г. Самара |
|
18 мая 2015 г. |
Дело N А55-29050/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Смирнова Е.А., доверенность от 23.03.2015 г. N 2338/4;
от общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр СТК" - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2015 года по делу N А55-29050/2014 (судья Лихоманенко О.А.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр СТК", г.Тюмень,
о признании незаконным решения от 15.09.2014 N РНП-63-136,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 15.09.2014 N РНП-63-136 об отказе включить сведения об ООО "Экспертный центр СТК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Департамент управления имуществом городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что решение суда принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В судебное заседание представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Экспертный центр СТК" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие неявившихся представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В Самарское УФАС России от Департамента поступило обращение о включении сведений об ООО "Экспертный центр СТК" в реестр недобросовестных поставщиков по признакам уклонения от заключения муниципального контракта по результатам проведенного открытого конкурса на выполнение работ по обследованию состояния строительных конструкций зданий (46 жилых домов), с изготовлением технических заключений и технических паспортов зданий, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара.
Согласно доводам Департамента, в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 14.08.2014 ООО "Экспертный центр СТК" признано победителем конкурса с ценой контракта 999 000 руб.
20.08.2014 Департаментом проект муниципального контракта направлен обществу почтовой связи.
Регламентированный срок подписания контракта победителем конкурса истекал 25.08.2014, однако в установленный срок контракт не подписан, документы, подтверждающие предоставление обеспечение исполнения контракта, не представлены, что, по мнению Департамента, является основанием для включения сведений об ООО "Экспертный центр СТК" в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения указанного обращения Самарское УФАС России 15.09.2014 оспариваемым решением отказало во включении сведений об ООО "Экспертный центр СТК" в реестр недобросовестных поставщиков.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований о признании указанного решения незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Решение Самарского УФАС России основано на полной и всесторонней оценке поведения победителя конкурса и тех действий, которые совершались ООО "Экспертный центр СТК" в целях соблюдения условий конкурса и заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контракт заключается не ранее, чем через десять дней и не позднее, чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 54 Закона о контрактной системе определено, что в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Самарским УФАС России установлено, что ООО "Экспертный центр "СТК" представлено платежное поручение N 17 от 25.08.2014, подтверждающее внесение ООО "Экспертный центр СТК" денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в размере 1 732 227 руб. 21 коп.
Кроме того, общество посредством экспресс почты в адрес Департамента направлен пакет документов, включающий три экземпляра подписанного 25.08.2014 муниципального контракта, а также платежное поручение от 25.08.2014 о внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.
Получение указанных документов Департаментом 01.09.2014 подтверждается письмом, представленным в материалы дела (л.д. 113, т.1).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от заключения контракта. Основанием для включения в реестр является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица. Факт неподписания контракта без соответствующего подтверждения заказчиком незаконности действий поставщика не является основанием для признания лица уклонившимся. В подобных случаях такое лицо не должно нести негативные последствия, связанные с неподписанием контракта.
Судом верно отмечено в решении, что совокупность представленных ООО "Экспертный центр "СТК" и Департаментом доказательств не подтверждает сознательное уклонение общества от подписания муниципального контракта.
Доводы Департамента о том, что отказом во включении сведений об ООО "Экспертный центр "СТК" в реестр недобросовестных поставщиков нарушаются его права в части удержания обеспечения контракта, суд первой инстанции правомерно отклонил в связи со следующим.
Пунктом 5 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Пункт 13 статьи 44 Закона о контрактной системе предусматривает случаи отказа в возврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, к числу которых относит уклонение или отказ участника закупки заключить контракт, непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Суд правильно указал в решении, что Закон о контрактной системе не предусматривает обязательным элементом удержания обеспечения заявки включение уклонившегося победителя в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что Самарское УФАС России обоснованно указало, что действия ООО "Экспертный центр "СТК" не могут быть квалифицированы как недобросовестное, виновное уклонение от заключения контракта, поскольку в действиях общества отсутствует намерение уклониться от подписания контракта, следовательно, решение Самарского УФАС России от 15.09.2014 N РНП-63-136 является законным и обоснованным, и вынес обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом управления имуществом городского округа Самара требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
ООО "Экспертный центр СТК" своевременно в порядке ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ представило заказчику 25.08.2014 г. - электронной почтой, 25.08.2014 г. - экспресс-почтой подписанный муниципальный контракт и платежное поручение, подтверждающее предоставление обеспечения исполнения контракта. Документы получены заказчиком 01.09.2014 г., о чем свидетельствует подпись представителя заказчика Карасева Дениса Олеговича в накладной N 000405 от 25.08.2014 г. (л.д. 68, т.1)
Последний срок подписания муниципального контракта со стороны заказчика согласно конкурсной документации - 04.09.2014 г. На основании ч. 2, ч. 7 ст. 54 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается не ранее, чем через десять дней и не позднее, чем через двадцать дней с даты размещении в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Срок заключения данного муниципального контракта с 26.08.2014 г. по 04.09.2014 г. Этот факт также не был оспорен сторонами и установлен в суде первой инстанции. Подрядчик перечислил платежным поручением N 17 от 25.08.2014 г. денежную сумму в размере 1 732 227,21 в обеспечение исполнения контракта, что проведено банком и как следствие зачислено на счет заказчика 26.08.2014 г).
Минэкономразвития России в пункте 13 Приложения к письму от 30.09.2014 г. N Д28и-1889 отмечает, что из системного анализа ч.4 и 5 ст.96 Федерального закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что победитель процедуры закупки в обязательном порядке предоставляет заказчику обеспечение исполнения контракта, заключаемого по результатам такой закупки, в установленный срок. В случае, если на дату окончания срока заключения контракта денежные средства в размере обеспечения исполнения контракта от участника закупки, с которым заключается контракт, не поступили на указанный заказчиком счет, такой участник закупки признается уклонившимся от заключения контракта в связи с непредоставлением обеспечения исполнения контракта. Таким образом, победителя процедуры закупки уклонившимся от подписания контракта можно было бы признать, если денежные средства в обеспечение исполнения контракта не были перечислены по состоянию на 05.09.2014 г.
В рассматриваемом случае денежные средства в полном объеме в обеспечение исполнения контракта по состоянию на 26.08.2014 г. и до их возврата подрядчику 19.09.2014 г. находились на счету заказчика. Данный факт заявителем не оспаривается.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2015 года по делу N А55-29050/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29050/2014
Истец: Департамент управления имуществом г. о. Самара
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Третье лицо: ООО "Экспертный центр СТК"