г. Санкт-Петербург |
|
13 мая 2015 г. |
Дело N А56-88024/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Веселовой М.А.,
при участии:
от истца: Соколов Ю.А. по доверенности от 05.05.2015,
от ответчика: Фортуновский Д.В. по доверенности от 12.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6060/2015) ОАО "Объединенная Энергетическая Компания" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2015 о прекращении производства по делу по делу N А56-88024/2014 (председательствующий Синицына Е.В. судьи Семенова И.С., Соколова Н.Г.), принятое
по иску ОАО "Объединённая Энергетическая Компания"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о признании недействующим распоряжения,
установил:
Открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет) от 01.08.20145 N 145-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.12.2011 N 582-р".
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2015 производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, полагая его принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, разрешить вопрос по существу.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что исключительная подведомственность споров, связанных с регулированием цен (тарифов), связанных с ФЗ "об электроэнергетике" законодательно закреплена и в соответствии с пунктом 10 статьи 23.1 Закона "от 26.03.2013 N 35-ФЗ спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика против удовлетворения позиции истца возражал.
Заинтересованное лицо, извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явился.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ОАО "ОЭК" поступило Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.08.2014 N 145-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.12.2011 N 582-р".
Посчитав Распоряжение незаконным, необоснованным и подлежащим признанию недействующим ввиду нарушения его положениями прав и законных интересов Общества и неопределенного круга лиц, ООО "ОЭК" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что спор неподведомственен арбитражному суду производство по делу прекратил.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта в связи со следующим.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
В соответствии с пунктом 1.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. N 58, арбитражный суд может признать решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.
Акты, принимаемые регулирующими органами в соответствии с Законом об электроэнергетике, пунктом 79 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пунктами 14, 49 - 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, представляют собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При этом акты регулирующих органов об утверждении единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Поскольку в совокупности этими документами, рассчитанными на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц, названные документы обладают признаками нормативных правовых актов.
Оспариваемое распоряжение, учитывая его буквальное содержание, обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит нормы права, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц.
Довода Общества о том, что пунктом 10 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде, что в совокупности с положениями пункта 5 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации позволяет отнести рассмотрение таких споров к компетенции арбитражных судов, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2000 года N 22-О указано, что противоречия между федеральными законами должны устраняться в процессе правоприменения, так как Конституцией Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Правильный же выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится не к ведению Конституционного Суда Российской Федерации, а к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Аналогичная правовая позиция сформулирована и неоднократно подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в ряде других его решений, в том числе в Определениях от 09.04.1998 N 48-О, от 12.03.1998 N 51-О, от 19.05.1998 N 62-О и от 08.10.1998 года N 195-О.
Как указано в пункте 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.10.2000 года N 199-О, в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 2.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 13-П, в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Таким образом, исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в случае наличия общей и специальной норм, принятых в разное время, приоритетом обладает правило lex specialis derogat lex generalis.
Процессуальный вопрос (о подведомственности или неподведомственности спора арбитражному суду) должен в первую очередь разрешаться на основании норм процессуального права.
В случае коллизии между нормой материального права (в частности, пунктом 10 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике) и нормой процессуального закона приоритет должен отдаваться последнему, поскольку именно он является специальным.
Кроме того, исходя из приведенного выше общеправового принципа "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), в силу которого даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, то в случае коллизии между ними действует последующий закон, следует признать, что Федеральный закон от 28.06.2014 N 186-ФЗ, внесший изменения в Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, хотя и не содержит указания на отмену или изменение пункта 10 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, подлежит применению в приоритетном порядке.
В свою очередь, на основании пункта 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ, действующей с 6 августа 2014 года), арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с этим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Из приведенной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что к подведомственности арбитражных судов отнесены лишь те дела об оспаривании нормативных правовых актов, которые отнесены к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Оспаривание нормативных правовых актов в иных сферах до 15.09.2015 производится по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а с 15.09.2015 будет производиться в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Единственное исключение из данного правила установлено частью 1 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ, в соответствии с которой дела, указанные в пункте 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассмотренные на день вступления в силу данного Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к производству, в соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и действовавшими на день принятия соответствующих дел к производству.
Федеральный закон от 28.06.2014 N 186-ФЗ вступил в силу с 06.08.2014.
Следовательно, арбитражный суд может рассмотреть по существу дело об оспаривании нормативного правового акта только в том случае, если соответствующее заявление было принято к производству до 6 августа 2014 года.
Согласно части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Из материалов дела следует, что настоящее заявление о признании недействующим Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет) от 01.08.2014 N 145-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.12.2011 N 582-р"поступило в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 31.12.2014 года и было принято к производству 02.02.2015, то есть уже после вступления в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 228-ФЗ.
Ввиду того, что на момент подачи Обществом рассматриваемого заявления дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, были исключены из подведомственности арбитражных судов, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поддерживая выводы суда первой инстанции о наличии основания для прекращения производства по делу, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции учитывает и положения действующего законодательства о недопустимости рассмотрения дела судом, к подсудности или подведомственности которого оно не относится.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2015 по делу N А56-88024/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88024/2014
Истец: ООО "Объединённая Энергетическая Компания"
Ответчик: Комитет по Тарифам Санкт-Петербурга
Третье лицо: Арбитражный суд СПб и ЛО