г. Москва |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А40-216662/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Мухина С.М., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО" Диамант-Сервис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2015 по делу N А40-216662/2014, принятое судьей Кузнецовой С.А.,
по заявлению ООО "Диамант-Сервис" (115093, Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 44, оф. 19)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (119019, Москва, ул. Н. Арбат, 11, корп. 1)
о признании незаконным и отмене постановления от 02.07.2014 N 1103-56/2014 о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Диамант-Сервис" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 02.07.2014 N 1103-56/2014 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы с назначением наказания в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Решением суда от 04.03.2015 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что действия ООО "Диамант-Сервис" нарушают установленные законом требования законодательства о защите зеленых насаждений в городе Москве и образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.4.17 КоАП г. Москвы.
С решением суда не согласился заявитель - ООО "Диамант-Сервис" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что представленное ГПБУ "Мосэкомониторинг" экспертное заключение не отвечает требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении подано заявителем в Арбитражный суд г. Москвы с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе осмотра, проведенного 03.02.2014 на основании обращения Караваевой Е.С. в службу-горячей линии Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 29.01.2014 N 28849 (протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.02.2014 N 1107-56/2014 (т. 1, л.д. 150) с приложением фотоматериалов, проба снега сейф-пакет N АА3993578, проба снега сейф-пакет N АА3993579) (т. 1, л.д. 146-147) установлено, что на земельном участке дворовой территории, занятого зелеными насаждениями, со свободным доступом и адресным ориентиром: г. Москва, Нагатинская набережная, д. 28 выявлен факт размещения неустановленными лицами снега, имеющего визуальные признаки загрязнения (цвет снега более темный по сравнению со снежным покровом, находящимся на иных прилегающих территориях и по сравнению с естественным снежным покровом на данной территории) с высотой навала относительно уровня естественного снежного покрова от 0,20 м до 0,30 м. Навал снега имеет следующие линейные размеры: ширина: от 0,80 м до 1,0 м, длина - 25 м (на всем протяжении земельного участка, занятого зелеными насаждениями).
На земельном участке, на котором произведено складирование снега, отгороженном от проезжей части бортовым камнем, произрастают деревья и кустарники различного породного состава.
03 февраля 2014 года в период времени с 13 час. 20 мин, до 13 час. 30 мин, в соответствии с ПНД Ф 12.15.2-13 произведён отбор проб снега на данном земельном участке дворовой территории со свободным доступом и адресным ориентиром: г. Москва, Нагатинская набережная д. 28 для проведения лабораторных исследований, о чём составлены протокол о взятии проб и образцов N 1107-56/2014 от 03.02.2014 и акт отбора проб снега от 03.02.2014 N1107-56/2014.
Отбор проб снега произведён в двух точках в соответствии с прилагаемой схемой отбора проб (т. 1, л.д. 145):
1 точка отбора - в 1-2 метрах от бортового камня (согласно схеме) расположена по адресу: Нагатинская набережная д. 28 (объединенная проба снега, составленная из пяти точечных проб методом конверта, отобрана в сейф-пакет N ААЗ993579);
2 точка (фоновая проба, снег визуально чистый) - в 15 метрах от проезжей части (согласно схеме) расположена по адресу: Нагатинская набережная д. 28 (объединенная проба снега, составленная из пяти точечных проб методом конверта, отобрана в сейф-пакет N АА3993578).
Отобранные пробы снега направлены для лабораторного анализа в аналитическую инспекцию ГПБУ "МОСЭКОМОНИТОРИНГ" (аттестат аккредитации N РОСС RU. 0001.518962 со сроком действия до 18.04.2017, свидетельство об аккредитации N РОСС RU.0001.410111 со сроком действия: 26.06.2018).
12.02.2014 определением о назначении экспертизы N 1107-56/2014 (т.1, л.д. 140-141) назначена экспертиза проб снега, отобранного в соответствии с протоколом о взятии проб и образцов от 03.02.2014 N 1107-56/2014 и поручено проведение экспертизы государственному природоохранному бюджетному учреждению города Москвы "Мосэкомониторинг", свидетельство об аккредитации в сфере государственного экологического контроля (надзора) от 26.06.2013 N POCC.RU 0001.410111.
Протоколом N 263, 264 исследования снега от 05.02.2014 (т. 1, л.д. 139) ГПБУ "Мосэкомониторинг" установлено содержание в отобранных пробах снега химических реагентов (загрязняющих веществ) по сравнению с фоновой пробой снега:
- фоновая проба N 263 (проба N 2) содержит: хлорид-ион менее 10 мг/дм куб.; калий 0,644 мг/дм. куб.; кальций 4,09 мг/дм. куб.; магний 0,646 мг/дм куб.; натрий 4,35 мг/дм куб.
- проба N 264 (проба N 1) содержит: хлорид-ион 7090 мг/дм куб.; калий 8,19 мг/дм куб.; кальций 93.8 мг/дм куб.; магний 4,49 мг/дм куб; натрий 3990 мг/дм куб;
Согласно экспертному заключению ГПБУ "МОСЭКОМОНИТОРИНГ" от 12.02.2014 N 1107-56/2014 (т. 1, л.д. 137-138) выявленные в исследованных пробах снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993579) компоненты: хлорид-ионы, натрий, калий, кальций, магний представляют собой химические элементы, которые входят в состав химических реагентов (соли: хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, хлорид магния). Содержание компонентов (веществ) в исследованных пробах снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993579), являющихся составляющими химических реагентов, а также их содержание в концентрациях, превышающих концентрации этих показателей в фоновой пробе 2 (сейф-пакет N АА3993578), свидетельствует о наличии в пробах снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993579) химических реагентов. В сравнении с фоновой территорией (сейф-пакет NАА3993578) содержание хлоридов на территории, на которой отобрана проба снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993579) в 709 раз выше, натрия - в 917,2 раз выше, калия - в 12,7 раза выше, кальция - в 22,9 раза выше, магния -в 7 раз выше. Перечень разрешенных к использованию в городе Москве противогололедных реагентов (ПГР) регламентируется Технологией зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства города Москвы) с применение"' протовогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 г.г. и далее) (далее - Технология). В соответствии с данным перечнем основным действующими веществами в составе ПГР являются хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, формиат натрия. Выявленные в исследованных пробах снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993579) хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, входят в состав противогололедных реагентов, использование которых предусмотрено Технологией. Применение солей магния (хлорид магния) в настоящее время действующей редакцией Технологии зимней уборки в составе ПГР не предусмотрено. Содержание компонентов (веществ) в исследованных пробах снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993579), являющихся составляющими противогололедных реагентов, а также их содержание в концентрациях, превышающих концентрации этих показателей в фоновой пробе 2 (сейф-пакет N АА3993578), свидетельствует о наличие в пробах снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993579) противогололедных реагентов. В сравнении с фоновой территорией (сейф-пакет N АА3993578) содержание хлоридов на территории, на которой отобрана проба снега с номерами 1 (сейф-пакет N АА3993579) в 709 раз выше, натрия - в 917,2 раз выше, калия - в 12,7 раз выше, кальция - в 22,9 раза выше, магния - в 7 раз выше.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 13.05.2014 г. N 1103-56/2014 г. и 02.07.2014 г.(т.1, л.д. 97-101) вынесено постановление N1103-56/2014(т. 1, л.д.76-81), которым ООО "Диамант-Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы за нарушение правил содержания зеленых насаждений, выразившееся в размещении (складировании) на озелененной территории, загрязненного химическими реагентами и противогололедными реагентами снега, с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статьи 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
В соответствии со ст. 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
В соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" (далее - Правила) граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Генеральный план развития города Москвы и градостроительные планы развития территориальных единиц города Москвы разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями по защите зеленых насаждений. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.
Согласно п.п. 4.5.5 Правил использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы.
На основании п. 5.8, 5.10.3.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 запрещается переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения, при формировании снежных валов не допускается перемещение снега на газоны.
В соответствии с информацией ГБУ г. Москвы "Жилищник района Нагатино-Садовники" от 03.03.2014 N 250, работы по содержанию дворовой территории по адресу: Каширское шоссе, д. 16 производились ООО "Диамант-Сервис" в соответствии с договором N 06-ЭА/14-К на выполнение работ по комплексному содержанию объектов озеленения района Нагатино-Садовники (участок N 3) от 01.11.2014 года (т.1 л.д.114-122).
Материалами дела подтверждается нарушение ООО "Диамант-Сервис" правил содержания зеленых насаждений, выразившееся в размещении (складировании) на озелененной территории, загрязненного химическими реагентами и противогололедными реагентами снега, что свидетельствует о наличии в действиях ООО "Диамант-Сервис" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 4.17 КоАП г.Москвы.
Довод о не уведомлении общества о назначении экспертизы судом отклоняется, поскольку определение от 20.01.2014 г. N 1104-573/2013 о назначении экспертизы вынесено в рамках материалов дела об административном правонарушении в отношении неустановленного лица (т.1 л.д. 140-141).
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и оснований для вывода о недостоверности полученного административным органом экспертного заключения судом не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, а также положений ст. 3.1 КоАП РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2015 по делу N А40-216662/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-216662/2014
Истец: ООО " Диамант-Сервис"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы