка" переданы на праве безвозмездного пользования объекты водоснабжения и канализации соответствующих сетей и Министерства обороны РФ.
В связи с чем, 14.12.12г. между Министерством обороны РФ (далее по тексту - Государственный заказчик) и ОАО "Славянка" (далее по тексту - Исполнитель) был заключен государственный контракт N 2-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в соответствии с которым Исполнитель обязался в установленный контрактом срок оказать услуги водоснабжения и водоотведения в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом, в том числе по холодному водоснабжению с использованием централизованных систем водоснабжения, холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения (привоз воды, кроме бутилированной), водоотведение сточных вод.
В п. 12.3 контракта согласован срок его действия с 01.01.13г. по 30.06.15г.
В приложении к вышеназванному контракту стороны согласовали объемы водоснабжения и водоотведения, в том числе и на 2014 год.
Несмотря на то, что распоряжение Правительства РФ от 15.04.11г. N 645-р утратило силу с 01.01.14г., какие - либо изменения в государственный контракт N 2-ВКХ от 14.12.12г. в отношении объектов, находящихся в управлении у ОАО "Славянка", либо в иные условия контракта, сторонами не были внесены.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об изложении спорных пунктов договора частично в редакции истца и частично в редакции ответчика.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что ОАО "Славянка" не должно нести расходы по установке приборов учета, поскольку не является собственником инженерных сетей, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и ему дана надлежащая оценка. При этом судебная коллегия считает необходимым дополнить следующее.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (ред. от 29.12.2014) абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
Исходя из смысла пункта 1 части 1 Правил N 644, истец является абонентом по единому договору водоснабжения и водоотведения, следовательно, требования по установке приборов учета установленные в разделе III. "Обеспечение учета количества поданной (полученной) холодной воды и принятых (отведенных) сточных вод и контроля за качеством холодной воды, составом и свойствами сточных вод" относятся и на истца ОАО "Славянка".
Так, пунктом 82 Правил N 644 установлено, что определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Кроме того, обязанность по установке приборов учета установлена п.9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации", в соответствии с которым с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Остальные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку законных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, обжалуемое решение является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.01.2015 по делу N А51-11535/2014, с учетом определения об исправлении опечатки от 02.02.2015, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.П. Засорин |
Судьи |
Л.А. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11535/2014
Истец: ОАО "Славянка"
Ответчик: МУП "Уссурийск-Водоканал" Уссурийского городского округа