г. Пермь |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А60-53027/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В.И.,
судей Мармазовой С.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирьяновой О.Н.,
от заявителя, ООО "Нива": не явились;
от заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга: не явились,
лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Нива"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 февраля 2015 года
по делу N А60-53027/2014
принятое судьей Н.В. Соболевой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нива" (ОГРН 1069658042080, ИНН 6658228679)
к Федеральной налоговой службе России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003)
о признании незаконным решения налогового органа об отказе во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией от 21.10.2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нива" (далее - ООО "Нива", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - регистрирующий орган, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения налогового органа от 21.10.2014 об отказе во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 февраля 2015 года (резолютивная часть объявлена 18 февраля 2015 года) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Нива" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к тому, что ликвидатор ООО "Нива" надлежащим образом исполнил свою обязанность по соблюдению прав кредиторов в части описания в сообщении порядка и сроков направления требований. Ни один из документов, на которые ссылается регистрирующий орган, не был направлен обществу по адресу, указанному в публикации.
Указывает, что налоговый орган по отношению к ликвидируемой организации всегда выступает в качестве кредитора, соответственно, обязан соблюдать порядок заявления требований кредиторами общества, предусмотренный, в том числе в публикации сообщения о ликвидации в Вестнике государственной регистрации.
Неполучение обществом сообщения, акта, решения и требования налогового органа произошло не по вине ликвидатора общества, а по вине налогового органа как кредитора, который ненадлежащим образом отправлял указанную корреспонденцию.
Указывает, что 17.07.2014 обществом была получена Справка N 30340 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов из ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, в том, что по состоянию на 17.07.2014 общество не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.
07.10.2014 обществом была получена справка о состоянии расчетов из ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в том, что по состоянию на 07.10.2014 общество не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.
Таким образом, ликвидационный баланс общества, составленный и утвержденный 11.08.2014 содержал достоверную информацию об отсутствии у общества кредиторской задолженности.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступил мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому налоговый орган считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.Также просил рассмотреть дело в отсутствие его представителей.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14.10.2014 ООО "Нива" обратилось в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлением о внесении сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей. Заявителем были представлены следующие документы: подписанное заявителем заявление по форме Р 16001; решение участника общества N 6 от 11.08.2014 об утверждении ликвидационного баланса; ликвидационный баланс; справка Пенсионного фонда РФ в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга; документ об уплате государственной пошлины; публикация в Вестнике государственной регистрации о ликвидации общества; заявление; справка N30340 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
21.10.2014 ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга вынесено решение об отказе во внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией с указанием причины - представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, так как по данным регистрирующего органа у юридического лица имеется задолженность по налоговым платежам.
Полагая, что данный отказ в государственной регистрации не соответствует нормам действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта недостоверности сведений, содержащихся в представленных на государственную регистрацию документах, представленный ликвидационный баланс, не отражал действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, у налогового органа имелись все основания для отказа в регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Исследовав материалы дела в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального и процессуального права, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно ст. 1 Закона о государственной регистрации под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 1 ст. 11 Закона о государственной регистрации).
Согласно ст. 4 Закона о регистрации ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, входящим в федеральную информационную систему. В соответствии со ст. 4, 12, 14 Закона о государственной регистрации, ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в него подлежит внесению достоверная информация.
Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован ст. 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу ч. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Таким образом, предусмотренная ст. 61-64 ГК РФ процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК РФ).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Пунктом 4 ст. 22 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 названного Закона.
В п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации определен перечень документов, представление которых необходимо для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган.
Подпунктом "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской или дебиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов или участников общества.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Инспекцией 21.10.2014 принято решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ в связи с непредставлением заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно - ликвидационного баланса.
В представленном 14.10.2014 ликвидационном балансе ООО "Нива" по состоянию на 11.08.2014 отсутствуют сведения о какой-либо задолженности.
При этом в материалах дела содержатся документы, свидетельствующие о наличии у ООО "Нива" задолженности по налогам, сборам, пеням, и штрафам, установленной инспекцией в результате камеральной проверки: Акт N 87013 камеральной налоговой проверки от 16.07.2014; решение N64599 от 03.09.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; требование N 59275 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 17.10.2014.
Корреспонденция, направленная ООО "Нива" в рамках проведения камеральной налоговой проверки но адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), вернулась с пометкой "истек срок хранения", "временное отсутствие адресата". При этом в жалобе заявитель указывает адрес места нахождения организации, содержащийся в ЕГРЮЛ, по которому направлялась корреспонденция. Мало того в апелляционной жалобе заявитель указывает тот же адрес места нахождения организации, по которому невозможно осуществить связь.
В соответствии с п. 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с п.2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора 15.05.2014, как указывает заявитель договор аренды был расторгнут 31.12.2013 г., соответственно у ООО "Нива" имелась возможность, о внесении в ЕГРЮЛ достоверных сведений о местонахождении.
В соответствии с п.1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
ООО "Нива" в представленных декларациях указывает адрес г. Екатеринбург, пл. Субботников, 1, соответственно единственным адресом которым располагала ИФНС является пл. Субботников, 1.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что отношения между заявителем и заинтересованным лицом возникли из налоговых правоотношений, следовательно, отправлять корреспонденцию необходимо было именно по юридическому адресу заявителя, а не по адресу, указанному в публикации в Вестнике государственной регистрации, так как налоговый орган, в данном случае, действовал не в качестве кредитора, а в качестве лица, привлекающего заявителя к налоговой ответственности.
Таким образом, в представленном ликвидационном балансе содержатся недостоверные сведения, так как по данным регистрирующего органа у юридического лица имеется задолженность по налоговым платежам. Задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам, установленная в результате проверки, отраженная в Решении от 03.09.2014 N 64599 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении ООО "Нива", не принята обществом во внимание; представленный ликвидационный баланс общества составлен без учета этих данных, без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
По правилам статей 61-64 ГК РФ ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом такое прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (ст. 1,10 ГК РФ).
Предусмотренная названными нормами права процедура ликвидации юридического лица предполагает добросовестные действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставление кредиторам возможности заявить свои требования; составление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.
Таким образом, представление обществом ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы отклонены, так как они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя в силу ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 февраля 2015 года по делу N А60-53027/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
С.И. Мармазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53027/2014
Истец: ООО "НИВА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА