Москва |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А40-186937/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.С. Маслова,
судей П.А. Порывкина и О.Г. Мишакова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Пузраковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2015 по делу N А40-186937/14, принятое судьей А.В. Бедрацкой, по заявлению Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Москвы "Консультативно-диагностическая поликлиника N 121 Департамента здравоохранения города Москвы", об отказе в возврате денежных средств в размере 140 000 руб. за необоснованно предъявленные к оплате 138 талонов родовых сертификатов,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Какоткина М.В. по дов. от 12.11.2014,
УСТАНОВИЛ
Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Москвы "Консультативно-диагностическая поликлиника N 121 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - ответчик, поликлиника) с требованием об обязании вернуть в бюджет фонда на основании решения N 13 от 23.12.2013 излишне перечисленные денежные средства по необоснованно предъявленным к оплате 138 талонов родовых сертификатов на общую сумму 140 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2015 в удовлетворении указанного заявления фонда отказано.
В судебном заседании представитель фонда апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней, просил оспариваемое решение суда первой инстанции отменить.
Ответчик, уведомленный судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание не явился, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя фонда, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.12.2012 между фондом и поликлиникой был заключен договор N 54ДД/671 об оплате услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни (далее - договор) по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1233.
В силу пунктов 1,2 главы II договора фонд обязан ежемесячно (не позднее 20 числа), осуществлять перечисление ответчику денежных средств на оплату услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности.
Оплата услуг по договору производится на основании выставляемых до 10 числа каждого месяца счетов с приложенными к ним талонов родовых сертификатов и реестрами указанных талонов.
Выполняя обязательства по оплате медицинской организации услуг по договору, фонд осуществил оплату счетов поликлиники за услуги медицинской помощи по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни по 138 талонов N 3-1 и N 3-2 на общую сумму 140 000 руб., оказанные по адресу: 117628, г. Москва, ул. Ратная, д. 8Г.
С 29.10.2013 по 08.11.2013 фондом была произведена выездная проверка поликлиники, на основании которой была составлена справка о проведенной проверке медицинской организации, оказывающей услуги на основании родовых сертификатов от 25.11.2013 N 71, в которой заявитель сделал вывод о необоснованности предъявления ответчиком указанных 138 талонов и, следовательно, необходимости возврата в бюджет фонда 140 000 руб.
Фонд 23.12.2013 вынес решение N 13 о возврате медицинской организацией суммы оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате в сумме 140 000 руб.
В связи с тем, что ответчик не возвратил в бюджет фонда указанную в решении от 23.12.2013 N 13 сумму, заявитель обратился в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных фондом требований, исходил из того, что в спорный период происходила реорганизация ответчика, в результате которой к нему присоединялись учреждения, в частности, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 221 Департамента здравоохранения города Москвы", имеющее лицензию на осуществление медицинской деятельности по адресу: 117628, г. Москва, ул. Ратная, д. 8Г. С учетом данного обстоятельства суд пришел к выводу, что поликлиника действовала в соответствии с законом, и денежные средства в рамках договора в сумме 140 000 руб. получены им правомерно.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами арбитражного суда первой инстанции.
В части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, и, таким образом, на конституционном уровне в Российской Федерации гарантировано наличие бесплатной медицинской помощи, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных средств государства, страховых взносов и иных поступлений.
Положениями действующего законодательства предусмотрено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем и виды бесплатной медицинской помощи определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи включает в себя необходимые виды медицинской помощи, предоставляемой бесплатно (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856).
При этом амбулаторно-поликлиническая помощь в период беременности и родов оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с чем, она включает в себя тот минимальный объем медицинской помощи, который необходимым для ее надлежащего оказания.
Одной из государственных программ, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", является система родовых сертификатов, позволяющая оказать учреждениям здравоохранения дополнительную финансовую поддержку, стимулирующую их на оказание более качественных медицинских услуг.
В целях скорейшего обеспечения безусловного выполнения целей указанного национального проекта, направленных на укрепление здоровья населения страны, федеральными нормативными правовыми актами предусмотрено практическое решение ряда стратегических задач, в том числе повышение мотивации и качества медицинских услуг путем повышения оплаты труда медицинских работников к привязке выполнения ими своей профессиональной деятельности и конечным результатам труда.
Как уже указывалось ранее между фондом и ответчиком был заключен договор N 54ДД/671 об оплате услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
Отношения по указанному договору регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1233 и Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 01.02.2011 N 73н (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка территориальный орган Фонда социального страхования перечисляет средства на оплату услуг по медицинской помощи на основании договора, типовая форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 г. N 1233, заключенного с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1233 территориальный орган Фонда социального страхования вправе провести проверку медицинской организации (не чаще чем раз в год) в рамках заключенного договора, с целью контроля за соблюдением медицинской организацией требований нормативно правовых актов, регулирующих вопросы организации учета и хранения бланков родовых сертификатов, правильности выдачи медицинской организацией женщинам родовых сертификатов и обоснованности предъявления к оплате талонов родовых сертификатов.
Реализуя указанное право на проведение контрольных мероприятий, фондом было установлено, что на основании приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 05.05.2012 N 390 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Консультативно-диагностическая поликлиника N 121 Департамента здравоохранения города Москвы" было реорганизовано в форме присоединения к нему Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 14 Департамента здравоохранения города Москвы", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 99 Департамента здравоохранения города Москвы", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 141 Департамента здравоохранения города Москвы", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 163 Департамента здравоохранения города Москвы", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 178 Департамента здравоохранения города Москвы", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 207 Департамента здравоохранения города Москвы", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 221 Департамента здравоохранения города Москвы".
После завершения процедуры реорганизации 16.10.2012 ответчиком проводились мероприятия по переоформлению лицензии на осуществление медицинской деятельности путем добавления в нее новых адресов осуществления медицинской деятельности, в том числе по адресу: 117628, г. Москва, ул. Ратная, д. 8Г. Переоформленная лицензия была получена ответчиком 25.12.2012.
При этом следует учитывать, что присоединенное к ответчику Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 221 Департамента здравоохранения города Москвы" имело лицензию на осуществление медицинской помощи по адресу: 117628, г. Москва, ул. Ратная, д. 8Г, данная лицензия была выдана бессрочно.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии) возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
Согласно статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Таким образом, при реорганизации Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 221 Департамента здравоохранения города Москвы", путем присоединения к ответчику, фактически все его права, включая права в отношении имущества (оборудования, зданий, помещений), а также права и обязанности в отношении работников, перешли к ответчику.
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку на момент прекращения деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 221 Департамента здравоохранения города Москвы" оно имело действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности по адресу: 117628, г. Москва, ул. Ратная, д. 8Г, то после прекращения его деятельности и перехода всех прав и обязанностей к ответчику он фактически соответствовал лицензионным требованиям. Доказательств обратного в материалах дела не содержится.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Фондом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции оспариваемого решения с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, с учетом правильного применения норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2015 по делу N А40-186937/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Маслов |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186937/2014
Истец: ГУ-МРО ВСС РФ, ГУ-МРО ФСС РФ
Ответчик: ГБУЗ "КДП N 121 ДЗМ", ГБУЗ г. Москвы Городская поликлиника N121 Департамента Здравоохранения г. Москвы