г. Москва |
|
18 мая 2015 г. |
Дело N А40-135814/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Мухина С.М., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Газпром добыча Уренгой" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2015 по делу N А40-135814/2014, принятое судьей Дейна Н.В.,
по заявлению: ООО "Газпром Добыча Уренгой" (629307, ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Железодорожная, д. 8)
к Федеральному агентству железнодорожного транспорта (105064, Москва, ул. С.-Басманная, д. 11/2, стр. 1)
о признании незаконным решения от 14.04.2014 и действий
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Никанорова А.В. по доверенности от 14.01.2015; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Газпром Добыча Уренгой" с заявлением к Федеральному агентству железнодорожного транспорта о признании незаконным решения от 14.04.2014, а также действий по присвоению третьей категории безопасности железнодорожной станции Тосовэй, а также об обязании исключить из реестра категорирования спорного объекта (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 02.02.2015 требования оставлены без удовлетворения. При этом суд исходил из того, что Решение о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры от 14.04.2014 г. (в отношении железнодорожной станции Тосовэй) и Решение о включении в Реестр категорированных ОТИ и/или ТС железнодорожного транспорта от 14.04.2014 (в отношении указанной железнодорожной станции) были приняты Росжелдором в соответствии с ФЗ N 16-ФЗ в редакции N 10 от 03.02.2014, действующей на момент принятия указанных решений, с Порядком установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным Приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62.
С решением суда не согласился заявитель - ООО "Газпром Добыча Уренгой" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что Росжелдор не доказал обоснованность использования показателей, которые были применены в представленном суду расчете.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Заявителем подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела 14 мая 2014 года ООО "Газпром добыча Уренгой" получено уведомление Федерального агентства железнодорожного транспорта от 18.04.2014 года N УТБ-7/3/03924-ис, в соответствии с которым железнодорожная станция Тосовэй Ямальской железнодорожной компании 14 апреля 2014 года внесена в государственный реестр категорированых объектов транспортной инфраструктуры под реестровым номером ЖСТ303924 с присвоением третьей категории транспортной безопасности и указанием Общества в качестве субъекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Росжелдор наделен полномочиями по проведению категорирования объект транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ТС) в установленной сфере деятельности.
Из материалов дела следует, что железнодорожная станция Тосовэй, как ОТИ является собственностью ООО "Газпром Добыча Уренгой", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на участок железной дороги с. Ягельная - Ямбург (дата выдачи 12.05.2009).
В 2011 году от ОАО "Ямальская железнодорожная компания" (далее ОАО -"ЯЖДК") в адрес Уральского территориального управления Росжелдора поступило обращение с просьбой провести категорирование ОТИ (т.2 л.д.86).
05 февраля 2014 года ОАО "ЯЖДК" обратилось с письмом в Росжелдор (т.2 л.д.29), с приложением копий договора аренды N 29/207 от 11.06.2013, заключенного с ООО "Газпром Добыча Уренгой", и протокола разногласий к указанному договору, в которых была предусмотрена обязанность собственника ОТИ - ООО "Газпром Добыча Уренгой"- обеспечить в отношении ОТИ (в том числе железнодорожной станции Тосовэй) исполнение требований законодательства Российской Федерации по транспортной безопасности.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Исходя из положений Закона о транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры являются лица, которые имеют в собственности или используют на ином законном основании объекты транспортной инфраструктуры и (или) транспортные средства. Использование ОТИ и (или) ТС не является необходимым условием для собственников объектов транспортной инфраструктуры и (или) ТС.
Таким образом, законодательство не предусматривает в отношении собственников объектов транспортной инфраструктуры для определения их в качестве субъектов транспортной инфраструктуры требования по использованию объектов транспортной инфраструктуры.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела заявитель является собственником ОТИ (железнодорожной станции Тосовэй). В соответствии с протоколом разногласий к договору аренды N 29/207 от 11.06.2013 Заявитель взял на себя обязанность по обеспечению транспортной безопасности в отношении переданного им в аренду ОАО "ЯЖДК" имущества железнодорожной станции Тосовэй.
Таким образом, по смыслу положений Закона о транспортной безопасности заявитель является субъектом транспортной инфраструктуры
В соответствии с п. 5 ст. 1, ст. 6 Закона о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя ряд объектов, в том числе и железнодорожные станции.
В связи с этим, железнодорожная станция Тосовэй является объектом транспортной инфраструктуры на основании п. 5 ст. 1 Закона о транспортной безопасности.
Решением Росжелдора указанный ОТИ (железнодорожная станция Тосовэй) 14.04.2014 был категорирован с присвоением нового реестрового номера и включен в Реестр. 18.04.2014 в адрес ООО "Газпром Добыча Уренгой" было направлено уведомление о присвоении реестрового номера и категории ОТИ (ТС).
Согласно пункту 2 части 1 Закона о транспортной безопасности категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 6 Закона о транспортной безопасности категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.02 2011 года N 62 утвержден Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок)
Согласно пунктам 4, 8 Порядка категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется на основании критериев категорирования по видам транспорта. Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории.
Критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств определены в п.5 Порядка.
Критериями категорирования объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств являются: степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств применительно к отдельным видам транспорта, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства на территории Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и/или совершении акта незаконного вмешательства), в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за период последних 12-ти месяцев до момента категорирования. Возможные последствия совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств применительно к отдельным видам транспорта, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе.
По результатам категорирования ОТИ и/или ТС присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования согласно приложениям N 1 - 6 к Порядку (п. 6 Порядка).
Росжелдором принято Решение о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры от 14.04.2014 (в отношении железнодорожной станции Тосовэй) и Решение о включении в Реестр категорированных ОТИ и/или ТС железнодорожного транспорта от 14.04.2014.
Довод заявителя о незаконности возложения на общество обязанности по обеспечению транспортной безопасности в отношении ОТИ - железнодорожной станции Тосовэй является необоснованным, поскольку в соответствии с протоколом разногласий к договору аренды N 29/207 от 11.06.2013 Заявитель взял на себя обязанность по обеспечению транспортной безопасности в отношении переданного им в аренду ОАО "ЯЖДК" имущества, то есть данного ОТИ (железнодорожной станции Тосовэй) (т.2 л.д.31).
Довод Заявителя о том, что ему неизвестно какие показатели и характеристики, из каких источников взяты за обоснование показателей для присвоения третьей категории безопасности ОТИ - железнодорожная станция Тосовэй рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены по следующим основаниям.
24.10.2014 в Росжелдор от Уральского территориального управления Росжелдора предоставлена информация о проведении 23.10.2014 г. совещания с представителями ООО "Газпром Добыча Уренгой" с целью предоставления для ознакомления информации, послужившей основанием для присвоения категорий объектам транспортной инфраструктуры, принадлежащих ООО "Газпром Добыча Уренгой" и разъяснения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности с приложением протокола указанного совещания (письмо Уральского территориального управления Росжелдора от 24.10.2014 N РУС-959 и соответствующего протокола от 23.10.2014 б/н - т.2 л.д.18).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Решение о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры от 14.04.2014 г. (в отношении железнодорожной станции Тосовэй) и Решение о включении в Реестр категорированных ОТИ и/или ТС железнодорожного транспорта от 14.04.2014 (в отношении указанной железнодорожной станции) были приняты Росжелдором правомерно в соответствии с Законом о транспортной безопасности в редакции, действующей на момент принятия указанных решений, с Порядком установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным Приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62, а также с учетом отчета, разработанного ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" в 2011 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2015 по делу N А40-135814/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135814/2014
Истец: ООО "Газпром добыча Уренгой"
Ответчик: Федеральное агенство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство железнодорожного транспорта