г. Пермь |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А50-24495/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АВ-Север" (ИНН 5904183981; ОГРН 1085904004834): не явились;
от - заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Михеев С.В., удостоверение, доверенность от 12.01.2015,
от третьих лиц - 1. Общество с ограниченной ответственностью "АВ-Запад",
2. Общество с ограниченной ответственностью "АВ-Юг", 3. Общество с ограниченной ответственностью "АВ-Реал", 4. Общество с ограниченной ответственностью "Автоальянс", 5. Индивидуальный предприниматель Мейтес В.И., 6. Общество с ограниченной ответственностью "Транспорт-связь", 7. Министерство транспорта Пермского края, 8. Общество с ограниченной ответственностью "Автовокзалы Прикамья", 9. Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Автовокзал", 10. Индивидуальный предприниматель Андриевская А.В., 11. Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д", 12. Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Ваш попутчик": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АВ-Север"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 10 февраля 2015 года
по делу N А50-24495/2012,
принятое судьей Мухитовой Е.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВ-Север"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
третьи лица: 1. Общество с ограниченной ответственностью "АВ-Запад",
2. Общество с ограниченной ответственностью "АВ-Юг", 3. Общество с ограниченной ответственностью "АВ-Реал", 4. Общество с ограниченной ответственностью "Автоальянс", 5. Индивидуальный предприниматель Мейтес В.И., 6. Общество с ограниченной ответственностью "Транспорт-связь", 7. Министерство транспорта Пермского края, 8. Общество с ограниченной ответственностью "Автовокзалы Прикамья", 9. Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Автовокзал", 10. Индивидуальный предприниматель Андриевская А.В., 11. Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д", 12. Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Ваш попутчик"
о признании недействительными решения и предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АВ-Север" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Пермскому краю) о признании недействительными решения и предписания по делу N 345-12-А от 25 октября 2012 года в части, относящейся к ООО "АВ-Север".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы ссылается на то, что установление принципа исчисления оплаты услуг автовокзалов, построенном на процентом отношении от стоимости проданных билетов перевозчиков, является сложившейся, повсеместной и общепризнанной практикой при заключении договоров на оказание услуг автовокзала. Приводит доводы о том, что изменение принципа ценообразования, указанное антимонопольным органом, повлечет нарушение прав пассажиров в части равенства в отношении оплаты проезда; в материалах дела отсутствуют доказательства невыгодности для перевозчиков существующего принципа ценообразования; изменение принципа ценообразования будет иметь негативные социальные последствия. Существующий принцип ценообразования является экономически выгодным, что подтверждается экспертным заключением по результатам проведения анализа обоснованности применения обществом расчетов за обслуживание перевозчиков в процентом соотношении от стоимости проданных билетов.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем мотивам просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указало на законность и обоснованность судебного акта.
Представитель антимонопольного органа в суде апелляционной инстанции поддержал позицию письменного отзыва.
Третьи лица письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Заявитель и третьи лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела судом на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступили обращения хозяйствующих субъектов, осуществляющих автобусные перевозки пассажиров и багажа на маршрутах пригородного и междугородного сообщений: ООО "Автоальянс", ИП Мейтеса В.И. и ООО "Транспорт-связь", с жалобой на действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих с конца 2011 года деятельность по оказанию услуг автовокзалов на территории Пермского края: ООО "АВ-Юг", ООО "АВ-Север", ООО "АВ-Запад" и ООО "АВ-Реал".
Антимонопольным органом возбуждено дело N 345-12-А, по результатам рассмотрения которого 11.10.2012 г. (в полном объеме решение изготовлено 25.10.2012) вынесено решение, которым, в том числе, в силу ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" положение ООО "АВ-Север" признано доминирующим на рынке услуг автовокзалов в границах п. Ильинский, г. Краснокамск, п. Павловский Очерского муниципального района, с. Усть-Качка Пермского муниципального района Пермского края; в силу ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признано положение ООО "АВ-Юг", ООО "АВ-Север", ООО "АВ-Запад", ООО "АВ-Реал" в составе группы лиц доминирующим на рынке услуг автовокзалов в границах г. Перми; признаны действия ООО "АВ-Юг", ООО "АВ-Север", ООО "АВ-Запад", ООО "АВ-Реал" по установлению стоимости услуг автовокзалов по договорам с перевозчиками в виде процентного отношения от стоимости проданных билетов на услуги перевозчиков нарушением п.п. 6, 8 ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании указанного решения УФАС по Пермскому краю выдало заявителю предписание по делу N 345-12-А, которым предписано ООО "АВ-Юг", ООО "АВ-Север", ООО "АВ-Запад", ООО "АВ-Реал" прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг автовокзалов (автостанций), а именно: не устанавливать экономически, технологически и иным образом не обоснованные различные цены (тарифы) на одну и ту же услугу автовокзала (автостанции); не создавать дискриминационные условия для Перевозчиков и совершить следующие действия: изменить порядок ценообразования стоимости услуг автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов для перевозчиков; не устанавливать стоимость услуг автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов в виде процентного отношения от стоимости проданных билетов; представить в Пермское УФАС России на согласование расчеты стоимости услуг автовокзалов для Перевозчиков для каждого автовокзала, автостанции, кассового пункта отдельно по каждой услуге, предоставляемой автовокзалом (автостанцией, кассовым пунктом) перевозчикам; в течение 10 дней с момента утверждения Пермским УФАС России стоимости услуг автовокзалов для Перевозчиков довести до Перевозчиков информацию об изменении порядка ценообразования стоимости услуг автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, вынесенными в его отношении, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела не установлено совокупности оснований для признания решения и предписания недействительными, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения судом норм материального права, полагает, что вынесенное судом первой инстанции решение по делу является законным, обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с п.п.6, 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; создание дискриминационных условий.
Согласно п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Субъектом предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции правонарушений является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.
В силу ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п. 2 Правил перевозки и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112, автовокзалом признается объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Услуги автовокзала как услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, включают в себя услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т.п.); информационные услуги (предоставление зрительной и световой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписание движения, тарифах, правилах перевозок и т.п.); оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т.п.; предоставление санитарно-гигиенических услуг; услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камеры хранения, услуги носильщиков и т.п.) (п.3.3 ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта").
Материалами дела установлено, что доминирующее положение ООО "АВ-Север" в границах п. Ильинский, г. Краснокамск, п. Павловский Очерского муниципального района, с. Усть-Качка Пермского муниципального района Пермского края было установлено в аналитическом отчете от 23.04.2012 г. Обоснованность выводов, сделанных в данном аналитическом отчете, подтверждена судебными актами по делу N А50-24126/2012. Доминирующее положение ООО "АВ-Юг" в составе группы лиц доминирующим на рынке услуг автовокзалов в границах г. Перми было установлено в аналитическом отчете от 30.07.2012 г. Обоснованность выводов, сделанных в данном аналитическом отчете, подтверждена судебными актами по делу N А50-17430/2012.
В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, доминирующее положение ООО "АВ-Север" антимонопольным органом установлено, подтверждено в судебном порядке и не подлежит доказыванию вновь.
Как установлено антимонопольным органом и подтверждается материалами дела, между перевозчиками и ООО "АВ-Север" (автовокзал) существуют правоотношения, в соответствии с которыми автовокзал оказывает перевозчикам услуги при осуществлении пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах, а именно: предоставление услуг автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов на определенных объектах, а перевозчик оплачивает оказанные услуги. Объекты указаны в приложении к Договорам на оказание услуг при осуществлении пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах (далее Договоры на оказание услуг автовокзалов).
Обязанности Автовокзала определены в разделе 2 Договоров на оказание услуг автовокзалов (пункты 2.1.1 - 2.1.10). Обязанности Перевозчика определены в разделе 2 Договора на оказание услуг автовокзалов (пункты 2.2.1 - 2.2.20). Порядок расчетов Перевозчиков с Автовокзалом определен в разделе 3 Договора (пункты 3.1-3.3).
Цены на такие услуги автовокзалов (автостанций), как услуги по продаже (в том числе предварительной) и бронированию билетов, услуги по информированию пассажиров, услуги по посадке пассажиров в автобус и осуществлении контроля наличия у пассажиров документов на проезд и провоз багажа, услуги по диспетчеризации автобусных перевозок, в том числе проставление в путевых листах водителей отметки фактического времени прибытия и отправления автобусов, услуги по информированию водителей о погодных условиях и дорожной, обстановке на маршрутах следования, услуги по сбору, учету и изучению предложений по вопросам улучшения обслуживания и работы пассажирского транспорта, услуги по заключению договоров со страховыми организациями в качестве страхователя пассажиров, приобретающих билеты через кассы Автовокзала на автобусы, услуги по реализации билетов пассажирам, пользующимся льготным проездом по социальным проездным документам, услуги по ведению учета пассажиров, перевезенных с автовокзалов, автостанций и кассовых пунктов, отдельно не формируются, учет по каждой услуге автовокзалов (автобусных станций) не ведется, указанные услуги учитываются в комплексе и отдельно не тарифицируются. По перечисленным видам услуг для перевозчиков в качестве платы за услуги автовокзалов установлен процент от стоимости билетов (при реализации билетов за наличный расчет - 17,11% за вычетом страхового сбора по обязательному страхованию, а также 50% от стоимости билета за провоз багажа, при реализации по СПД - 15,61%).
Между тем, стоимость билета, реализуемого пассажиру, не оказывает влияние на качественные и количественные характеристики процесса оказания услуг автовокзала перевозчику (работу касс, информирование пассажиров, диспетчерское обслуживание транспортных средств); перевозчики осуществляют деятельность на маршрутах разной удаленности от начального пункта, в связи с чем стоимость билета увеличивается пропорционально дальности следования пассажира, соответственно, увеличивается сумма отчислений от реализации одинакового количества билетов и, как следствие, сумма, подлежащая оплате за услуги автовокзала.
В результате такой системы расчета платы за услуги автовокзала перевозчик, осуществляющий деятельность на маршрутах дальнего следования, производит оплату в большей сумме, нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяженности, неся при этом различные затраты при осуществлении идентичного вида деятельности, что ведет к ущемлению интересов одной группы перевозчиков и создает необоснованные преимущества другой, тогда как комплекс фактически полученных услуг автовокзала, оказываемый различным перевозчикам, не связан с дальностью следования пассажиров по маршруту, поскольку заявитель согласно заключенным с перевозчиками договорам оказывает перевозчикам единый комплекс услуг.
Следует признать обоснованными выводы антимонопольного органа о том, что применение метода ценообразования в процентном соотношении от стоимости перевозки не основано на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг автовокзала различным перевозчикам и не свидетельствует об установлении одинаковой стоимости количественно, качественно и технологически одинаковых услуг автовокзала для всех перевозчиков, и что стоимость одинаковых услуг автовокзала для каждого перевозчика является различной; установление для перевозчиков экономически, технологически и иным образом не обоснованных различных цен (тарифы) на один и тот же товар приводит к дискриминации одних перевозчиков по сравнению с другими. В связи с чем изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя об отсутствии доказательств невыгодности для перевозчиков данного принципа ценообразования судом апелляционной инстанции отклоняются.
Заявитель, оказывая перевозчикам одинаковые услуги, определенные Договорами об оказании услуг автовокзалов (пункты 2.1.1 - 2.1.10), устанавливает для перевозчиков экономически, технологически и иным образом не обоснованные различные цены (тарифы) на один и тот же товар, что, в свою очередь, приводит к дискриминации одних хозяйствующих субъектов - перевозчиков, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - перевозчиками, так как ставит их в неравное положение друг с другом на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами регулярных маршрутов, чем допускается нарушение п.п. 6, 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Данные обстоятельства были предметом рассмотрения дела N А50-24492/2012, в рамках которого было рассмотрено заявление ООО "АВ-Юг" о признании недействительными решения и предписания по делу N 345-12-А в отношении ООО "АВ-Юг". В удовлетворении заявленных требований отказано, что в силу ст. 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Доводы заявителя, а также представленные в материалы дела доказательства обоснованности применяемого метода ценообразования на услуги автовокзала в отношениях с перевозчиками и необоснованности предлагаемого антимонопольным органом ценообразования, а также остальные доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими в материалы дела доказательства судом рассмотрены и учтены при принятии вышеуказанного судебного акта, им дана надлежащая оценка.
Доводы апеллятора о том, что изменение принципа ценообразования невыгодно для многих перевозчиков, а также может привести к негативным последствиям, в том числе закрытию некоторых автовокзалов и автостанций, подлежат отклонению как не подтвержденные соответствующими доказательствами и расчетами.
Поскольку к полномочиям антимонопольного органа в силу п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции отнесена выдача предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, которое выдается на основании решения, вынесенного по результатам рассмотрения дела (ст. ст. 41, 50 Закона о защите конкуренции), предписание антимонопольного органа, данное, в том числе, заявителю, является правомерным, кроме того, предписание по делу N 345-12-А было предметом рассмотрения в деле N А50-24492/2012, что в силу ст. 69 АПК РФ также имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для признания оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа в части, относящейся к заявителю, отсутствуют, действия заявителя обоснованно признаны антимонопольным органом нарушением п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ, в связи с чем антимонопольным органом в адрес заявителя правомерно выдано предписание, направленное на устранение указанного нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции, не установив совокупность оснований, указанных в ст.ст.198, 201 АПК РФ для признания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа недействительными, правомерно отказал заявителю в его требованиях.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в полном объеме, поскольку не опровергают правомерных выводов суда первой инстанции и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 февраля 2015 года по делу N А50-24495/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВ-Север" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24495/2012
Истец: ООО "АВ-Север"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, УФАС по ПК
Третье лицо: Андриевская Анна Владимировна, ИП МЕЙТЕС ВИ, Мейтес В И, Министерство транспорта Пермскогот края, ООО "АВ-Запад", ООО "АВ-Реал", ООО "Автоальянс", ООО "Автовокзалы Прикамья", ООО "АВ-Юг", ООО "Бизнес-Д", ООО "Компания "Ваш попутчик", ООО "Транспорт-связь", ООО БИЗНЕС Д, ПКГУП "Автовокзал"