г. Москва |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А41-78821/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Стройжилинвест-эксплуатация" - Солдатов А.А. представитель по доверенности от 02 апреля 2015 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Московской области (территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Московской области в городах Лобня, Долгопрудный, Химки, Красногорском районе) - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стройжилинвест-эксплуатация" на решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2015 года по делу N А41-78821/14, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стройжилинвест-эксплуатация" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Московской области (территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Московской области в городах Лобня, Долгопрудный, Химки, Красногорском районе) об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройжилинвест-эксплуатация" (далее - общество, ООО "Стройжилинвест-эксплуатация") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Московской области (территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Московской области в городах Лобня, Долгопрудный, Химки, Красногорском районе) (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене предписания от 05 декабря 2014 года N 279/01.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Стройжилинвест-эксплуатация" отказано (л.д. 156 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением жителя многоквартирного дома, управлением 13 ноября 2014 года вынесено определение N 122/01 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам проведенного административного расследования составлен протокол осмотра от 17 ноября 2014 года, из которого следует, что общество не обеспечило в доме по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевское шоссе, д. 1, корп. 4, соответствующее нормативным температурным требованиям горячее водоснабжение.
По факту выявленных нарушений управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 05 декабря 2014 года по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В этот же день (05 декабря 2014 года) управлением обществу выдано предписание N 279/01, в соответствии с которым обществу предложено в срок до 01 марта 2015 года обеспечить устранение нарушений требований СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, ООО "Стройжилинвест-эксплуатация" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявленными требованиями о его оспаривании.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением РФ от 06 мая 2011 года N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 указанных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
На основании подпункта "б" пункта 4 Правил одной из коммунальных услуг является горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением РФ от 06 мая 2011 года N 354, содержит следующие положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года N 20, температура горячей воды в местах водоразбора должна быть не ниже 60 градусов C (независимо от применяемой системы теплоснабжения).
Управление ссылается на положения СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года N 20.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора должна быть не ниже 60 градусов C (независимо от применяемой системы теплоснабжения).
Однако, при отказе обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания управления от 05 декабря 2014 года N 279/01 судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
В силу пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Системы горячего водоснабжения подразделяются на централизованные и нецентрализованные.
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В свою очередь пунктом 12 этой же статьи установлено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Согласно изложенным выше нормам, установление температуры не менее 60 градусов С объясняется тем, что при данной температуре происходит обеззараживание воды в централизованных системах горячего водоснабжения. В случае применения нецентрализованных систем горячего водоснабжения данные требования излишни, поскольку вода не требует такой степени санитарно-гигиенической обработки.
Пункт 1.3 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 года N 40 "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02", не может быть применен в рассматриваемом случае, поскольку в данном постановлении дается само понятие нецентрализованного водоснабжения, источниками которого являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.
В оспариваемом предписании речь идет о нецентрализованной системе горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальных тепловых пунктов, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Из материалов дела усматривается, что 01 ноября 2013 года между ООО "Стройжилинвест-эксплуатация" (Абонент) и Муниципальным унитарным предприятием "Инженерные сети г. Долгопрудного" (Ресурсоснабжающая организация) был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 2 ВСЖ, согласно которому Ресурсоснабжающая организация осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение Абоненту, через присоединенную водопроводную сеть из нецентрализованных систем холодного водоснабжения, холодную (питьевую) воду и осуществляет прием сточных вод Абонента в централизованные системы водоотведения (л.д.61-73).
Таким образом, вода в ИТП поступает из централизованной системы холодного водоснабжения и подогреваются абонентом до определенной температуры, следовательно, требования СанПиН 2.1.4.2496-09 на нецентрализованную систему горячего водоснабжения многоквартирного дома N 1 корпус 4 по ул. Лихаческое шоссе города Долгопрудный Московской области не распространяются.
В соответствии с пунктом 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 градусов.
Из актов отпора проб от 17 ноября 2014 года (л.д.24-31) и протокола об административном правонарушении от 05 декабря 2014 года следует, что на момент проверки в квартире N 161 дома N 1 корпус 4 по Лихаческому шоссе города Долгопрудный Московской области температура горячей воды в точке водоразбора составила +51 гр.С., что входит в рамки установленной ГОСТ Р 51617-2000 температуры горячей воды.
Кроме того, жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Лихачевское шоссе д. 1 корп. 4 был введен в эксплуатацию 25 декабря 2009 года.
Согласно акту от 26 ноября 2009 года, утвержденному МУП "Инженерные сети", установленное оборудование - индивидуальный тепловой пункт, соответствует проекту и выданы сертификаты соответствия (л.д.43)
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление ООО "Стройжилинвест-эксплуатация" - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2015 года по делу N А41-78821/14 отменить.
Признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Московской области в городах Лобня, Долгопрудный, Химки, Красногорском районе N 279/01 от 05 декабря 2014 года, выданное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Стройжилинвест-эксплуатация".
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78821/2014
Истец: ООО "Стройжилинвест-эксплуатация"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области Территориальный отдел в городах Лобня, Долгопрудный, Химки, Красногорском районе
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области Территориальный отдел в городах Лобня, Долгопрудный, Химки, Красногорском районе