город Омск |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А75-13648/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3191/2015) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.02.2015 по делу N А75-13648/2014 (судья Фёдоров А.Е.),
принятое по заявлению муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" (ОГРН 1028600952599, ИНН 8603094010)
к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о признании частично недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, извещено;
от Муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" - представитель не явился, извещено;
установил:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" (далее - заявитель, учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании частично недействительным решения от 10.10.2014 N 000/007/82-2014.
Решением Арбитражного суда Ханты- мансийского автономного округа- Югры заявленные Учреждением требований удовлетворены в полном объеме, решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.10.2014 N 000/007/82-2014 признано недействительным в части начисления страховых взносов за 2011, 2012, 2013 г.г. в сумме 548 790,45 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов.
При этом, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на основании статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) оплата санитарно-курортной или оздоровительной путевки (курсовки), лечение и протезирование зубов являются выплатами социального характера и не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление ПФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что доначисление соответствующих пени и штрафов в сумме 548 790, 45 руб. было произведено правомерно, поскольку статьей 9 Закона N 212-ФЗ указанные выплаты к числу необлагаемых страховыми взносами не отнесены, являются выплатами в рамках трудовых отношений и подлежат обложению страховыми взносами.
От Учреждения отзыв в материалы дела не поступил.
До начала судебного заседания от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей названных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании решения N 027/007/083-2014 от 04.08.2014 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование учреждением за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, в ходе которой сделан вывод о занижении базы для начисления страховых взносов за 2011-2013 годы на выплаты компенсаций за оплату санаторно-курортных путевок сотрудников, за протезирование зубов.
По результатам проверки был оставлен акт выездной проверки N 82 от 11.09.2014.
10.10.2014 вынесено оспариваемое решение N 000/007/82-2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2011 - 2013 годы в сумме 549 493,13 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 120 722,28 руб., Учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 134 043,09 руб. на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), начислены пени в размере 56 397,06 руб.
Заявитель не согласившись с данным решением управления, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решение от 10.10.2014 N 000/007/82-2014 в части:
- доначисления страховых взносов на оплату стоимости санаторно-курортных и оздоровительных путёвок, протезирования зубов работников образовательного учреждения за период 2011 - 2013 года в сумме 548 790,45 руб., в том числе за 2011 год
в сумме 177036, 75 руб. (ОПС страховая часть в размере 130 440 руб., ОПС накопительная часть в размере 17 565 руб., ФФОМС в размере 17 646,75 руб., ТФОМС в размере 11 385 руб.), за 2012 год в сумме 167 064,73 руб. (ОПС страховая часть в размере 115 461, 20 руб., ОПС накопительная часть в размере 20 163,30 руб., ФФОМС в размере 31 440,23 руб.), за 2013 год в сумме 204 688,97 руб.(ОПС страховая часть в размере 145 453,94 руб., ОПС накопительная часть в размере 20 714,23 руб., ФФОМС в размере 38 520,80 руб.); - вывода о занижения размера базы для начисления страховых взносов на оплату стоимости санаторно-курортных и оздоровительных путёвок, протезирования зубов на сумму 1 941 034,90 руб., в том числе за 2011 год на сумму 569 250,00 рублей, занижением размера базы для начисления страховых взносов за 2012 год на сумму 616 475,00 рублей, за 2013 год - на сумму 755 309,90 рублей по указанным выше основаниям.
- привлечения заявителя к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, и начисления пени за неуплату страховых взносов на основании статьи 25 Закона N 212-ФЗ.
06.02.2015 Арбитражным судом Ханты- мансийского автономного округа - Югры принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона 212-ФЗ Учреждение является плательщиком страховых взносов.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее по тексту - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее по тексту - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Законом N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Основанием к вынесению оспариваемого решения послужил вывод Управления о занижении базы для начисления страховых взносов в связи с не включением в нее сумм оплаты приобретенных путевок на санаторно-курортное лечение работникам общества за счет прибыли организации, а также сумм выплат целевой стимулирующей надбавки к заработной плате работников, подавших заявление на перечисление добровольных страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
При этом, ст. 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Материалами дела установлено, что в Учреждении действует коллективный договор, в соответствии с Положением о выплатах социального характера работникам муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" (приложение N 10 к коллективному договору) работникам учреждения производится частичная компенсация стоимости:
- санаторно-курортной или оздоровительной путевки (курсовки), приобретенной на работника, в размере 70 процентов ее стоимости, но не более 20 тыс. рублей;
- санаторно-курортной или оздоровительной путевки (курсовки), приобретенной на работника и ребенка в возрасте до 16 лет, в размере 70 процентов ее стоимости, но не более 25 тыс. рублей;
- санаторно-курортной или оздоровительной путевки (курсовки), приобретенной для детей в возрасте до 16 лет, в размере 90 процентов ее стоимости, но не более 6 тыс. рублей в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, не более 10 тыс. рублей - за пределами Российской Федерации;
- протезирования зубов в размере фактических затрат, но не более 8 тыс. рублей.
Таким образом, на основании коллективного договора заявитель в проверяемый период оплачивал работникам на основании их заявлений санаторно-курортные путевки и выплачивал денежные компенсации на лечение и протезирование зубов. При этом страховые взносы на произведенные выплаты Учреждением не начислялись.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация - денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Поскольку понесенные работниками затраты не связаны с выполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, рассматриваемые случаи не поименованы в ст. 165 ТК РФ, выплаченные компенсации не могут быть отнесены к составной части заработной платы.
Суд первой инстанции правомерно указал, что при оплате санаторно-курортной или оздоровительной путевки (курсовки), лечения и протезирования зубов работников происходит безвозмездная передача денежных средств, то есть какое-либо вознаграждение отсутствует.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанные выплаты отнесены к выплатам социального характера, носят единовременный характер, осуществляются за счет прибыли предприятия, не носят систематический характер, не зависят от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, уровня общих и специальных знаний работника, не исчисляются исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, не предусмотрены трудовым договором с работником, производятся работникам в силу статуса сотрудников организации и имеют своей целью оздоровление работников общества, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения за труд, следовательно указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами. Оснований для доначисления заявителю страховых взносов, соответствующих пеней и штрафных санкций у Управления не имелось.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что указанные выплаты произведены в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и не поименованы в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ, не принимаются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данная позиция соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования города Нижневартовска "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.02.2015 по делу N А75-13648/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-13648/2014
Истец: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Нижневартовске