г. Вологда |
|
15 мая 2015 г. |
Дело N А05-9914/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 ноября 2014 года по делу N А05-9914/2014 (судья Тюпин А.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МошаЛес" (ОГРН 1122918000314; ИНН 2918010119; место нахождения: 164224, Архангельская обл., Няндомский р-н, д. Макаровская, ул. Набережная, 6/1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, дом 18; далее - министерство) о взыскании 1 098 963 руб. 58 коп. излишне перечисленной арендной платы по договору от 23.04.2008 N 162.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 ноября 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для возврата спорной суммы арендной платы.
Общество и министерство надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемое решение суда проверено судом апелляционной инстанции в порядке статей 266-269 названного Кодекса исходя из доводов, заявленных сторонами.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 23.04.2008 Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник министерства, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 162 (далее - договор), согласно которому арендодатель предоставил арендатору лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, определенный в пункте 1.2 договора, сроком по 21.12.2029.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 04.12.2008 за номером 29-29-03/008/2008-186.
В дальнейшем, 05.10.2012, арендатором и обществом подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесных участков от 23.04.2008 N 162.
Указанные договор и соглашение зарегистрированы в установленном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В соответствии с пунктом 3.4.2. договора аренды истец обязался вносить арендную плату в размерах и сроки, которые устанавливаются ежегодно протоколом согласования арендной платы (в редакции соглашения от 06.10.2011).
Как следует из пункта 2.2 договора, годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициента превышений по договоренности сторон - 1,7 (пункт 2.3 договора).
Согласно пункту 2.5 договора годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 настоящего договора и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядка ее внесения по форме приложения 4, подписываемом обеими сторонами.
Сроки внесения арендной платы также установлены указанным пунктом договора в течение года частями в процентном отношении к годовому размеру.
Пунктом 2.6 договора аренды предусмотрено, что при изменении ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.
В соответствии с подписанными сторонами протоколами согласования размера арендной платы и порядка ее внесения арендная плата по договору в части, превышающей размер арендной платы по минимальным ставкам, на 2012-2014 гг. составила по 673 023 руб. за каждый год.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в соответствии с названными пунктами договора аренды и протоколом согласования размера арендной платы и порядка ее внесения истец внес в бюджет Архангельской области арендную плату в части превышений над минимальными ставками в общей сумме 1 098 963 руб. 58 коп.
Ссылаясь на то, что расчет размера арендной платы по договору аренды неправомерно произведен ответчиком в части, превышающей минимальные ставки (с применением повышающего коэффициента 1,7), истец обратился в суд с требованием о взыскании с ответчика указанной суммы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, согласился с тем, что сумма внесенной обществом по договору аренды платы, превышающей минимальный размер арендной платы, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), подлежит возврату истцу.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правильными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что ставки платы за аренду лесов, находящихся в федеральной собственности, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно федеральным законам от 13.12.2010 N 357-ФЗ, от 30.11.2011 N 371-ФЗ, от 03.12.2012 N 216-ФЗ, от 02.12.2013 N 349-ФЗ ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, а также ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяются в 2012-2014 годах с коэффициентом 1,30.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Как следует из пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление на применение к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и доведено до сведения арендатора.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто подателем жалобы, что заключение договора аренды осуществлялось в порядке приведения ранее заключенного договора безвозмездного пользования участками лесного фонда от 22.12.2004 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации".
Пунктом 11 Порядка, утвержденного названным приказом N 258, предусмотрено, что при переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется согласно статье 73 ЛК РФ, ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденным Постановлением N 310.
Довод подателя жалобы о том, что истец добровольно принял на себя дополнительные обязательства по увеличению размера арендной платы, подписав договор, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В данном случае размер арендной платы является регулируемым и может быть изменен только уполномоченным федеральным органом.
Учитывая изложенное, а также то, что договор аренды заключен во исполнение вышеприведенного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер арендной платы, превышающий минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением N 310, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и потому является незаконным.
При таких обстоятельствах следует признать, что правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 ноября 2014 года по делу N А05-9914/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9914/2014
Истец: ООО "МошаЛес"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области