г. Пермь |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А50П-874/2012 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Нилоговой Т.С., Чепурченко О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём Зверевой Е.А.,
при участии:
от уполномоченного органа: Першиной В.Н. паспорт, доверенность от 09.04.2015;
от иных лиц, участвующих в деле: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы уполномоченного органа Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю, арбитражного управляющего Злобина Владислава Владиславовича
на определение Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 20 марта 2015 года о результатах рассмотрения заявления арбитражного управляющего Злобина В.В. о взыскании судебных расходов,
вынесенное судьей Бахматовой Н.В. в рамках дела N А50П-874/2012
о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Темп" (ОГРН 1075981000292, ИНН 5981001724),
установил:
Определением Арбитражного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре) от 08.11.2012 принято к производству заявление Федеральной налоговой службы о признании банкротом общества с ограниченной ответственностью "Темп" (далее - Общество "Темп", Должник).
Решением арбитражного суда от 12.12.2012 названный Должник признан банкротом по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Авилов Алексей Викторович.
Определением арбитражного суда от 21.04.2014 Авилов Алексей Викторович по ходатайству уполномоченного органа отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.
Определением арбитражного суда от 17.07.2014 конкурсным управляющим должника утвержден Злобин Владислав Владиславович (далее - Злобин В.В.).
24.02.2015 в арбитражный суд поступило заявление Злобина В.В. о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю (далее - Уполномоченный орган) 7 645 руб. 05 коп. судебных расходов, в том числе: 3 533 руб. 05 коп. за публикацию сообщения о завершении конкурсного производства Общества "Темп" в газете "Коммерсантъ", 2 612 руб. 00 коп. расходов за размещение сведений на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ), в том числе об открытии в отношении должника конкурсного производства и об утверждении конкурсным управляющим Злобина В.В. 660 руб. 00 коп., о завершении конкурсного производства 660 руб. 00 коп., о продлении конкурсного производства 646 руб. 00 коп., о проведении 10.10.2014 собрания кредиторов - 646 руб. 00 коп., а также 1 500 руб. 00 коп. транспортных расходов по ГСМ.
Определением Арбитражного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре) от 20.03.2015 заявление арбитражного управляющего Злобина В.В. удовлетворено частично. Суд взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю за счет средств, выделенных на реализацию мероприятия, связанных с процедурами банкротства, в пользу арбитражного управляющего Злобина В.В. 3 612 руб. 00 коп. судебных расходов. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом первой инстанции отказано.
Не согласившись с вынесенным определением суда, уполномоченный орган и арбитражный управляющий Злобин В.В. обратились с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган указывает, что не согласен с определением арбитражного суда в части взыскания 2 612 руб. 0 коп. расходов, связанных с размещением в ЕФРСБ сведений в отношении должника, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы уполномоченный орган, указывает, что в процедуре банкротства отсутствующего должника существует особый порядок возмещения понесенных конкурсным управляющим расходов, который определен нормативным перечнем и предельным размером их осуществления. Данный перечень и размер расходов являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Отмечает, что расходы по включению в ЕФРСБ каких-либо сведений не предусмотрены перечнем расходов, подлежащих возмещению за счет уполномоченного органа, утвержденным совместным Приказом ФНС России, Минэкономразвития России, Минфина России от 10.03.2005 N САЭ-3-19/80@/53/34н. Также полагает, что перечень расходов не содержит указаний на возмещение расходов по включению каких-либо сведений в ЕФРСБ. Считает, что в данном случае подлежит применению специальная норма права - совместный приказ ФНС РФ NСАЭ-3-19/80@, Минэкономразвития РФ N 53, Минфина РФ N 34н от 10.03.2005 " О реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников", а не общие правила возмещения судебных расходов, закрепленные в ст. 59 закона о банкротстве.
Также указывает, что при изготовлении обжалуемого определения, суд первой инстанции не указал мотивы, по которым он пришел к выводу о том, что отсутствие в Перечне прямого указания на возможность компенсации уполномоченным органом расходов на оплату включения сведений в ЕФРСБ не может служить основанием для освобождения ФНС России, как заявителя по делу о банкротстве отсутствующего должника, от возмещения данных расходов конкурсному управляющему.
Арбитражный управляющий в своей апелляционной жалобе просит определение арбитражного суда от 20.03.2015 отменить в части отказа в удовлетворении требований конкурсного управляющего о взыскании расходов в сумме 3 533 руб. 05 коп. за публикацию сообщения о завершении конкурсного производства Общества "Темп" в газете "Коммерсантъ".
В обоснование апелляционной жалобы арбитражный управляющий указывает, что сведения о завершении процедуры конкурсного производства в отношении должника, являются сведениями, изменяющими сведения об открытии конкурсного производства, и соответственно подлежат обязательному опубликованию, в том числе в официальном издании - газете "Коммерсантъ". Таким, образом, полагает, что расходы в сумме 3 533 руб. 05 коп. по оплате публикации о завершении конкурсного производства в отношении должника являются обоснованными и подлежат взысканию с заявителя по делу о банкротстве.
До судебного заседания от арбитражного управляющего Злобина В.В. поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу уполномоченного органа, в котором последний просит в удовлетворении жалобы Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа доводы своей апелляционной жалобы поддержала. Возражает против удовлетворения апелляционной жалобы арбитражного управляющего.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Дело о банкротстве в отношении Общества "Темп" возбуждено определением арбитражного суда от 08.11.2012 на основании заявления уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы России в лице ее территориального органа.
Определением Арбитражного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре) от 17.07.2014 конкурсным управляющим должника утвержден Злобин В.В.
Как следует из материалов дела, в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим были произведены расходы в общей сумме 14 687 руб. 18 коп., в том числе:
- расходы по опубликованию в газете "Коммерсантъ" сведений о признании Общества "Темп" несостоятельным (банкротом), утверждении конкурсного управляющего, о завершении процедуры конкурсного производства, в общей сумме 10 185 руб. 38 коп.;
- расходы по опубликованию в ЕФРСБ объявлений, связанных с проведением процедуры банкротства должника, в общей сумме 2 612 руб. 80 коп.;
- почтовые расходы по направлению запроса о предоставлении документов конкурсному управляющему Авилову А.В., уведомлению кредитора о собрании, направлении документов в арбитражный суд, службу судебных приставов, Мамедову И.А., Управлению Пенсионного фонда России, в общей сумме 189 руб. 00 коп.;
- транспортные расходы, связанные с приобретением ГСМ для проезда конкурсного управляющего с целью участи я в собрании кредиторов в общей сумме 1 500 руб. 00 коп.
23.12.2014 арбитражный управляющий Злобин В.В. обратился в Межрайонную ИФНС России N 1 по Пермскому краю с заявлением о выплате единовременного вознаграждения и возмещения расходов в деле о банкротстве Общества "Темп".
30.12.2014 Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю частично выплачено единовременное вознаграждение в сумме 10 000 руб. 00 коп., а также частично компенсированы судебные расходы в сумме 7 041 руб. 33 коп.
Письмом от 15.01.2015 N 02-3-45/00194 Межрайонная ИФНС России N 1 по Пермскому краю (л.д. 34) сообщила о том, что к оплате не приняты следующие расходы, а именно:
- расходы, связанные с публикацией сообщения о завершении процедуры конкурсного производства в отношении Общества "темп" в размере 3 533 руб. 05 коп., поскольку публикация не предусмотрена Перечнем расходов;
- расходы по опубликованию сведений на сайте ЕФРСБ ЗАО "Интерфакс" в размере 660 руб. 00 коп. об открытии в отношении должника конкурсного производства и об утверждении конкурсным управляющим Злобина В.В., 660 руб. 00 коп. о завершении конкурсного производства, 646 руб. 00 коп. о продлении конкурсного производства, 646 руб. 00 коп. о проведении 10.10.2014 собрания кредиторов, поскольку в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) публикация производится в газете "Коммерсантъ";
- транспортные расходы в размере 1 500 руб. 00 коп., поскольку компенсация данные расходов не предусмотрена Перечнем.
Ссылаясь на наличие задолженности по расходам, связанным с проведением процедуры банкротства, арбитражный управляющий Злобин В.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявление арбитражного управляющего Злобина В.В., суд первой инстанции исходил из того, что расходы, связанные с размещением в ЕФРСБ сведений о банкротстве в сумме 2 612 руб. 00 коп., а также транспортные расходы в сумме 1 000 руб. 00 коп. являются обоснованными и подлежат взысканию с заявителя по делу о банкротстве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу абз. 1 п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве, в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных п. 1 данной статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
В соответствии с п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень и порядок представления документов, подтверждающих право конкурсного управляющего на компенсацию расходов в связи с осуществлением процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа, утвержден совместным приказом от 10.03.2005 Федеральной налоговой службы N САЭ-3-19/80@/53/34н, Минэкономразвития Российской Федерации N 53, Министерства финансов Российской Федерации N 34н.
В ст. 128 Закона о банкротстве предусмотрено, что опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном ст. 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Исходя из содержания п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
Сведения об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего подлежат обязательному опубликованию при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве (абз. 4 п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве).
Согласно абз. 7 п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сведения об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов, в том числе о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Определением арбитражного суда от 19.09.2014 конкурсное производство в отношении должника продлено до 19.11. 2014 года, в связи с чем, срок процедуры конкурсного производства изменился. Поэтому сведения о том, что срок конкурсного производства был продлен до 19.11.2014, то есть изменен, конкурсный управляющий в силу прямого указания Закона должен был разместить на сайте ЕФРСБ.
С учетом вышеизложенного судом первой инстанции признаны обоснованными требования о взыскании с заявителя по делу расходов, связанных с размещением на сайте ЕФРСБ сведений об открытии в отношении должника конкурсного производства и об утверждении конкурсным управляющим Злобина В.В. в размере 660 руб. 00 коп., 646 руб. 00 коп. о продлении конкурсного производства
Кроме того, судом первой инстанции правомерно установлено, что в соответствии с п. 6.1 ст. 28 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 189-ФЗ, вступил в силу с 01 июля 2014 года) не позднее чем в течение 10 дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в ЕФРСБ в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры. Соответственно, действия конкурсного управляющего по размещению сообщения в ЕФРСБ о завершении конкурсного производства ООО "Темп" правомерными, а расходы в размере 660 руб. - признаны судом обоснованными.
Согласно п. 4 ст. 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в порядке, установленном ст. 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов. Поэтому в силу прямого указания Закона действия конкурсного управляющего по публикации сообщения о собрании кредиторов, которое состоялось 10.10.2014, также являются законными, а расходы в сумме 646 руб. -обоснованными.
Доводы уполномоченного органа о необходимости применения специальной нормы права - совместный приказ ФНС РФ N САЭ-3-19/80@, Минэкономразвития РФ N 53, Минфина РФ N 34н от 10.03.2005 " О реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" судом апелляционной инстанции отклоняется в силу нижеследующего.
Согласно пункту 2 статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующего должника".
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, уполномоченный орган в двухнедельный срок с даты представления конкурсным управляющим в установленном порядке документов согласно утвержденному перечню, подтверждающих его право на компенсацию расходов в связи с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника, но не ранее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации отсутствующего должника осуществляет компенсацию фактических расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации, с учетом особенностей, установленных пунктом 7 данного Положения.
Учитывая изложенное, уполномоченный орган осуществляет компенсацию только фактических расходов конкурсного управляющего в соответствии с Перечнем расходов, подлежащих компенсации, утвержденным Приказом ФНС России, Минэкономразвития России, Минфина России от 10.03.2005 N САЭ-3-19/80@/53/34н "О реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующего должника" (далее - Приказ).
В соответствии с п. 3 Перечня и предельного размера подлежащих компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа, являющегося приложением N 1 к Приказу, расходы по опубликованию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства оплачиваются в размере фактических расходов.
Таким образом, удовлетворяя требования о взыскании с заявителя по делу расходов, связанных с размещением на сайте ЕФРСБ сведений об открытии в отношении должника конкурсного производства, об утверждении конкурсным управляющим Злобина В.В., о продлении конкурсного производства, о завершении в отношении должника конкурсного производства, о проведении 10.10.2014 собрания кредиторов, суд первой инстанции руководствовался материалами дела и исходил из доказанности понесенных конкурсным управляющим расходов. В подтверждение указанных расходов конкурсным управляющим были представлены счета от 21.07.2014 N 01-243249, от 25.11.2014 N 01-316081, от 23.09.2014 N 01-278944, от 23.09.2014 N 01-278959, кассовые чеки от 21.07.2014, 25.11.2014, 23.09.2014, от 23.09.2014, тексты публикаций от 23.07.2014, от 27.11.2014, N 383976 и 383987 от 25.09.2014.
Относительно доводов арбитражного управляющего о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права путем отказа в удовлетворении требования об оплате публикации о завершении конкурсного производства суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как указывалось ранее, п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию в числе иных подлежат сведения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего.
Возмещение расходов, связанных с включением арбитражным управляющим сведений в ЕФРСБ и их опубликованием, осуществляется за счет имущества должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или решением собрания кредиторов. Закон о банкротстве не предусматривает обязательное опубликование сведений о завершении конкурсного производства, в связи с чем, суд первой инстанции не отнес указанные расходы к необходимым и обоснованным и пришел к верному выводу о том, что требование об их возмещении за счет заявителя в деле о банкротстве удовлетворению не подлежит.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для публикации сведений о завершении процедуры конкурсного производства является обоснованным.
Взыскание судом первой инстанции транспортных расходов в сумме 1 000 руб. 00 коп. уполномоченным органом и арбитражным управляющим Злобиным В.В. не оспаривается.
Доводы заявителей апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, являющихся, по мнению суда апелляционной инстанции, законными и обоснованными.
Основания для отмены или изменения определения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 20 марта 2015 года по делу N А50П-874/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Т.С. Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-874/2012
Должник: ООО "Темп"
Кредитор: Федеральная налоговая служба в лице начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Пермскому краю И. Г. Князева
Третье лицо: Авилов Алексей Викторович, Кудымкарский городской суд, Мамедов Исмаил Абулфет Оглы, Межрайонная ИФНС России N 1 по Пермскому краю, НП "Ассоциация межрегиональная СОАУ", ОАО КБ "Восточный", Управление службы судебных приставов по Пермскому краю, Управление Федералбной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Учредитель Кудымов Анатолий Евгеньевич, Учредитель Мамедов Исмаил Абулфет Оглы, Федеральная служба судебных приставов по Пермскому краю Отдел по г. Кудымкару и Кудымкарскому району, Филиал НП "Ассоциация межрегиональная СОАУ" в Приволжском федеральном округе
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12350/13
19.11.2014 Определение ПСП Арбитражного судов Пермского края в г.Кудымкаре N А50П-874/12
06.11.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12350/13
12.12.2012 Решение ПСП Арбитражного судов Пермского края в г.Кудымкаре N А50П-874/12