город Омск |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А75-10260/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2617/2015) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2014 по делу N А75-10260/2014 (судья Дроздов А.Н.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Игримречтранс" (ОГРН 1028601580292, ИНН 8613000220)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отдела судебных приставов по Березовскому району,
об оспаривании постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов от 06.02.2014 N 027015900000901,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Открытого акционерного общества "Игримречтранс" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице отдела судебных приставов по Березовскому район - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Открытое акционерное общество "Игримречтранс" (далее - общество, заявитель, ОАО "Игримречтранс") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании не подлежащим исполнению постановления Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 027015900000901 от 06.02.2014 на сумму 1 766 656 рублей 37 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице отдела судебных приставов по Березовскому району.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2014 заявленные ОАО "Игримречтранс" удовлетворены в полном объеме, постановление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 027015900000901 от 06.02.2014 о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов признано недействительным.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал на то, что Пенсионный фонд ограничился направлением инкассовых поручений только на один расчетный счет заявителя, открытый в ОАО "Ханты-Мансийский банк", в то время как Общество располагает несколькими расчетными счетами, открытыми в ЗАО "Тюменьагропромбанк", ОАО "Сбербанк", ОАО "Запсибкомбанк", ЗАО "СургутНефтеГазБанк", ОАО "Сбербанк", в связи с чем, оспариваемое постановление вынесено Управлением с нарушением процедуры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за счет иного имущества плательщика страховых взносов до принятия исчерпывающих мер по взысканию такой задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Не согласившись с указанным судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы настаивает на соблюдении процедуры взыскания страховых взносов за счет имущества должника, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления Управление Пенсионного фонда располагало сведениям о том, что расчетные счета заявителя в ЗАО "Тюменьагропромбанк" и ОАО "Запсибкомбанк" закрыты, а на расчетном счету в ОАО "Сбербанк" было недостаточно денежных средств для исполнения требования от 14.11.2013 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 1 766 656, 37 руб. Таким образом, заключает податель жалобы, не направление инкассовых поручений на расчетные счета Общества, которые закрыты либо на которых отсутствуют или недостаточно денежных средств для взыскания задолженности по страховым взносам, не привело к нарушению прав плательщика страховых взносов и не свидетельствует о нарушении процедуры принудительного взыскания задолженности.
От ОАО "Игримречтранс" в материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которого решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
До начала судебного заседания от Пенсионного фонда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Открытое акционерное общество "Игримречтранс" и Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице отдела судебных приставов по Березовскому район извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей названных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Управлением Пенсионного фонда выставлено требование по состоянию на 14.11.2013 N 02701540131714 об уплате недоимки в размере 1 766 656 рублей 37 копеек.
03.12.2013 в отношении общества вынесено решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов на сумму 1 766 656 рублей 37 копеек. Решение направлено для исполнения в ОАО Ханты-Мансийский банк (расчетный счет N 40702810400130010002, пгт. Березово).
В связи с недостаточностью денежных средств на счетах общества заинтересованным лицом 06.02.2014 вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика взносов N 027015900000901 на сумму 1 766 656 рублей 37 копеек.
На основании данного решения 12.02.2014 в отделе судебных приставов по Березовскому району возбуждено исполнительное производство N 2865/14/01/86.
Считая постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика взносов от 06.02.2014 N 027015900000901 вынесенным с нарушением закона, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
11.12.2014 Арбитражным судом Ханты- Мансийского автономного округа принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок влечет за собой взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В силу части 8 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (часть 14 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя определяет статья 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 этого Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 этого Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Таким образом, законодателем установлена процедура принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов во внесудебном порядке, состоящая из ряда последовательных этапов, в том числе предусматривающая обязательное принятия органом контроля до постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банках с направлением инкассовых поручений на все счета плательщика страховых взносов.
Как правильно отметил суд первой инстанции, несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение влияет на оценку законности самого взыскания, поскольку законность взыскания связана не только с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности, но и с законностью процедур взыскания, применяемых государственным органом.
Меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества страхователя представляют собой последовательные этапы единого процесса бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Нарушение порядка, предусмотренного статьями 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является самостоятельным основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов органа контроля.
Кроме того, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 N 1032-О-О обращение взыскания на имущество налогоплательщика допускается только после исчерпания возможностей взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке.
В соответствии с подходом, сформулированным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 8229/10, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2011 N 7551/11 по делу N А03-10725/2010, вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей. До взыскания налогов за счет имущества налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика. Статьи 45-47 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности принятия решения о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет средств на банковских счетах.
Указанные выше выводы, относятся и к порядку принудительного взыскания страховых взносов органами контроля за их уплатой, поскольку порядок взыскания недоимки, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, аналогичен порядку взыскания недоимки, предусмотренному Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела, ОАО "Игримречтранс" на момент принятия решения и постановления о взыскания имело открытые расчётные счета:
1. ЗАО "Тюменьагропромбанк" р/с N 40702810000170000146
2. ЗАО "Тюменьагропромбанк" р/с N 40702810300170000079
3. ОАО "Запсибкомбанк" р/с N 40702810000200000042
4. ЗАО "СургутНефтеГазБанк" р/с N 40702810300020100771
5. ОАО "Ханты-Мансийский банк" р/с N 40702810400130010002
6. ОАО "Сбербанк" р/с N 40702810367120100152
7. ОАО "Сбербанк" р/с N 40702810967120000173
Сведениями обо всех указанных открытых Обществом счетах Управление на момент вынесения оспариваемого постановления располагало, что следует из отзыва Управления (т. 1, л.д. 59-61) и не оспаривается подателем жалобы.
При этом инкассовые поручения о взыскании задолженности по страховым взносам были направлены Управлением только на один расчетный счет Общества в ОАО "Ханты-Мансийский банк".
Не оспаривая данное обстоятельство, Управление в апелляционной жалобе указывает на то, что ненаправление инкассовых поручений на иные расчетные счета Общества, не привело к нарушению прав плательщика страховых взносов и не свидетельствует о нарушении процедуры принудительного взыскания задолженности, поскольку расчетные счета заявителя в ЗАО "Тюменьагропромбанк" и ОАО "Запсибкомбанк" закрыты, а на расчетном счету в ОАО "Сбербанк" было недостаточно денежных средств для исполнения требования от 14.11.2013 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 1 766 656, 37 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, изложенная позиция Управления не дает оснований признать соблюденной процедуру принудительного взыскания недоимки по страховым взносам за счет денежных средств Общества, поскольку процедуру обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов следует выполнять по отношению ко всем счетам, на которые законом установлена возможность обращения.
Апелляционным судом установлено, что расчетный счет в ЗАО "Тюменьагропромбанк" действительно был закрыт 22.04.2004, о чем Управлению было известно (т.1, л.д. 69). Вместе с тем, по р/с N 40702810967120000173 и р/с N 40702810367120100152 в ОАО "Сбербанк России", по р/с N 40702810300020100771 в ЗАО "СургутНефтеГазБанк" имелось движение денежных средств, что подтверждается соответствующими банковскими выписками, представленными в материалы дела заявителем (т.1, л.д. 67, 114-142).
При этом предположения Управления Пенсионного фонда о возможном отсутствии или недостаточном количестве денежных средств на счетах, а также получение сведений банка об остатке денежных средств на р/с N 40702810367120100152 в ОАО "Сбербанк", не являются должным способом установления невозможности взыскания заложенности по страховым взносам за счет денежных средств плательщика страховых взносов и основанием для взыскания этих страховых взносов за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, Управлением не подтверждена невозможность взыскания недоимки за счет денежных средств на всех счетах ОАО "Игримречтранс", в связи с чем, у Управления не имелось законных оснований для перехода к следующей стадии принудительного взыскания - за счет иного имущества страхователя, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления недействительным.
Довод Управления Пенсионного фонда о том, что у него отсутствует обязанность по выявлению факта наличия (отсутствия) у плательщика расчетных счетов несостоятелен, поскольку противоречит нормам Закона N 212-ФЗ, в том числе закрепленных в пунктах 2, 14 статьи 19, статье 20 Закона.
Поскольку Пенсионный фонд нарушил порядок взыскания задолженности по страховым взносам, предусмотренный статьями 19, 20 Законе N 212-ФЗ, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ОАО "Игримречтранс" требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, нормы материального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2014 по делу N А75-10260/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-10260/2014
Истец: ЗАО "Игримречтранс"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Березовскому району ХМАО -Югры
Третье лицо: Отдел судебных приставов по Берёзовскому району УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Березовскому району