г. Москва |
|
18 мая 2015 г. |
Дело N А40-187192/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Седова С.П.,
судей: Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бытдаевой В.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.03.2015 г.
по делу N А40-187192/14, принятое судьей Шустиковой С.Н. (шифр судьи 138-1484),
по иску Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(ОГРН 1037701021841, 105120, г. Москва, Костомаровский пер., д. 2)
к Закрытому акционерному обществу "РН-Транс"
(ОГРН 1026303117092, 446207, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, д. 11)
третье лицо: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295, 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Афонин В.И. по доверенности от 19.11.2013, Сомов А.В. по доверенности от 14.10.2014,
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная Охрана Железнодорожного Транспорта Российской Федерации" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу "РН-Транс" (далее - ответчик) с исковым заявлением о взыскании 105.151 руб. 79 коп. задолженности по договору от 10.01.2012 г. N 9/НОР-3/1107/ЮТС/819/2012, из них: 99.691 руб. 53 коп. - долг, 4.154 руб. 55 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 17.03.2014 по 14.11.2014.
Акционерное общество "Российские железные дороги" участвует в деле в качестве третьего лица.
Решением от 06 марта 2015 г. Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой, просит отменить обжалуемое решение, удовлетворить исковые требования, так как по причинам, не зависящим от истца, он оказал ответчику услуги по сверхнормативной охране грузов, которые должны быть оплачены на основании п.4.4.1. Договора.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, ссылался на вступившие в законную силу судебные по дела со схожими обстоятельствами N А40-113561/13, NА55-19811/2014, N А40-209766/14, N А40-56341/10.
Ответчик и третье лицо, которые в соответствии со ст. 123 АПК РФ были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, выслушав представителей истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2015 подлежит отмене в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств и норм права.
Транссервис" (после переименования - ЗАО "РН-Транс") (далее Заказчик) заключен с истцом договор на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом N N9/НОР-3/1107/ЮТС/819/2012 (далее Договор).
В соответствии с п. 2.1 Договора, Охрана обязуется в соответствии с главой 39 ГК РФ оказывать возмездные услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации, а заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
В силу п. 1.8. Договора уполномоченными лицами Заказчика являются: Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, выступающее от своего имени или от имени владельца груза и указанное в графе "Грузоотправитель" перевозочного документа;
Грузополучатель - физическое или юридическое лицо, выступающее от своего имени или от имени владельца груза и указанное в графе "Грузополучатель" перевозочного документа.
Согласно п. 3.2.6 Договора Заказчик обязан производить оплату услуг по сменному сопровождению и охране грузов и сверхнормативной охране грузов в соответствии с разделом 4 указанного Договора.
В соответствии с п. 4.4.1. Договора (в редакции протокола согласования разногласий от 10.01.2012 г.), за оказание услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный нормативный срок доставки грузов, с Заказчика дополнительно взимаются сборы за время сверхнормативной охраны.
Основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов по причинам, зависящим от Заказчика, и наличие факта нарушения срока доставки грузов, оформленного актом общей формы, повлекшие за собой нарушение срока доставки.
Причинами, зависящими от Заказчика, являются:
-задержка груженых вагонов в пути следования (включая задержку вагонов на станции отправления после оформления перевозочного документа) по причине технической или коммерческой неисправностей вагона;
-задержка груженых вагонов на станции назначения по причине отказа грузополучателя в приеме вагонов с грузом, при наличии акта общей формы.
Оплата производится по отдельно выставляемому структурным подразделением Охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающих причину задержки и затраты Охраны.
Согласно п. 1.17. указанного Договора, документами, подтверждающими оказание услуги по сверхнормативной охране грузов, являются копии транспортной железнодорожной накладной; акта общей формы ГУ-23, составленного в соответствии с п. 4.4.1 Договора; акта приема (выдачи) грузов; памятки приемосдатчика формы ГУ-45; приемо-сдаточного акта формы КЭУ-5; других документов, подтверждающих продолжительность оказания услуги по сверхнормативной охране.
В соответствии с Приложениями N 1 и N 2 настоящего Договора существует порядок передачи вагонов, контейнеров с грузами между Заказчиком и Охраной. Составляется Акт приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами, один экземпляр передается Охране, второй экземпляр остается у Заказчика.
25.02.2014 г. в соответствии с указанным Договором ФГП ВО ЖДТ РФ приняло под охрану от грузоотправителя ЗАО "РН-Транс" на ст. Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги 9 вагонов (N N 57408684, 57334658, 55949226, 55324396, 73323883, 73537722, 73300386, 51535664, 53883054) с грузом - топливо авиационное для турбинных двигателей (Топливо РТ в/с), по акту "приема вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России" N5681 от 25.02.14г., отправленные до станции Лобня Московской железной дороги в адрес ЗАО "ТЗК Шереметьево" согласно дорожной ведомости ЭИ289318 со сроком доставки 04.03.2014 г.
28.02.2014 г. заместителем начальника станции Лобня было направлено указание N 625 по коду 01 (неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования).
На основании данного указания дежурным по региону был издан приказ N 1053 от 01.03.2014 г., о временном оставлении поезда, в составе которого находились вышеукзанные вагоны, без движения по причине, зависящей от грузополучателя/владельца путей необщего пользования 185/ ЗАО "ТЗК Шереметьево" (01 неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, засисящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования), в связи с чем составлен акт общей формы N 44 от 01.03.14 г., о том, что вышеуказанные вагоны поставлены на простой на ст. Яхрома МЖД по неприему поезда станцией назначения на территории России по причине, зависящей от грузополучателя ЗАО "ТЗК Шереметьево".
Согласно акту общей формы N 46 от 12.03.2014 г. поезд, в составе которого находились вышеукзанные вагоны, был отправлен со станции Яхрома МЖД, и 12.03.2014 г. указанные вагоны прибыли на ст. Лобня Московской железной дороги, о чем свидетельствует отметка в железнодорожной ведомости ЭИ289318 в графе "календарные штемпеля", о чем составлен акт общей формы N892 от 13.03.2014 г. с указанием причины задержки на станции Яхрома с 01.03.2014 г. по 12.03.2014 г. - неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования.
14.03.2014 г. в 15 час. 35 мин. вагоны N N 57408684, 55949226, 73323883, 57334658, 55324396 сданы согласно акту выдачи N17304/678 от 14.03.2014 г.
16.03.2014 г. в 23 час. 30 мин вагоны N N 73537722, 53883054, 73300386, 51535664 сданы согласно акту выдачи N17304/678(1) от 16.03.2014 г.
Согласно п. 1.16 указанного Договора, время сверхнормативной охраны - время, исчисляемое с 00.00 часов суток, следующих за днем истечения первоначального нормативного срока доставки грузов, до момента выдачи грузов грузополучателю либо перевозчику по акту приема (выдачи) грузов. Таким образом, согласно документам:
-в период с 00 час. 00 мин. 05.03.2014 года по 14.03.2014 г. до 15 час. 35 мин., т.е. в течение 9 суток и 16 часов, ФГП ВО ЖДТ России производило в пути следования сверхнормативную охрану 5 вагонов (N N 57408684, 55949226, 73323883, 57334658, 55324396) с грузом - топливо авиационное для турбинных двигателей (Топливо РТ в/с);
-в период с 00 час. 00 мин. 05.03.2014 года по 16.03.2014 г. до 23 час. 30 мин., т.е. в течение 12 суток, ФГП ВО ЖДТ России производило в пути следования сверхнормативную охрану 4 вагонов (N N 73537722, 53883054, 73300386, 51535664) с грузом - топливо авиационное для турбинных двигателей (Топливо РТ в/с).
ФГП ВО ЖДТ России, не являясь участником отношений по перевозке охраняемого им имущества, лишено какой-либо возможности влиять на задержку вагонов, контейнеров с грузами в пути их следования, определять условия перевозки.
Условиями указанного Договора не предусмотрено прекращение охраны вагонов, задержанных в пути следования Перевозчиком по каким-либо причинам.
Таким образом, ФГП ВО ЖДТ России выполнило свои договорные обязательства по сверхнормативной охране вагонов. Заказчиком оплата за сверхнормативную охрану груза не произведена.
В соответствии с п. 1.2. Методических рекомендаций, прилагаемых к Распоряжению ОАО "РЖД" от 22 марта 2012 г. N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" причинами неприема вагонов, контейнеров железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, являются занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В соответствии с п. 1.8 Договора, грузополучатель (ЗАО "ТЗК Шереметьево") является уполномоченным лицом Заказчика (ЗАО "РН-Транс"), а следовательно ЗАО "РН-Транс" несет ответственность за действия (бездействие) своего уполномоченного лица.
Из изложенного следует, что задержка груза, принятого под охрану, имела место в результате действий участников перевозочного процесса (неприем станцией назначения, по причинам, зависящим от грузополучателя), в связи с чем ФГП ВО ЖДТ России не может претерпевать неблагоприятные последствия от действий третьих лиц в виде безвозмездного оказания услуг.
Статьей 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел утверждается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования. Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 утверждены Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
Согласно пункту 2 Правил N 38 сменное сопровождение производится непрерывно и осуществляется ведомственной охраной.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.
В соответствии с п. 61 Приложения N 3 к Приказу Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 "Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования" топливо для реактивных двигателей требует обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
В соответствии с пунктом 5.2 договора от 10.01.2012 г. (в редакции протокола согласования разногласий от 10.01.2012 г.), охрана несет ответственность за сохранность груза с момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемо-сдаточного акта при передаче груза в вагоне, контейнере от Заказчика (уполномоченного лица Заказчика или Перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станциях отправления до момента подписания акта приема (выдачи) груза и/или приемосдаточного акта и/или памяти приемосдатчика при передаче груза в вагоне, контейнере Заказчику (уполномоченному лицу Заказчика или Перевозчику) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения или на путях необщего пользования при наличии заключенного отдельного договора.
Таким образом, ФГП ВО ЖДТ России несет ответственность с момента приема груза до момента его сдачи и независимо от того, где произойдет простой вагонов - на станции отправления, станции назначения или в пути следования груз подлежит охране до момента сдачи грузополучателю, что, по мнению ФГП ВО ЖДТ России означает, что дополнительная (сверхнормативная) охрана должна быть оплачена в полном объеме.
Согласно п. 7.1.9. Приказа N К-10/359 от 28.11.2013 г. "О введении в действие Ставок сбора за услуги ФГП ВО ЖДТ России по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом на 2014 год" в случае превышения первоначального установленного нормативного срока доставки груза, указанного в перевозочном документа, структурным подразделением ФГП ВО ЖДТ России с заказчика услуг по сменному сопровождению и охране грузов взимается дополнительная плата за сверхнормативную охрану грузов, указанная в Разделе 5 приложения N2 к приказу, которая составляет 877 руб. в сутки.
В соответствии с п. 6.2. Порядка определения и исчисления времени оказания услуг по сверхнормативной охране грузов Приказа N К-10/359 от 28.11.2013 г., время сверхнормативной охраны рассчитывается в сутках, при охране грузов, менее суток, сбор взимается исходя из расчетной почасовой ставки, считая неполный час полным.
В силу п. 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденный приказом МПС РФ N 27 от 18.06.03 в перевозочных документах указывается первоначальный нормативный срок доставки грузов.
При таких обстоятельствах по вагонам, выданным по акту от 14.03.2014 N 17304/678, сверхнормативная охрана осуществлялась в течение 9 суток 16 часов и ее стоимость составила 50.018,25 руб.
По вагонам, выданным по акту от 16.03.2014 N 17304/678(1), сверхнормативная охрана осуществлялась в течение 12 суток и ее стоимость составила 49.673,28 руб.
В соответствии с п. 7.1. Договора Охрана предъявила претензии к Заказчику N 744 от 09.04.14г., с требованием оплатить сверхнормативную охрану 9 указанных вагонов, следовавших по отправке ЭИ289318.
06.05.14г. за N РНТ-4668-Н, Заказчик отказал в удовлетворении заявленной претензии.
В соответствии со ст.ст. 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями долевого оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
С учетом указанных обстоятельств требования истца о взыскании 99.691,53 руб. долга являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Проценты на пользование денежными средствами должны быть начислены, начиная со дня, следующего после дня окончания предоставления услуг по сверхнормативной охране, которые не были своевеременно оплачены, до момента фактического исполнения судебного акта.
ФГП ВО ЖДТ России рассчитало проценты за пользование денежными средствами до момента отправления искового заявления в суд, т.е. до 14.11.2014 г.
Учитывая, что Заказчик не уплатил за сверхнормативную охрану:
- 5 вагонов (N N 57408684, 55949226, 73323883, 57334658, 55324396 по акту выдачи N17304/678 от 14.03.2014 г.) за период с 05.03.2014 г. по 14.03.2014 г., то у ФГП ВО ЖДТ России имеются основания для взыскания с ЗАО "РН-Транс" процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.03.2014 г. по 14.11.2014 г., т.е. за 240 дней.
Истец рассчитал проценты на сумму задолженности 50.018 руб. 25 коп. за период просрочки с 15.03.2014 по 14.11.2014: 240 (дней) по ставке рефинансирования: 8.25% в сумме 2.751 руб.
- 4 вагонов (N N 73537722, 53883054, 73300386, 51535664 по акту выдачи N17304/678(1) от 16.03.2014 г.) за период с 05.03.2014 года по 16.03.2014 то у ФГП ВО ЖДТ России имеются основания для взыскания с ЗАО "РН-Транс" процентов за пользование чужимй денежными средствами за период с 17.03.2014 г. по 14.11.2014 г., т.е. за 238 дней.
Истец произвел расчет процентов на сумму задолженности 49.673 руб. 28 коп., за период просрочки с 17.03.2014 по 14.11.2014: 238 (дней), по ставке рефинансирования: 8.25% в сумме 2.709 руб. 26 коп.
Всего проценты за пользование чужими средствами начислены в сумме 5.460 руб. 26 коп.
Расчет процентов проверен, является верным.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.03.2015 по делу N А40-187192/14 отменить.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092) в пользу Федеральное государственное предприятие "Ведомственная Охрана Железнодорожного Транспорта Российской Федерации" (ОГРН 1037701021841) 105.151 (сто пять тысяч сто пятьдесят один) рубль 79 коп., из которых долг в сумме 99.691 (девяносто девять тысяч шестьсот девяносто один) рубль 53 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 5.460 (пять тысяч четыреста шестьдесят) рублей 26 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7.154 (семь тысяч сто пятьдесят четыре) рубля 55 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187192/2014
Истец: ФГП ВО ЖДТ России, ФГП ВО ЖДТ РОССИИ В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА ФГП ВО ЖТД НА МОСКОВСКОЙ ЖД
Ответчик: ЗАО "РН-Транс"
Третье лицо: ОАО " РЖД" в лице фелиала Свердловская железная дорога, ОАО "РЖД"