Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2015 г. N 18АП-4199/15
г. Челябинск |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А76-24841/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Баканова В.В., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Челябинска и Челябинской городской Думы на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.03.2015 по делу N А76-24841/2014 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителей:
Челябинской городской Думы - Горячко Ю. Ю. (удостоверение N 17, доверенность N ГД1-12-325 от 18.12.2014);
Администрации г. Челябинска - Овчинников А.Н. (удостоверение N 523, доверенность N 05-1006 от 04.07.2012);
заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Вурьев Д.В. (удостоверение N 0384, доверенность N 12 от 12.01.2015).
Администрация г. Челябинска обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12.09.2014 N 13311/07 по делу N 22-07/14 в части признания постановления Администрации г. Челябинска от 05.05.2012 N 88-п "О перечне внутримуниципальных автобусных маршрутов по маршрутной сети города Челябинска, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки" противоречащим действующему законодательству и предписания от 12.09.2014 N 13312/07 по делу N 22-07/14.
Определением суда от 06.10.2014 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Южный" (далее - ООО "Южный"), Челябинская городская Дума, Управление транспорта администрации города Челябинска (далее - Управление транспорта), Правительство Челябинской области, Законодательное собрание Челябинской области, Комитет финансов города Челябинска.
В рамках дела N А76-26825/2014 Челябинская городская Дума обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании пунктов 6, 7 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12.09.2014 N 13313/07 по делу N 22-07/14 и пунктов 2, 3 предписания от 12.09.2014 N 13312/07 по делу N 22-07/14 незаконными.
Определением суда от 30.10.2014 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Челябинска.
Определением от 13.11.2014 дело N А76-24841/2014 и дело N А76-26825/2014 объединены в одно производство, созаявителями по объединённому делу признаны администрация г. Челябинска и Челябинская городская Дума.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02.03.2014 (резолютивная часть объявлена 20.02.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Администрация г. Челябинска и Челябинская городская Дума (далее также -податели апелляционных жалоб, апеллянты) обжаловали его в апелляционном порядке, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела и неверное применение норм материального права.
По утверждению Челябинской городской Думы, вывод суда о наличии у любого перевозчика, в случае наличия у пассажира установленных законодательством и иными правовыми актами преимуществ по провозной плате, обязанности предоставить такое преимущество (льготу), получив при этом право на возмещение своих расходов за счёт средств соответствующего бюджета, является ошибочным.
Издание органом местного самоуправления нормативного правового акта, обязывающего частных перевозчиков оказывать меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, с точки зрения данного апеллянта, будет являться нарушением установленной законом компетенции.
Опираясь ан положения ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, "Правил организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории г. Челябинска", утверждённых решением Челябинской городской Думы N 22/10 от 22.02.2011, постановления Администрации г. Челябинска от 27.11.2012 N 256-п, которым утверждён "Порядок предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду по муниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска", апеллянт утверждает, что любой перевозчик вправе обратиться за возмещением своих расходов в случае заключения договора на право обслуживания определённого маршрута.
Челябинская городская Дума указывает на несоответствие обстоятельствам дела выводов суда первой инстанции об отсутствии конкурентных процедур при допуске хозяйствующих субъектов к выполнению регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам, на которых установлено право социальной поддержки отдельным категориям граждан. По утверждению апеллянта, доказательства проведения торгов представлены в материалы дела, из них следует, что торги проводились, но заявки на участие в них подало лишь МУП "Челябинский автобусный транспорт".
Заявитель утверждает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание предоставленные Комитетом финансов города Челябинска письменные пояснения о том, что органы местного самоуправления вправе предоставлять муниципальные преференции в целях социального обеспечения муниципальным предприятиям транспорта, что не противоречит ст. 19 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Дума также утверждает, что транспортные организации любой формы собственности вправе обратиться за получением субсидий на основании положений федерального законодательства (ст. 69, п. 2 ст. 74. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) независимо от принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов о предоставлении таких субсидий исключительно муниципальным предприятиям.
Челябинская городская Дума считает не соответствующими обстоятельствам дела выводы суда первой инстанции о наделении муниципальных предприятий транспорта полномочиями по организации работы обеспечения социальными картами отдельных категорий граждан и утверждает, что участие муниципальных предприятий транспорта в проведении учёта поездок льготных пассажиров в целях возмещения затрат, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, которым оказываются меры социальной поддержки, не является делегированием муниципальных полномочий.
Податель жалобы утверждает, что вывод суда о том, что ограничение конкуренции может произойти из-за того, что средства на возмещение не предусмотрены в решениях о бюджете города Челябинская, является ошибочным.
Опираясь на положения п.3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Дума указывает, что в решениях о бюджете города Челябинска на 2015 год не могут быть предусмотрены субсидии транспортным предприятиям, не являющимся муниципальными, на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, поскольку предоставление субсидий носит заявительный характер, а выполнить пункт 3 предписания антимонопольного органа не представляется возможным в связи с отсутствием данных о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих перевозку льготных категорий граждан.
Администрация города Челябинска в своей апелляционной жалобе указывает на неприменение судом первой инстанции норм права, подлежащих применению, а именно, п. 7 ч. 1 ст.16, ч.5 ст. 20, ч. 1 ст. 53 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2 ст. 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым орган местного самоуправления наделён полномочиями по установлению отдельных видов льгот для некоторых категорий граждан, следовательно, согласно позиции Администрации, он вправе самостоятельно определять условия такого предоставления.
Администрация утверждает, что действующим законодательством ни одной из категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, в том числе льготный проезд, не предоставлено право осуществлять проезд на любых маршрутах внутримуниципальной маршрутной сети. Действующие маршруты, включённые в спорный Перечень, с одной стороны, обеспечивают интересы всех граждан, поскольку охватывают весь город и позволяют осуществить льготный проезд из любой точки города, и возможности бюджета - с другой.
Вывод суда о том, что Перечень приводит к установлению для приобретателей услуг ограничения на выбор поставщика услуги-перевозчика, по мнению данного апеллянта, не соответствует обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В своей апелляционной жалобе Администрация также ссылается на несоответствие обстоятельствам дела вывода суда первой инстанции о том, что не были проведены торги на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам, включенным в спорный Перечень, поскольку торги проводились, но заявку на участие в них подало только МУП "Челябинский автобусный транспорт".
По указанным выше основаниям податели апелляционных жалоб просят отменить решение суда и принять пор делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ими требований.
Антимонопольный орган представил письменные объяснения по апелляционным жалобам, в которых против изложенных в них доводов возразил, указав на то, что решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
В судебном заседании представители Челябинской городской Думы, Администрации г. Челябинска, и антимонопольного органа поддержали доводы апелляционных жалобы и возражения на них.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, явку своих представителей в судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб не обеспечили.
До начала судебного заседания от ООО "Южный" и Законодательного собрания Челябинской области поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб без участия их представителей, которые удовлетворены апелляционным судом.
В соответствии со ст. 123, ч. 5 ст. 156, ст. ст. 159, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрены без участия представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещённых о времени и месте их рассмотрения и заявивших ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей апелляционного суда приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решении суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Южный" обратилось в антимонопольный орган с заявлением о нарушении Администрацией г. Челябинска антимонопольного законодательства, выразившемся во включении в Перечень внутримуниципальных автобусных маршрутов по маршрутной сети города Челябинска, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки (далее - Перечень внутримуниципальных автобусных маршрутов), утверждённый постановлением Администрации от 05.05.2012 N 88-п (далее - Постановление N 88-п) (т. 3 л. д. 94-95), исключительно маршрутов, обслуживаемых муниципальным унитарным предприятием "Челябинский автобусный транспорт" (далее - МУП "ЧАТ"), что создаёт данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия доступа на рынок оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, на территории города Челябинска и препятствует доступу на данный рынок иным хозяйствующим субъектам.
06.03.2014 в антимонопольный орган от названного общества поступили дополнения к ранее поданному заявлению (т. 2 л.д. 17), в которых ООО "Южный" указало на неправомерное предоставление муниципальным транспортным предприятиям ассигнований на возмещение убытков, связанных с осуществлением деятельности по регулируемому тарифу и предоставлением скидок по транспортным картам, что не предусмотрено действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, а также на неправомерное ограничение прав перевозчиков, не являющихся муниципальными транспортными предприятиями, на получение субсидий на возмещение затрат, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, ввиду установления требования о предоставлении услуг по перевозке таких пассажиров с использованием специальных транспортных карт для ведения учёта, требования к которым не определены, а также ввиду не установления порядка субсидирования перевозки таких пассажиров по маршрутной сети города Челябинска.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Южный" антимонопольным органом 12.09.2014 принято решение N 13311/07 (т. 4 л.д. 153-163), которым:
-признаны нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в том числе пунктов 5, 8 указанной нормы, действия Администрации г. Челябинска по изданию постановления Администрации от 05.05.2012 N 88-п, в соответствии с которым предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан возможно только на внутримуниципальных маршрутах, включённых в Перечень, что ведёт к невозможности получения данными категориями граждан услуг льготного проезда на маршрутах, не включённых в Перечень, невозможности предоставления хозяйствующими субъектами, обслуживающими не включённые в Перечень маршруты, услуг льготного проезда данным категориям граждан с последующим возмещением затрат (недополученных доходов) из средств бюджетов различного уровня, приводит к установлению для приобретателей услуг (отдельных категорий граждан) ограничения на выбор исполнителя услуги, создаёт дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности на рынке внутримуниципальных пассажирских перевозок на территории города Челябинска и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (пункт 1);
-признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 5 и 8 названной нормы, действия Челябинской городской Думы по предоставлению отдельным категориям граждан, указанным в Решениях N N 9/4, 22/11, права на льготный проезд по внутримуниципальным маршрутам, обслуживаемым только муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, по определению порядка проезда в пассажирском транспорте отдельных категорий граждан только для муниципальных предприятий пассажирского транспорта, а также по ограничению решениями о бюджете на 2012, 2013 и 2014 годы круга получателей субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, что может привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, созданию дискриминационных условий в указанной сфере и установлению для льготных категорий граждан (потребителей услуги) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги льготного проезда на внутримуниципальных маршрутах (пункт 2);
-признаны нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Челябинской городской Думы по утверждению подпункта 1 пункта 6 и пункта 7 Решения N 9/4, подпункта 1 пункта 3 Решения N 22/11 в части наделения муниципальных предприятий пассажирского транспорта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа (пункт 3);
- решено выдать Администрации г.Челябинска предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство путём принятия акта об отмене постановления администрации от 05.05.2012 N 88-п (пункт 4);
-решено выдать Челябинской городской Думе предписание об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, путём исключения из пунктов 1, 2, 3, 4 Решения N 9/4 положений, предусматривающих предоставление отдельным категориям граждан права на льготный проезд по внутримуниципальным маршрутам, обслуживаемым только муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, из пункта 1 Решения N 22/11 положений, предусматривающих порядок проезда в пассажирском транспорте отдельных категорий граждан только для муниципальных предприятий пассажирского транспорта, а именно: путем исключения из пунктов 1, 2, 3, 4 Решения N 9/4, пункта 1 Решения N 22/11 указания на организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта, осуществляющего перевозку указанных категорий граждан (пункт 5);
-решено выдать Челябинской городской Думе предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем установления в решениях о бюджете города Челябинска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов возможности предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, транспортным организациям, обслуживающим внутримуниципальные маршруты регулярных перевозок, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункт 6);
- решено выдать Челябинской городской Думе предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, путём исключения: из пунктов 6, 7 Решения N 9/4 положений, предусматривающих наделение муниципальных предприятий пассажирского транспорта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа в части организации работы по обеспечению отдельных категорий граждан социальными картами жителя города Челябинска, оформления и выдачи данных карт отдельным категориям граждан, из пункта 3 Решения N 22/11 положений, предусматривающих наделение муниципальных предприятий пассажирского транспорта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа в части организации работы по обеспечению отдельных категорий граждан едиными социальными проездными билетами, персонифицированными социальными электронными картами или временными электронными льготными проездными билетами (пункт 7).
Антимонопольным органом выдано предписание Администрации г. Челябинска от 12.09.2014 N 13312/07, которым предписано в срок до 10 октября 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 5, 8 указанной нормы, путём принятия акта об отмене постановления Администрации от 05.05.2012 N 88-п "О перечне внутримуниципальных автобусных маршрутов по маршрутной сети города Челябинска, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки" (пункт 1); в срок до 17 октября 2014 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания (пункт 2) (т. 4 л.д. 164).
Согласно предписанию от 12.09.2014 N 13313/07 Челябинской городской Думе предписано в срок до 30 октября 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 5, 8 указанной нормы, путём исключения из пунктов 1, 2, 3, 4 Решение N 9/4 положений, предусматривающих предоставление отдельным категориям граждан права на льготный проезд по внутримуниципальным маршрутам, обслуживаемым только муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, из пункта 1 Решения N 22/11 положений, предусматривающих порядок проезда в пассажирском транспорте отдельных категорий граждан только для муниципальных предприятий пассажирского транспорта, а именно: путём исключения из пунктов 1, 2, 3, 4 Решения N 9/4, пункта 1 Решения N 22/11 указания на организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта, осуществляющего перевозку указанных категорий граждан (пункт 1); в срок до 30 октября 2014 года прекратить нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции путём исключения: из пунктов 6, 7 Решения N 9/4 положений, предусматривающих наделение муниципальных предприятий пассажирского транспорта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа в части организации работы по обеспечению отдельных категорий граждан социальными картами жителя города Челябинска, оформления и выдачи данных карт отдельным категориям граждан, из пункта 3 Решения N 22/11 - положений, предусматривающих наделение муниципальных предприятий пассажирского транспорта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа в части организации работы по обеспечению отдельных категорий граждан едиными социальными проездными билетами, персонифицированными социальными электронными картами или временными электронными льготными проездными билетами (пункт 2); в срок до 31 декабря 2014 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путём установления в решениях о бюджете города Челябинска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов возможности предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, транспортным организациям, обслуживающим внутримуниципальные маршруты регулярных перевозок, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункт 3); представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания (пункты 4, 5) (т. 4 л.д. 165-166).
Администрация г. Челябинска и Челябинская городская Дума оспорили данное решение и предписание в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа являются законными и обоснованными и не нарушают прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. Оснований для их переоценки на стадии апелляционного производства не имеется, исходя из следующего:
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Пунктом 5 указанной нормы права установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Категории граждан, которым оказываются меры социальной поддержки, устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
На территории Челябинской области действует Закон Челябинской области от 24.09.2009 N 465-ЗО "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета" (далее - Закон N 465-ЗО).
В соответствии со статьёй 1 Закона N 465-ЗО данный Закон устанавливает дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счёт средств федерального бюджета, по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на территории Челябинской области. При этом проезд осуществляется на основании единого социального проездного билета или персонифицированной социальной электронной карты.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 465-ЗО порядок возмещения расходов транспортным организациям, осуществляющим перевозку граждан в соответствии с Законом N 465-ЗО, и методика возмещения расходов устанавливаются Правительством Челябинской области.
Порядок и методика возмещения расходов транспортным организациям, осуществляющим перевозку граждан на основании единых социальных проездных билетов, порядок и методика возмещения расходов транспортным организациям, осуществляющим перевозку граждан на основании персонифицированной социальной электронной карты утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 30.09.2009 N 246-П.
Указанными актами предусмотрено, что возмещение затрат производится транспортным организациям на основании предоставляемой ими сводной ведомости и в соответствии с заключенными с ними договорами о перевозке льготных категорий граждан.
В соответствии с Законом Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" (далее - Закон N 430-ЗО) государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления.
На территории города Челябинска действуют Правила организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории города Челябинска, утверждённые решением Думы от 22.02.2011 N 22/10 (далее - Правила организации транспортного обслуживания).
Данные Правила являются основанием для установления расходных обязательств города Челябинска, связанных с организацией транспортного обслуживания населения в границах Челябинского городского округа. Порядок возмещения затрат транспортных организаций, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по проезду в городском пассажирском транспорте, обслуживанием внутримуниципальных маршрутов по регулируемым тарифам регламентируется муниципальными правовыми актами (пункт 3).
Согласно пункту 12 Правил организации транспортного обслуживания субсидии на возмещение затрат перевозчика, связанных с представлением преимуществ в провозной плате отдельным категориям граждан, в соответствии с законодательством и иными правовыми актами, предоставляются за счёт средств соответствующего бюджета.
Подпунктом 25 пункта 5 названных Правил установлено, что субсидиями является возмещение затрат или недополученных доходов перевозчиков в связи: с оказанием услуг перевозки на внутримуниципальных маршрутах по маршрутной сети города Челябинска по регулируемым в установленном порядке тарифам; с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с муниципальными правовыми актами города Челябинска в рамках обязательств по договору, заключенному между перевозчиком и Администрацией города Челябинска.
Субсидии предоставляются в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, решением о бюджете города на текущий год и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами Администрации города Челябинска.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 7 Правил, организация регулярных перевозок как комплекс мероприятий, реализуемых в целях удовлетворения потребностей населения, включает в себя, в том числе, обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в соответствии с федеральным, региональным законодательством и правовыми нормативными актами органов местного самоуправления.
Подпунктами 3, 5 пункта 13 Правил к полномочиям Думы отнесено установление тарифа на перевозку пассажиров и багажа для муниципальных транспортных предприятий, утверждение нормативных правовых актов по мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Подпунктом 4 пункта 23 Правил закреплено право перевозчика на компенсацию затрат в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Челябинской области, правовыми актами органов местного самоуправления.
На основе анализа приведённых выше норм права, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что действующее законодательство не содержит специальных требований к транспортным организациям, осуществляющим перевозку отдельных категорий граждан, которым оказываются меры социальной поддержки, по сравнению с иными транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров, в том числе по форме собственности предприятия.
Напротив, из содержания приведённых положений законодательства следует, что любой перевозчик в случае наличия у пассажира установленных законодательством и иными правовыми актами преимуществ по провозной плате обязан предоставить такое преимущество (льготу), получив при этом право на возмещение своих затрат из средств соответствующего бюджета.
Согласно пунктам 1, 2, 3 решения Челябинской городской Думы от 15.12.2009 N 9/4 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее - Решение N 9/4) отдельным категориям граждан предоставлено право бесплатного проезда по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок, обслуживаемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта. Пунктом 4 данного решения отдельным категориям граждан предоставлено право разовой оплаты проезда в размере 50 процентов от установленного тарифа проезда по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок, обслуживаемым муниципальными предприятиями пассажирского транспорта.
Пунктом 1 Решения от 22.02.2011 N 22/11 "О порядке проезда в пассажирском транспорте отдельных категорий граждан, зарегистрированных на территории Челябинского городского округа, оказание мер социальной поддержки которых осуществляется за счёт средств федерального бюджета" (далее - Решение N 22/11) установлено, что право льготного проезда по маршрутам регулярных перевозок, обслуживаемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта гражданам, зарегистрированным на территории Челябинского городского округа, из числа лиц, указанных в приложении к данному решению осуществляется:
- по маршрутам внутримуниципального сообщения на основании персонифицированных социальных электронных карт или временных электронных льготных проездных билетов, выдаваемых на период изготовления персонифицированных социальных карт (при наличии документа, подтверждающего право на льготу);
-по автобусным маршрутам пригородного сообщения на основании единого социального проездного билета.
Доказательства наличия муниципальных правовых актов, устанавливающих право отдельных категорий граждан, указанных в решениях N 9/4, N 22/11, на льготный проезд по маршрутам, обслуживаемым транспортными предприятиями с иной формой собственности, и порядок такого проезда, не представлены.
При этом в соответствии с Решением Думы N 36/9 от 28.08.2012 "Об обеспечении доступности проезда в городском пассажирском транспорте на территории Челябинского городского округа отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств бюджета Челябинской области" (далее - Решение N 36/9) отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счёт средств бюджета Челябинской области, предоставлено право льготного проезда по внутримуниципальным автобусным, троллейбусным и трамвайным маршрутам без указания на необходимость их обслуживания муниципальными предприятиями пассажирского транспорта.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается: установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5); создание дискриминационных условий (пункт 8).
Оценив спорные положения Решения N 22/11 на предмет их соответствия действующим нормам права и положениям антимонопольного законодательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что предоставление отдельным категориям граждан, указанным в Решениях N 9/4, 22/11, права на льготный проезд по внутримуниципальным маршрутам, обслуживаемым только муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, а также определение порядка проезда в пассажирском транспорте отдельных категорий граждан только для муниципальных предприятий пассажирского транспорта, может привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, к созданию дискриминационных условий в указанной сфере и установлению для льготных категорий граждан ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги льготного проезда на маршрутах.
Положениями подпункта 25 пункта 5 Правил организации транспортного обслуживания предусмотрено, что субсидии предоставляются в порядке, предусмотренном, в том числе, решением о бюджете города на текущий год, а также пункта 8 Решения N 9/4, в соответствии с которым субсидии производятся за счёт и в пределах средств, утвержденных в ведомственной структуре расходов бюджета.
Соответственно, отсутствие возможности предоставления транспортными организациями, не являющимися муниципальными, услуг по перевозке отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, с последующим возмещением затрат на предоставление таких услуг, обусловлено также отсутствием в Решении Думы от 13.12.2011 N 30/1 "О бюджете города Челябинска на 2012 год и на плановый период 2013 - 2014 годов" (далее - Решение о бюджете на 2012 год) положений, предусматривающих выделение из бюджета города Челябинска средств на предоставление немуниципальным транспортным организациям субсидий на возмещение затрат, возникающих в связи осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Из Решения о бюджете на 2012 год следует, что получателями субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием отдельным категориям граждан мер социальной поддержки являются только муниципальные транспортные предприятия.
Вместе с тем, постановлением Администрации от 27.11.2012 N 256-п утверждён "Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (далее - Порядок предоставления субсидий), в соответствии с пунктом 2 которого получателями субсидий являются перевозчики (юридические лица, индивидуальные предприниматели), принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и его ручную кладь в пункт назначения, осуществляющие меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду по внутримуниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска. Получатели субсидий должны иметь лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, терминалы системы электронного учёта, совместимой с действующими социальными картами, транспортными картами, персонифицированными социальными электронными картами для обеспечения безналичной оплаты проезда, фиксации поездок граждан, проезд которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрен на основании социальных карт, договор с организацией, осуществляющей сопровождение автоматизированной системы оплаты проезда.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления субсидий субсидия предоставляется на основании договора на предоставление субсидий, заключённого между получателем субсидии и главным распорядителем средств бюджета города.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий субсидия предоставляется в пределах утверждённых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год главными распорядителями средств бюджета города: Управлением социального развития Администрации города Челябинска; Управлением по делам молодежи Администрации города Челябинска; Управлением по делам образования города Челябинска.
Однако, Решением Думы от 18.12.2012 N 39/3 "О бюджете города Челябинска на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов" (далее - Решение о бюджете на 2013 год) не предусмотрено выделение из бюджета города Челябинска средств на предоставление немуниципальным транспортным организациям субсидий на возмещение затрат, возникающих в связи осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Из Решения о бюджете на 2013 год следует, что получателями субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием отдельным категориям граждан мер социальной поддержки являются только муниципальные транспортные предприятия.
Решением Думы от 10.12.2013 N 46/5 "О бюджете города Челябинска на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов" (далее - Решение о бюджете на 2014 год) не предусмотрено выделение из бюджета города Челябинска средств на предоставление немуниципальным транспортным организациям субсидий на возмещение затрат, возникающих в связи осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Из Решения о бюджете на 2014 год следует, что получателями субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием отдельным категориям граждан мер социальной поддержки являются только муниципальные транспортные предприятия.
Следовательно, действия Думы по предоставлению отдельным категориям граждан, указанным в Решениях N N 9/4, 22/11, права на льготный проезд по внутримуниципальным маршрутам, обслуживаемым только муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, по определению порядка проезда в пассажирском транспорте отдельных категорий граждан только для муниципальных предприятий пассажирского транспорта, а также по ограничению Решениями о бюджете на 2012, 2013 и 2014 годы круга получателей субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, могут привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, к созданию дискриминационных условий в указанной сфере и установлению для льготных категорий граждан (потребителей услуги) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги льготного проезда на маршрутах. Указанные действия Думы являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 5 и 8 названной нормы.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что антимонопольным органом обоснованно выдано Думе предписание об изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, путём исключения из пунктов 1, 2, 3, 4 Решения 9/4 положений, предусматривающих предоставление отдельным категориям граждан права на льготный проезд по внутримуниципальным маршрутам, обслуживаемым только муниципальными предприятиями пассажирского транспорта; из пункта 1 Решения 22/11 - положений, предусматривающих определение порядка проезда в пассажирском транспорте отдельных категорий граждан только для муниципальных предприятий пассажирского транспорта, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путём установления в решениях о бюджете города Челябинска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов возможности предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, транспортным организациям, обслуживающим внутримуниципальные маршруты регулярных перевозок, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Данная норма носит императивный (безусловный) характер, при этом доказывание факта ограничения конкуренции не требуется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 Решения N 9/4 Управление транспорта администрации г. Челябинска и муниципальные предприятия пассажирского транспорта наделены полномочиями по организации работы по обеспечению социальными картами жителя города Челябинска льготных категорий граждан.
Руководители образовательных организаций, которые осуществляют текущее руководство деятельностью образовательной организации, совместно с муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, Управлением транспорта Администрации города и Управлением по делам молодежи Администрации г. Челябинска наделены полномочиями по обеспечению оформления и выдачи социальных карт жителя города Челябинска льготным категориям граждан (пункт 7 Решения N 9/4).
Согласно подпункту 1 пункта 3 Решения N 22/11 Управление транспорта Администрации г. Челябинска и муниципальные предприятия пассажирского транспорта наделены полномочиями по организации работы по обеспечению отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых осуществляется за счёт средств федерального бюджета, едиными социальными проездными билетами, персонифицированными социальными электронными картами или временными электронными льготными проездными билетами.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.01.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) создание условий для предоставления транспортных услуг населения и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к вопросам местного значения.
Органы местного самоуправления вправе за счёт бюджетных средств в рамках решения вопросов местного значения и реализации мер социальной поддержки населения вводить социальные карты в целях учёта количества предоставленных льготникам услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования. Введение социальной карты необходимо органу местного самоуправления для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, поскольку такая форма позволяет реализовывать меры социальной поддержки путём обеспечения льготного проезда отдельных категорий граждан.
Отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области на неограниченный срок государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, регулируются Законом Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан".
Согласно части 3 статьи 3 указанного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по установлению права на меры социальной поддержки и выдаче документов о праве на указанные меры инвалидам войны, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, ветеранам труда Челябинской области, многодетным семьям, выдача документов о праве на меры социальной поддержки которым отнесена к компетенции органов государственной власти Челябинской области. В целях исполнения государственных полномочий, предусмотренных настоящей частью, органы местного самоуправления осуществляют прием заявлений граждан, сбор документов, являющихся основанием для установления статуса, формирование личных дел граждан, выдачу документов, проставление отметок в документы, ведение книг учёта, отчётной документации, организацию и ведение дифференцированного учета численности указанных категорий граждан.
Закон Челябинской области от 24.09.2009 N 465-ЗО "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счёт средств федерального бюджета" устанавливает дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счёт средств федерального бюджета, по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на территории Челябинской области. В соответствии с названным Законом проезд осуществляется на основании единого социального проездного билета или персонифицированной социальной электронной карты.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4 указанного Закона для осуществления проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) на территории Челябинской области граждане, указанные в статье 2 названного Закона, приобретают единый социальный проездной билет либо самостоятельно активируют персонифицированную социальную электронную карту в муниципальных образованиях, в которых введена электронная система учёта поездок, путем внесения денежных средств. В целях приобретения единого социального проездного билета или персонифицированной социальной электронной карты указанные граждане обращаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Челябинской области по месту жительства с документами, удостоверяющими личность и право на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Челябинской области от 30.09.2009 N 246-П "О мерах по реализации Закона Челябинской области "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета" главам муниципальных районов и городских округов Челябинской области рекомендовано определить уполномоченный орган, ответственный за продажу единых социальных проездных билетов и учёт проданных единых социальных проездных билетов, а также за выдачу и учёт персонифицированных социальных электронных карт.
На территории города Челябинска участие в реализации полномочий органов местного самоуправления и переданных в установленном законодательством порядке отдельных государственных полномочий в предоставлении льгот по проезду в транспорте, а также обеспечение реализации на территории города порядка проезда в пассажирском транспорте льготных категорий городского уровня относится к основным задачам Управления транспорта Администрации г. Челябинска в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 9 Положения об Управлении транспорта Администрации г. Челябинска, утверждённого Решением Думы от 26.10.2010 N 18/4 (т. 3 л.д. 87-92).
Системное толкование указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что организация работы по обеспечению социальными картами жителя города Челябинска льготных категорий граждан, обеспечение оформления и выдачи указанных карт должны осуществляться органами местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий.
Действия Думы по утверждению подпункта 1 пункта 6 и пункта 7 Решения N 9/4, подпункта 1 пункта 3 Решения N 22/11 в части наделения муниципальных предприятий пассажирского транспорта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что антимонопольным органом обоснованно выдано Думе предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, путём исключения: из пунктов 6, 7 Решения N 9/4 положений, предусматривающих наделение муниципальных предприятий пассажирского транспорта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа в части организации работы по обеспечению отдельных категорий граждан социальными картами жителя города Челябинска, оформления и выдачи данных карт отдельным категориям граждан; из пункта 3 Решения 22/11 -положений, предусматривающих наделение муниципальных предприятий пассажирского транспорта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа в части организации работы по обеспечению отдельных категорий граждан едиными социальными проездными билетами, персонифицированными социальными электронными картами или временными электронными льготными проездными билетами.
Постановлением Администрации от 05.05.2012 N 88-п утверждён Перечень внутримуниципальных автобусных маршрутов по маршрутной сети города Челябинска, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки. В соответствии с Перечнем меры социальной поддержки могут быть предоставлены исключительно на маршрутах, вошедших в данный перечень.
Указанным Постановлением отдельным категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, предоставляется право на получение преимуществ в оплате проезда только по внутримуниципальным маршрутам, включенным в Перечень, что ведёт к невозможности получения данными категориями граждан услуг льготного проезда на маршрутах, не включённых в Перечень, и, соответственно, приводит к установлению для приобретателей услуг (отдельных категорий граждан) ограничения на выбор поставщика услуги - перевозчика, осуществляющего обслуживание маршрута внутримуниципальной маршрутной сети, в зависимости от включения (не включения) данного маршрута в Перечень, что является нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Исследовав данный Перечень, суд пришёл к верному выводу о том, что отсутствие возможности (предоставленного права) приобретения услуг по перевозке пассажиров с предоставлением преимуществ по провозной плате на маршрутах, не включённых в Перечень, приводит, соответственно, к невозможности предоставления хозяйствующими субъектами, обслуживающими не включённые в Перечень маршруты, услуг льготного проезда данным категориям граждан с последующим возмещением затрат из средств бюджетов различного уровня, что создаёт дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности данными хозяйствующими субъектами на рынке внутримуниципальных пассажирских перевозок на территории города Челябинска по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими пассажирские перевозки на маршрутах, включенных в Перечень, что противоречит пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении спора судом установлено, что обслуживание данных маршрутов осуществляется муниципальным унитарным предприятием "Челябинский автобусный транспорт", которое в связи с установленными органами местного самоуправления ограничениями по возмещению расходов перевозчиков на предоставление муниципальных льгот являлось единственным лицом, подавшим заявку на участие в торгах.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что действия заявителей могут создавать необоснованные преимущества отдельным хозяйствующим субъектам (муниципальным предприятиям) при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке внутримуниципальных пассажирских перевозок на территории города Челябинска ввиду предоставления им исключительной возможности по оказанию услуг по перевозке отдельных категорий граждан, которым оказываются меры социальной поддержки, с последующим возмещением затрат по оказанию таких услуг из бюджетов различного уровня.
Кроме того, в соответствии с Положением, перевозка пассажиров по внутримуниципальным маршрутам города Челябинска осуществляется на основании договора, заключенного с уполномоченным органом по результатам проведения торгов. Таким образом, обслуживание каждого маршрута осуществляется одним хозяйствующим субъектом, ставшим победителем в соответствующем конкурсе. При этом предоставление услуг по перевозке отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, в силу Постановления возможно только на маршрутах, включённых в Перечень, что предоставляет хозяйствующим субъектам, обслуживающим данные маршруты, исключительное право на предоставление соответствующих услуг и ставит их в неравное (преимущественное) положение при осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с иными перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке пассажиров по иным внутримуниципальным маршрутам, не включённым в Перечень.
Таким образом, действия Администрации г. Челябинска по изданию постановления от 05.05.2012 N 88-п, в соответствии с которым предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан возможно только на внутримуниципальных маршрутах, включённых в Перечень, ведут к невозможности получения данными категориями граждан услуг льготного проезда на маршрутах, не включённых в Перечень, невозможности предоставления хозяйствующими субъектами, обслуживающими не включенные в Перечень маршруты, услуг льготного проезда данным категориям граждан с последующим возмещением затрат (недополученных доходов) из средств бюджетов различного уровня, приводят к установлению для приобретателей услуг (отдельных категорий граждан) ограничения на выбор поставщика услуги, создают дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности на рынке внутримуниципальных пассажирских перевозок на территории города Челябинска, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе подпунктам 5, 8 указанной нормы права.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о соответствии оспариваемых решения и предписаний антимонопольного органа нормам действующего законодательства.
Учитывая изложенное, суд правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, в связи с чем они не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Иная оценка подателями жалоб обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтами не приведено.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы подателей апелляционных жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб апелляционным судом не рассматривается, поскольку податели жалоб от её уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.03.2015 по делу N А76-24841/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Челябинска и Челябинской городской Думы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А.Малышева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24841/2014
Истец: Администрация города Челябинска, Челябинская городская Дума
Ответчик: Администрация города Челябинска, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
Третье лицо: Администрация г. Челябинска, Законодательное собрание Челябинской области, Комитет финансов Администрации города Челябинска, ООО "Южный", Правительство Челябинской области, Управление транспорта Администрации г. Челябинска, Челябинская городская Дума