г. Пермь |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А60-20381/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В. И.,
судей Мармазовой С.И., Поляковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кирьяновой О.Н.
при участии:
от истца УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ : Сурин А.В. - дов. от 23.10.2013,
от третьего лица: Грошко А.А. - паспорт,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Третьего лица Грошко Андрея Алевтиновича
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 февраля 2015 года по делу N А60-20381/2014,
принятое судьей Микушиной Н.В.
по иску УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
к федеральному государственному казенному учреждению "60 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области", ОАО "СОГАЗ" Екатеринбургский филиал
третьи лица: Грошко Андрей Алевтинович, Олейников Александр Владимирович
о взыскании 248500 руб.,
установил:
Управление специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Уральском федеральном округе обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "60 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области"(ИНН 6658040733, ОГРН 1036602641250) о взыскании 248500 руб. 85 коп., в том числе 245000 руб. - стоимости восстановительного ремонта автомобиля Форд Фокус и 3500 руб. - расходов по оплате стоимости услуг независимого оценщика.
На основании ст.ст. 41, 46 АПК РФ суд с учетом согласия истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Открытое акционерное общество "СОГАЗ", в котором застрахована гражданская ответственность собственника автомобиля.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2015 г. исковые требования удовлетворены: с Открытого акционерного общества "СОГАЗ" Екатеринбургский филиал (ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921) в пользу Управления специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Уральском федеральном округе (ИНН 6658170299, ОГРН 1036602676472) взыскано страховое возмещение в сумме 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей 00 копеек, а также в возмещение расходов по оплате государственной пошлины денежные средства в сумме 3 985 (три тысячи девятьсот восемьдесят пять) рублей 00 копеек.
С Федерального государственного казенного учреждения "60 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области"(ИНН 6658040733, ОГРН 1036602641250) в пользу Управления специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Уральском федеральном округе (ИНН 6658170299, ОГРН 1036602676472) взысканы убытки в сумме 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек, 3 500 (три тысяч пятьсот) рублей 00 копеек - в возмещение расходов по оплате услуг оценщика, а также в возмещение расходов по оплате государственной пошлины денежные средства в сумме 3 985 (три тысячи девятьсот восемьдесят пять) рублей 00 копеек.
Не согласившись с данным решением, третье лицо - Грошко А.А., подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.
Заявитель жалобы указывает, что судом первой инстанции сделаны выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, поскольку во время пересечения перекрестка в прямом направлении автомобиль Форд-Фокус начал выполнять левый поворот на мигающий сигнал светофора, не предоставив первоочередное право пожарному автомобилю, следовавшему на пожар. Указанные обстоятельства подтверждены объяснениями сторон, а также свидетеля Долговой Т.А. Требования п. 3.1 ПДД РФ водитель Грошко А.А. выполнил. Таким образом водитель автомобиля Форд-Фокус должен был выполнить требования п. 3.2 ПДД РФ, уступив дорогу транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Несмотря на то, что решение суда мотивировано тем, что согласно экспертному заключению от 26.12.2014 N 2887/08-3 в отношении водителя автомобиля "ЗИЛ" установлены виновные действия, в силу ст. 71 АПК РФ никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям отраженным в письменном отзыве, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующий в судебном заседании заявитель апелляционной жалобы ее доводы поддержал, представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, письменных отзывов не представили, в суд представителей не направили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.08.2013 в результате дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП), произошедшего в г. Екатеринбурге в районе д.7 по ул. Челюскинцев, автомобиль ФОРД ФОКУС, гос.рег.знак Т842НМ/96, принадлежащий Управлению специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Уральском федеральном округе (далее Управление) получил многочисленные повреждения.
В соответствии со справкой о дорожно-транспортном происшествии ДТП произошло в результате действий водителя принадлежащего ФГКУ "60 отряд ФПС по Свердловской области", правопреемник 33 отряда УГПС ГУВД ГУ, специального транспортного средства АЦ-3.2-40 (пожарный автомобиль), гос.рег.знак Т652МЕ/66, Грошко Андрея Алевтиновича, который при проезде регулируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора с включенным проблесковым маячком синего цвета, не убедившись в приоритете о том, что ему уступают дорогу, допустил наезд на а/м ФОРД ФОКУС, гос.рег.знак Т842НМ/96, управляемый Олейниковым Александром Владимировичем на основании приказа Управления N 219 от 01.08.2013, путевого листа N 14028 от 13.08.2013 и страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее страховой полис ОСАГО) серии ССС N 0303252320.
В связи с необходимостью установления размера ущерба Управление было вынуждено произвести оценку восстановительного ремонта автомобиля.
02.10.2013 независимым оценщиком ООО "Росоценка" произведен расчет стоимости восстановительного ремонта а/м ФОРД ФОКУС, которая в соответствии с заключением N 4/4191 составил 245 189 руб.
На основании счета N 347 и акта выполненных работ N 347 Управлением произведена оплата экспертизы транспортного средства ФОРД ФОКУС в сумме 3 500 руб., что подтверждается платежным поручением N6261742 от 04.10.2013.
На основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 19.11.2013 N 0162100022313000010 02.12.2013 Управлением заключен договор N51/12 на оказание услуг по ремонту а/м ФОРД ФОКУС с ООО "СкандинавияАвто". В соответствии с актом выполненных работ ОС00002297 от 21.12.2013 стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила 245000 руб. Оплата услуг по указанному договору подтверждается платежными поручениями N 6819893 от 13.12.2013 на сумму 73 500 руб., N 6979484 от 26.12.2013 на сумму 171 500 руб.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском и просил взыскать данную денежную сумму в качестве убытков.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что для этого имеются основания, предусмотренные ст. 7 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" N 40-ФЗ от 25.04.2002 г., ст. ст. 1064, 1068, 1079, 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В соответствии с пунктом 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещение вреда в пределах страховой суммы.
При этом статьей 7 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, причиненный имуществу одного потерпевшего составляет не более 120 тысяч рублей (п. "в").
В соответствии с п. 3.1. Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения", для получения преимущества перед другими участниками движения водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что водителем а/м АЦ-3.2-40 Грошко А.А. при проезде регулируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора специальный звуковой сигнал для получения преимущества перед другими участниками дорожного движения включен не был, водитель не убедился в том, что ему уступили дорогу, в результате чего произошло спорное ДТП (справка о ДТП от 14.08.2013).
В ходе судебного разбирательства судом вызваны и заслушаны свидетели Кобяков Андрей Анатольевич и Долгова Татьяна Аркадьевна, однако, поскольку показания свидетелей были противоречивы, а также поскольку в процессе рассмотрения дела у суда возникли вопросы, требующие специальных познаний, суд удовлетворил ходатайства третьего лица о назначении по делу судебной экспертизы.
Проведение экспертизы было поручено эксперту ФБУ "Уральский региональный центр судебной экспертизы" Кротову Олегу Геннадьевичу. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Какими пунктами Правил дорожного движения должны были руководствоваться водители транспортных средств в данной дорожно-транспортной ситуации и соответствовали ли их действия требованиям Правил дорожного движения.
2. Какова с технической точки зрения причина данного происшествия, действия какого водителя транспортного средства находятся в причинной связи с данным происшествием.
3. Имели ли водители транспортных средств техническую возможность избежать столкновения, если бы применили экстренное торможение в момент возникновения опасности или обнаружения опасности в зоне видимости.
Согласно заключению ФБУ "Уральский региональный центр судебной экспертизы" N 2887/08-3 от 26.12.2014 г. в сложившейся дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля "Зил" в своих действиях должен был руководствоваться требованиями пунктов 1.5, 3.1, 9.1, 10.1 ч.1 Правил дорожного движения РФ. С технической точки зрения действия водителя автомобиля "Зил" не соответствовали требованиям пунктов правил 1.5, 3.1, 9.1, 10.1 ч.1 Правил дорожного движения РФ. В сложившейся дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля "Форд" в своих действиях должен был руководствоваться требованиями пункта 10.1. ч.2 Правил дорожного движения РФ. С технической точки зрения в действиях водителя автомобиля "Форд" несоответствий требованиям пункта правил 10.1 ч.2 Правил дорожного движения РФ не усматривается (по первому вопросу).
В ответе на второй вопрос эксперт указал, что с технической точки зрения, не усматривается иных причин происшествия, кроме опасных действий (бездействия) водителя автомобиля "Зил", противоречащих требованиям Правил, названным в его отношении, которые находились в причинной связи с фактом ДТП. Предотвращение дорожно-транспортного происшествия водителем автомобиля "Зил" зависело не от технической возможности, а от выполнения им указанных требований пунктов Правил дорожного движения РФ. В сложившейся дорожной ситуации решение вопроса о технической возможности в отношении водителя автомобиля "Форд" предотвратить столкновение с автомобилем "Зил" не имеет технического смысла (вопрос N 3).
Таким образом, из экспертного заключения следует, что ДТП произошло по вине водителя Грошко А.А.
С заявлением о проведении повторной экспертизы кто-либо из лиц, участвующих в деле, не обращался.
Ответственность ФГКУ "60 отряд ФПС по Свердловской области" застрахована в ОАО "СОГАЗ" (страховой полис серии ВВВ N 0194411041 от 05.07.2013 г.).
Учитывая, что сумма ущерба подтверждена документально и ОАО "СОГАЗ" не представлено доказательств выплаты страхового возмещения в полном объеме, исковые требования, предъявленные к последнему подлежат удовлетворению в размере 120 000 руб. 00 коп. в соответствии со ст. ст. 15, 931, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" N 40-ФЗ от 25.04.2002 г.
Принимая во внимание, что в момент причинения вреда А.А. Грошко находился при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, автомобиль АЦ-3.2-40, гос.рег.знак Т652МЕ/66 принадлежит ответчику ФГКУ "60 отряд ФПС по Свердловской области" на праве собственности, сумма выплаченного страхового возмещения в части, превышающей 120 000 руб. 00 коп., подлежит взысканию с ответчика ФГКУ "60 отряд ФПС по Свердловской области" в силу положений ст. ст. 15, 965, 1068, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12658/10) в заявленном размере 125 000 руб. 00 коп.
Помимо указанного, с ФГКУ "60 отряд ФПС по Свердловской области" подлежат взысканию расходы по оплате услуг оценщика в сумме 3 500 руб.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что водитель, управлявший автомобилем ФОРД ФОКУС, нарушил п. 3.2 ПДД РФ, согласно которому при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, исследован и отклонен, как опровергаемый совокупностью представленных в материалы дела доказательств:
- схемой происшествия, подписанной обоими участниками ДТП и понятыми;
- справкой о ДТП от 14.08.2013,
- показаниями свидетеля Кобякова А.Л. (указан в материалах ГИБДД как очевидец), который пояснил, что пожарный автомобиль осуществлял проезд перекрестка без включенных проблесковых маячков и специального звукового сигнала на запрещающий сигнал светофора, в то время как автомобиль ФОРД совершал левый поворот на разрешающий сигнал светофора,
- заключением эксперта ФБУ Уральский региональный центр судебной экспертизы от 26.12.2014 N 2887/08-3.
К показаниям свидетеля Долговой Т.А. (водитель трамвая), на которые ссылается Грошко А.А., данным ею в ходе судебного заседания суда первой инстанции, суд обоснованно отнесся критически, поскольку они противоречат совокупности других доказательствам, имеющихся в материалах дела, в том числе схеме ДТП, составленной сотрудниками ГИБДД, подписанной участниками происшествия и понятыми, в том числе Долговой Т.А. (т. 2, л.д. 85).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том? что иные материалы дела, кроме заключения эксперта, не содержат доказательств, свидетельствующих о виновности водителя автомобиля "Зил", являются необоснованными, поскольку Заключение эксперта основано на материалах данного дела, предоставленных в распоряжение эксперта для проведения экспертизы в соответствии с определением от 24.10.2014 г. N А60-20381/2014 (т. 3, л.д. 28-37).
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали его выводы, основаны на неправильном толковании норм материального права, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя. В связи с предоставлением отсрочки по уплате госпошлины ее следует взыскать с заявителя апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 февраля 2015 года по делу N А60-20381/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Грошко Андрея Алевтиновича в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
С.И. Мармазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20381/2014
Истец: УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Ответчик: ОАО "СОГАЗ" Екатеринбургский филиал, федеральное государственное казенное учреждение "60 отряд федеральной противопожарной службы по Свердловской области"
Третье лицо: Грошко Андрей Алевтинович, Долгова Татьяна Аркадьевна, Кобяков Андрей Анатольевич, Олейников Александр Владимирович