г. Саратов |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А12-46556/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2015 по делу N А12-46556/2014, (судья Милованова И.В.),
по иску Администрации Кузьмичевского сельского поселения (403023, Волгоградская обл., Городищенский район, пос. Кузьмичи, ул. Майская, 5; ОГРН 11053455072142, ИНН 3403020541)
к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131 г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 5; ОГРН 1023403453072; ИНН 3444080684),
с привлечением третьих лиц - Комитета финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624; ОГРН 1063444006922), Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области
о взыскании задолженности в размере 2 514 363 рублей,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области с иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о взыскании задолженности по соглашению N 342-13 от 13.08.2013 г. в сумме 2.514.363 руб.
Решением от 05 марта 2015 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-46556/2014 с Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счёт средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу Администрации Кузьмичевского сельского поселения взыскана задолженность размере 2.514.363 руб. по соглашению N 342-13 от 13.08.2013 года.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
Как указано в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферы из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий местным бюджетам.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 г. N 105-п утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
В Законе Волгоградской области N 181-ОД от 27.12.2012 г. "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" средства дорожного фонда на 2013 год утверждены (часть 5 статьи 7, Приложение N 8).
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
Между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области, Администрацией Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение N 342-13 от 13.08.2013 г. о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
В пункте 1.2 соглашения указано, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2013 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет Кузьмичевского сельского поселения в сумме 2 580 100 руб.
При этом истец обязан направить средства бюджета поселения на долевое финансирование работ в сумме 1 221 700 руб. (пункт 1.4 соглашения).
В Приложении N 2 к соглашению указан перечень софинансируемых дорожных работ: ремонт автомобильной дороги местного значения ул. Майская, ул. Урожайная Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Истец свои обязательства исполнил.
Им был заключен муниципальный контракт от 04.10.2013 г. с подрядчиком ОГУП "Волгоградавтодор" на ремонт автомобильной дороги местного значения ул. Майская, ул. Урожайная Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Выполненные подрядчиком работы оплачены истцом частично в сумме 1.190.572 руб.
Задолженность в сумме 2.514.363 руб. не погашена, что подтверждается решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06. 2014 г. по делу N А12-10561/2014.
По утверждению истца, до настоящего времени ответчиком финансирование выполненных работ по ремонту дорожного покрытия в соответствии с соглашением N 342-13 от 13.08.2013 г. в полном объеме не произведено, задолженность составляет 2.514.363 руб.
Данный факт ответчиком не оспаривается.
Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок N 91 -п).
В Порядке N 91 - п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счёт средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4).
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5).
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счёт средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91 -п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 91 -п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Согласно определениям по статье 6 Бюджетного кодекса:
- бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
- расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности пуб- лично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
- публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и соглашения N 228-13 от 13.05.2013 г. у Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области перед Кузьмичевским сельским поселением в лице Администрации возникли бюджетные расходные и публичные обязательства.
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2013 года.
Фактически субсидия из областного бюджета в бюджет Кузьмичевского сельского поселения Волгоградской области в запланированном размере не перечислена.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Нормы бюджетного законодательства не исключают, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в Соглашении N 342-13 от 13.08.2013 г. указано о его действии до 31.12.2013, само по себе не влечет прекращение обязательства ответчика перечислить в бюджет Кузьмичевского сельского поселения причитающуюся субсидию.
Кроме того, в пункте 6.2 соглашения указано, что в части принятых Министерством обязательств соглашение действует до полного их исполнения.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Кроме того, в силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Истец в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного - самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств.
Оценив представленные истцом письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, учитывая, что существование кредиторской задолженности по соглашению N 342-13 от 13.08.2013 г. Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области не оспорено и не опровергнуто, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца 2.514.363 руб. по соглашению N 342-13 от 13.08.2013 г. из средств дорожного фонда Волгоградской области.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2015 года по делу N А12-46556/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-46556/2014
Истец: Администрация Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
Третье лицо: Администрация Городищенского городского поселения Волгоградской области, Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области, Министерство финансов Волгоградской области