город Омск |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А70-11038/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-478/2015) публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.11.2014 по делу N А70-11038/2014 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" к Межрайонному отделу надзорной деятельности N 1 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области о признании недействительным предписания N 2 от 25.06.2014,
при участии в судебном заседании представителей:
от публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Межрайонного отдела надзорной деятельности N 1 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тюменской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" в лице филиала "Тепло Тюмени" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонному отделу надзорной деятельности N 1 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тюменской области (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным предписания N 2 от 25.06.2014.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.11.2014 по делу N А70-11038/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель указал, что не является собственником спорных объектов, кроме того срок действия договора аренды объектов инженерной инфраструктуры - имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения истек, в связи с чем, считает, что обязанность по проектированию и установке локальных систем оповещения у него отсутствует.
В письменном отзыве Управление возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
До начала судебного заседания от Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
От Общества поступило письменное заявление об изменении наименования с открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" на публичное акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - ПАО "СУЭНКО").
Судом апелляционной инстанции заявление Общества удовлетворено, наименование заявителя открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" заменено на ПАО "СУЭНКО".
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения главного государственного инспектора г. Тобольска по пожарному надзора N 2 от 26.05.2014, должностными лицами Управления, с участием представителей ОАО "Тепло Тюмени", проведена внеплановая выездная проверка, по результатам проведения которой составлен Акт проверки от 25.06.2014 N 2.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения норм действующего законодательства, в частности, проверкой было установлено, что на потенциально опасных объектах "Жуковский водозабор" по адресу: Тюменская область, г.Тобольск, 4 км 510 м автомобильной дороги на поселок Прииртышский, правый поворот + 1 км 480 м, а также "Биологические очистные сооружения" по адресу: Тюменская область, г.Тобольск, Северный промышленный район, квартал 3, N 2, строение 2, не созданы локальные системы оповещения населения в районе размещения потенциально опасных объектов, что является нарушением требований Распоряжения Правительства РФ от 25.10.2003 N 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время", а также Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".
В целях устранения выявленных нарушений Обществу было выдано предписание N 2 от 25.06.2014 со сроком исполнения 10.06.2015.
Полагая, что указанное предписание Управления не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, о признании предписания недействительным.
13.11.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность вынесенного судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, оспариваемым предписанием Обществу предложено устранить допущенные им нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц
Из содержания части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение споров об обжаловании ненормативных правовых актов органов и должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль), при условии, что данные акты затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Необходимость соблюдения Обществом требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловлена не осуществлением им предпринимательской деятельности, а вытекает из общих для всех целей - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Следовательно, оспариваемое предписание административного органа выдано Обществу не как субъекту предпринимательской деятельности и не в связи с её осуществлением, а как участнику публичных правоотношений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, допустившему нарушение требований законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в целях реализации гарантированного права на судебную защиту своих интересов заявитель вправе обратиться с аналогичным самостоятельным требованием в суд общей юрисдикции, а также ходатайствовать о восстановлении установленного законом срока на обжалование оспариваемого предписания в случае его пропуска.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.11.2014 по делу N А70-11038/2014 подлежит отмене, апелляционная жалоба Общества - оставлению без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная публичным акционерным обществом "Сибирско-Уральская энергетическая компания" за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 150, 151, пунктом 3 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.11.2014 по делу N А70-11038/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Прекратить производство по делу N А70-11038/2014 по заявлению публичного акционерного общества "Сибирско-Уральская энергетическая компания" к Межрайонному отделу надзорной деятельности N 1 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области о признании недействительным предписания N 2 от 25.06.2014.
Возвратить публичному акционерному обществу "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (ОГРН 1027201233620, ИНН 7205011944) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб. 00 коп., уплаченную платежным поручением N 850 от 12.08.2014, и в размере 1 000 руб. 00 коп., уплаченную платежным поручением N 3373 от 03.12.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11038/2014
Истец: ОАО "СУЭНКО"
Ответчик: Межрайонный отдел надзорной деятельности N1 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тюменской области