г. Вологда |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А44-726/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Пестеревой О.Ю. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, материалы дела N А44-726/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Горцило Виталия Юрьевича к отделу министерства внутренних дел Российской Федерации по Чудовскому району Новгородской области о признании незаконным действия (бездействия) старшего госинспектора РЭГ ОГИБДД ОМВД РФ по Чудовскому району Новгородской области, старшего лейтенанта полиции Шарова А.А. по прекращению регистрации транспортного средства Ивеко as440s48, 1995 года выпуска (VIN:WJMM1VUJ00C139365, государственный регистрационный знак С722ОА53) и изъятию государственных регистрационных знаков С722ОА53 в количестве двух, свидетельства о регистрации транспортного средства 53 XY525205,
установил:
индивидуальный предприниматель Горцило Виталий Юрьевич (ОГРНИП 311533611600045, ИНН 531802277280; место жительства: 174210, Новгородская область, город Чудово; далее - ИП Горцило В.Ю.) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к отделу министерства внутренних дел Российской Федерации по Чудовскому району Новгородской области (ОГРН 1025300722127; ИНН 5318004454; место нахождения: 174210, Новгородская область, город Чудово, улица Некрасова, дом 15/5; далее - отдел) о признании незаконным действия (бездействия) старшего госинспектора РЭГ ОГИБДД ОМВД РФ по Чудовскому району Новгородской области, старшего лейтенанта полиции Шарова А.А. по прекращению регистрации транспортного средства Ивеко as440s48, 1995 года выпуска (VIN:WJMM1VUJ00C139365, государственный регистрационный знак С722ОА53) и изъятию государственных регистрационных знаков С722ОА53 в количестве двух, свидетельства о регистрации транспортного средства 53 XY525205.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 08 сентября 2014 года по делу N А44-726/2014 заявленные требования удовлетворены.
Отдел с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Указывает, что регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Определением от 26 февраля 2015 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Артком" (ОГРН 1106027007558, ИНН 6027131851; место нахождения: 180000 Псковская область, город Псков, улица Советская, дом 21; далее - ООО "Артком"), поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции оно не было привлечено к участию в деле, несмотря на то, что ООО "Артком" является прежним собственником спорного транспортного средства и на основании его заявления со спорным автомобилем совершены регистрационные действия, аннулированные в дальнейшем ответчиком согласно решению от 19.11.2013.
ИП Горцило В.Ю., ООО "Артком" отзывы на заявление не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 27.11.2012 N 51/12 Горцило В.Ю. приобрел у ООО "Артком" транспортное средство марки Ивеко as440s48, 1995 года выпуска (VIN:WJMM1VUJ00C139365, двигатель F3BE0681EB304-000036609, номер рамы WJMM1VUJ00C139365) (том 1, листы 48-49).
Приобретенное транспортное средство поставлено на учет в отделе ГИБДД ОМВД по Чудовскому району. Заявителю выдано свидетельство о регистрации транспортного средства 53 серии ХУ N 525205 и государственные регистрационные знаки С722ОА53, что подтверждается паспортом транспортного средства (далее - ПТС) (том 1, листы 14-15).
Старшим инспектором ОГИБДД ОМВД России по Чудовскому району 19.11.2013 вынесено решение об аннулировании регистрационных действий. (том 1, листы 12-13).
Согласно резолютивной части данного решения, произведенные регистрационные действия с автомобилем ИВЕКО as440s48, 1995 года выпуска (VIN:WJMM1VUJ00C139365, двигатель F3BE0681EB304-000036609, номер рамы WJMM1VUJ00C139365, ПТС 60НН110408, государственный регистрационный знак С722ОА5) аннулированы. Свидетельство о регистрации 53 XY525205 выставлено в розыск.
Указанное решение 19.11.2013 утверждено и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Чудовскому району.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 1). Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (пункт 3).
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и пунктам 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 N 13051) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Согласно пункту 3 Правил регистрации не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия (пункт 51 Правил регистрации).
Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент) установлены требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств (пункт 1).
Согласно пункту 5 Технического регламента базовое транспортное средство - это транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства; единичное транспортное средство - это транспортное средство, изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющееся результатом индивидуального технического творчества, или ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд, или ввозимое в Российскую Федерацию из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации, или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу; свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - это документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям Технического регламента.
Технический регламент предусматривает различные объекты оценки соответствия (глава III): оценку соответствия типов транспортных средств (шасси) перед их выпуском в обращение (раздел 1, пункты 16 - 65); оценку соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение (раздел 2, пункты 66 - 75(1)); оценку соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации (раздел 3, пункты 76 - 78); оценку соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию (раздел 4, пункты 79 - 83).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 утверждены Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 1 к названному приказу), а также Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 2 к названному приказу; далее - Порядок контроля).
Под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения (пункт 2 указанного Наставления).
Согласно пункту 3 означенного Порядка контроля базовым транспортным средством является сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
Следовательно, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется; а также сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
Согласно Правилам регистрации транспортное средство возможно определить по таким двум основным частям, как кузов (для грузового автомобиля кабина) и шасси.
В связи с этим, замена рамы и кабины транспортного средства не может рассматриваться как изменение конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются такие его конструктивные особенности, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
В рассматриваемом случае в материалах дела усматривается, что в ходе служебной проверки, проводимой Управлением ГИБДД УМВД России по Псковской области в отношении транспортного средства Ивеко as440s48, 1995 года выпуска (VIN WJMM1VUJ00C139365, двигатель F3BE0681EB304-000036609, N рамы WJMM1VUJ00C139365, ПТС 60НН110408), установлено, что 29.08.2012 в ГИБДД УМВД России по г. Пскову с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства Ивеко 400Е38 (VIN WJMS2ERJ00C034320, государственный регистрационный знак Р413ЕХ/60), полной массой 26 000 кг, обратился представитель собственника (ООО "Артком") Семенов С.Н.
В заявлении было указано о намерении произвести замену рамы транспортного средства Ивеко-400Е38, на раму Ивеко-AS440S48 (VIN WJMMlVUJ00C139365), заменить кабину Ивеко-400Е38, на кабину Ивеко-AS440S48, установить тяговое-сцепное устройство.
К заявлению о совершении регистрационных действий было приложено заключение от 30.08.2012 N 1460/12 ООО "Престиж-М" - представительства Института БДД по Псковской области, о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортных средств Ивеко-400Е38 по замене рамы и кабины, установке тягово-сцепного устройства, уменьшению полной массы автомобиля до 19 000 кг.
06 сентября 2012 года подразделением МОГТОАС и РЭР ГИБДД УМВД России по Псковской области внесены сведения о замене на автомобиле Ивеко 400Е38 рамы и кабины.
В результате замены агрегатов был собран автомобиль Ивеко as440s48 (VIN: WJMM1VUJ00C139365), полной массой 19 000 кг.
Следовательно, такая замена фактически привела к невозможности идентифицировать спорное транспортное средство, поскольку в результате указанной операции его идентификационные номера были утрачены. В результате такой замены возникло иное транспортное средство, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации и не имело на момент регистрации документального подтверждения соответствия требованиям безопасности.
Аннулированное ответчиком свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности получены на основании процедуры, предусмотренной Порядком контроля, применение которого в данном случае неправомерно. Порядок контроля применяется только при внесении изменений в конструкцию транспортных средств. В данном же случае было осуществлено не изменение конструкции транспортного средства, а последовательная замена рамы и кабины транспортного средства.
В отношении спорного транспортного средства не было установлено его соответствие требованиям безопасности в рамках надлежащей, предусмотренной законодательством процедуры. Поэтому у ответчика отсутствовали основания для выдачи свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности на основании представленных заявителем документов. В связи с означенной заменой рамы и кабины фактически создано новое транспортное средство. Его выпуск в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением приведенных выше нормативных положений.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции сослался на заключение эксперта от 30.06.2014 N 33-1/05/14 (том 1, листы 110-118), содержащее выводы о том, что автомобиль Ивеко as440s48 (VIN: WJMM1VUJ00C139365), технически исправен и соответствует установленным требованиям безопасности дорожного движения; конструкция данного автомобиля соответствует установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Помимо того, в мотивировочной части заключения отмечено, что замена рамы, кабины и двигателя не считается изготовлением нового транспортного средства.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
В силу части 2 статьи 71 данного Кодекса арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из части 5 названной статьи, никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Апелляционная коллегия не может согласиться с выводом эксперта о том, что замена рамы, кабины и двигателя не считается изготовлением нового транспортного средства, поскольку данный вывод не соответствует приведенным выше нормам права.
Следует также отметить, что приложением 15 Технического регламента установлена форма свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
Данные, приведенные экспертом в заключении от 30.06.2014 N 33-1/05/14, необходимую информацию, предусмотренную установленной Техническим регламентом формой, в себе не содержат.
Помимо того, выводы, изложенные в резолютивной части заключения эксперта также не могут служить основанием для удовлетворения заявленных в рамках настоящего дела требований, поскольку, как было отмечено ранее, документы, подтверждающие факт соответствия транспортного средства требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения должны быть предъявлены при его регистрации.
Отсутствие доказательств прохождения спорным транспортным средством (с замененными рамой и кабиной) обязательной нормативно закрепленной процедуры на предмет подтверждения его безопасности является необходимым и достаточным условием для аннулирования регистрации транспортного средства (пункт 51 Правил регистрации).
Вместе с тем аннулирование регистрации в данном случае не является бесповоротным юридическим фактом, не выступает непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства. Для этого необходимо установить соответствие созданного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения согласно Техническому регламенту.
Заявитель считает, что оспариваемыми действиями ответчика нарушены его права как собственника транспортного средства и добросовестного приобретателя.
Такую позицию апелляционная коллегия считает ошибочной в связи со следующим.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 06.03.2014 N АКПИ13-1251, согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Отнесение статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использования автомобилей (транспортных средств) к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима, в том числе специальных правил их допуска в эксплуатацию.
С учетом указанных норм, а также положений пункта 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод о том, что регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, при этом возможность такой регистрации связывается с соответствием транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В рассматриваемом случае регистрационные действия с автомобилем Ивеко as440s48, 1995 года выпуска (VIN:WJMM1VUJ00C139365, двигатель F3BE0681EB304-000036609, номер рамы WJMM1VUJ00C139365) осуществлены с нарушением указанных выше норм Закона N 196-ФЗ, Правил регистрации и Технического регламента. При аннулировании регистрационных действий нарушений в рамках настоящего дела не установлено.
Заявитель также просит признать незаконными также и действия ответчика по изъятию свидетельства о регистрации транспортного средства 53 XY525205, государственных регистрационных знаков С722ОА53 в количестве двух.
Вместе с тем, в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств совершения ответчиком этих действий заявителем не представлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 сентября 2014 года по делу N А44-726/2014 отменить.
Отказать индивидуальному предпринимателю Горцило Виталию Юрьевичу в признании незаконными действий (бездействия) старшего госинспектора РЭГ ОГИБДД ОМВД РФ по Чудовскому району Новгородской области, старшего лейтенанта полиции Шарова А.А., по прекращению регистрации транспортного средства Ивеко as440s48, 1995 года выпуска (VIN:WJMM1VUJ00C139365, государственный регистрационный знак С 722ОА53), по изъятию государственных регистрационных знаков С722ОА53 в количестве двух, свидетельства о регистрации транспортного средства 53 XY525205.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-726/2014
Истец: Горцило Виталий Юрьевич
Ответчик: ОМВД РФ по Чудовскому району Новгородской области
Третье лицо: Институт безопасности дорожного движения, ООО "Артком", Александров Константин Игоревич