г. Москва |
|
18 мая 2015 г. |
Дело N А40-195282/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Парус+"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2015 по делу N А40-195282/2014, принятое судьей Поздняковым В.Д. (93-1382)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Парус+"
к ФКУ "Речная администрация Московского бассейна"
3-и лица: 1. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы; 2. КБ "Новый Московский Банк" (ООО); 3. Московский филиал ФАУ "Российский Речной Регистор"
о признании незаконным приказа,
при участии:
от заявителя: |
Бабышева А.Ю. по дов. от 24.11.2014; Турусинов С.С. по дов. от 24.11.2014; |
от ответчиков: |
Ошков В.В. по приказу от 11.04.2014; |
от третьих лиц: |
1. Морозова Э. Е. по дов. от 24.06.2014; 2,3 - не явились, извещены. |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Парус+" (далее - ООО "Парус+", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Речная администрация Московского бассейна" (далее - ФКУ "РАМБ", ответчик) о признании незаконным приказа от 11.11.2014 N 246 об исключении из государственного судового реестра Российской Федерации судна (объекта) "Чайковский", а также свидетельства от 11.11.2014 N PMN N 001310 об исключении из государственного судового реестра.
Решением суда от 26.02.2015, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований заявителю было отказано, поскольку суд исходил из обстоятельств соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, не установил факта нарушения их действием прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом суд также учитывал, что ООО "Парус+" не представлено документального подтверждения нарушения порядка исключения сведений о наличии права собственности на объект из Государственного судового реестра.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ООО "Парус+" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит о его отмене и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, арбитражным судом первой инстанции при вынесении решения не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а также допущены нарушения норм процессуального права. Указывает на отсутствие правовых основания для проведения процедуры исключения из Государственного судового реестра (далее - ГСР) судна, утратившего свои качества, без заявления самого судовладельца, которого в рассматриваемом случае подано не было. Считает, что оспариваемыми приказами грубо нарушен порядок исключения принадлежащего ему объекта из ГСР, предусмотренный нормами Федерального закона от 07.03.2001 N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее - КВВТ РФ).
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, представлены письменные пояснения на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст. 81 АПК РФ.
В судебном заседании представители заявителя в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы, изложили свою правовую позицию, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьего лица - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, не заявляющего самостоятельных требований, поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание представители третьих лиц - КБ "Новый Московский Банк" (ООО), Московский филиал ФАУ "Российский Речной Регистор" не явились, в связи с чем, при отсутствии возражений явившихся лиц, дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей явившихся лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, 11.11.2014 ФКУ "РАМБ" был издан приказ за N 246 "Об исключении из Государственного судового реестра".
В соответствии с экспертным заключением ГУП МосгортрансНИИпроект", НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия", НИИ бетона и железобетона им. А.А. Гвоздева, ФГУП "Крыловский государственный научный центр" было установлено, что принадлежащий заявителю объект - "Чайковский" не соответствует требованиям безопасности, утратил качество судна и не может использоваться в целях судоходства с учетом п.1 ст.21 КВВТ РФ.
На основании данного приказа, а также письма Московского филиала Российского Речного Регистра от 25.11.2014 N МФ-28.1-2261 руководителем ФКУ "РАМБ" было выдано свидетельство от 11.11.2014 N PMN N 001310 об исключении из государственного судового реестра принадлежащего заявителю объекта.
Полагая, что оспариваемые приказ и свидетельство носили незаконный характер и повлекли за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя, обусловленное противоправным лишением права на объект, ООО "Парус+" обратилось в суд за защитой и восстановлением нарушенного права в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также из п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и содержащиеся в ней требования, выслушав пояснения и аргументы представителей лиц, участвующих в деле, коллегия арбитражного апелляционного суда пришла к выводу об отсутствии правовых и процессуальных оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно положениям ч.2 ст.15 КВВТ РФ право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов. С момента исключения из указанных реестров право на судно утрачивается.
Вместе с тем, следует учитывать, что с момента исключения судна из реестра вместо права собственности на судно у бывшего судовладельца возникает право на вещь, которая ранее признавалась судном. Следовательно, вещное право на принадлежащую собственнику вещь не им утрачивается, поскольку речь идет лишь об утрате собственником права признания данной вещи судном.
В силу положений п. 1 и 3 ст.16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него следует считать акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно.
Как следует из положений ст.21 КВВТ РФ исключению из ГСР подлежит судно, признанное конструктивно погибшим либо утратившим свои качества в результате перестройки или других изменений.
Под термином "судно", согласно ст.3 КВВТ РФ, следует понимать самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Конструктивно погибшее судно - это судно, конструктивные элементы которого не соответствуют требованиям к судну. При этом, судно, утратившее качество такового в результате перестройки или других изменений, судном юридически и фактически уже не является, т.е. судно утратившее конструктивную возможность использования в целях судоходства, не может быть зарегистрировано в установленном порядке.
В случае наличия установленных законом обстоятельств судно может быть исключено из ГСР и вновь включено в него после восстановления его конструктивной способности к использованию в целях судоходства.
В соответствии с положением п.53 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2011 N 144 конструктивная гибель и утрата качеств судна в результате перестройки или других изменений является основанием для исключения сведений о судне из ГСР.
Правовым основанием для государственной регистрации судна и прав на него являются акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции (п.17 Правил государственной регистрации судов).
Данными полномочиями с учетом дефиниции ч.1 ст.17 КВВТ РФ наделены администрации бассейнов внутренних водных путей. На основании приказа Минтранса России от 25.09.2012 N 355 обозначенные полномочия закреплены за ответчиком по рассматриваемому делу - ФКУ "РАМБ".
В соответствии с требованиями, установленными Правилами пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса России от 24.12.2002 N 158 (далее - ППБ), каждое судно оснащается соответствующими конструктивными элементами противопожарной защиты, системами пожаротушения и пожарной сигнализацией, а также противопожарным оборудованием и снабжением.
В ППБ, также определено, что для предупреждения возникновения пожара на судах запрещается: загромождать проходы, основные и запасные выходы, подходы к средствам пожаротушения, размещать и устанавливать в проходах дополнительное оборудование и инвентарь.
Выявленные на объекте "Чайковский" нарушения требований ППБ создают угрозу возникновения пожара и не возможностью принятия мер по спасению и эвакуации людей и ликвидации очага пожара.
Кроме того, на объекте "Чайковский" выявлено отсутствие в проектной документации требования по морозостойкости и водонепроницаемости бетона, морозостойкости заполнителя, что не позволяет оценить эксплуатационную надежность конструкций, в т.ч. в зоне переменного уровня воды (ГОСТ 26633-2012 Приложение Б-3, СП 58,13330,2012 п. 6.28, СП 63,13330.2012 п 6.1.3).
Также по результатам осмотра зафиксировано отсутствие: средств спасения на воде (наличие спасательных жилетов не подтверждено); сведений о соответствии электрооборудования и электропроводки; противопожарного и санитарного оборудования.
Более того, текущее состояние объекта "Чайковский" не обеспечивает его безопасную эвакуацию в случае возникновения ситуаций ГО и ЧС, т.к. возведенные с превышением допустимых вертикальных габаритов конструкции не позволяют осуществлять его безопасное перемещение по акватории реки Москва без причинения ущерба сооружениям и объектам транспортной инфраструктуры УДС города.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2012 N 623 (далее - Технический регламент), дебаркадеры являются объектами технического регулирования. Технический регламент устанавливает обязательные требования к безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
Согласно требованию пункта 114 Технического регламента на судах должны быть предусмотрены коллективные (открытые, частично и полностью закрытые, свободнопадающие спасательные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, дежурные шлюпки) и индивидуальные спасательные средства (спасательные круги, жилеты, гидротермокостюмы и защитные костюмы) в соответствии с нормами, установленными органом классификации в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация судна, типа и размеров судна.
Доказательством утраты объектом "Чайковский" качества судна и невозможности его использования в целях судоходства является вышеуказанное экспертное заключение. Указанное доказательство, равно как и прочие, получены в установленном законом порядке, отвечают процессуальным критериям относимости и допустимости. При этом апелляционный суд не находит обоснованных сомнений в достоверности указанных средств доказывания по мотиву отсутствия правовых и процессуальных оснований.
Указанные доказательства не были исключены ввиду содержания в них недостоверных сведений. Альтернативных средств доказывания, способных опровергнуть содержащиеся в них сведения о фактах, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела, заявителем не представлено.
Фактически установленные обстоятельства дела позволяют апелляционной коллегии сделать вывод об отсутствии совокупности оснований, предусмотренных статьей 13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания оспариваемых ненормативных актов органа государственной власти недействительными.
Принимая во внимание документальное подтверждение факта несоответствия объекта "Чайковский" требованиям безопасности, утраты им качества судна и невозможности его использования в целях судоходства, следует признать обоснованным и правомерным вывод арбитражного суда первой инстанции о соответствии оспариваемых приказа, а также свидетельства требованиям и нормам действующего законодательства.
В силу положений ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Таким образом, предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Однако избранный заявителем способ защиты права не приводит к восстановлению прав субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку носит абстрактный и неопределенный характер. Доказательств наличия факта нарушения действием спорного приказа и свидетельства принадлежащего ООО "Парус+" вещного права в отношении принадлежащего ему объекта материалы рассматриваемого дела не содержат.
В свою очередь, аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
В связи с изложенным, апелляционный суд признает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что изложенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2015 по делу N А40-195282/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Парус+" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей, как излишне уплаченную (платежное поручение N 4 от 18.03.15 г.).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195282/2014
Истец: ООО "Парус+"
Ответчик: ФКУ "Речная администрация Московского бассейна"
Третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Московский филиал Федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр", ООО КБ "Новый Московский Банк"