г. Владимир |
|
18 мая 2015 г. |
Дело N А43-10336/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Максимовой М.А., Большаковой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2014 по делу N А43-10336/2014, принятое судьей Требинской И.В.,
по иску индивидуального предпринимателя Юрлова Николая Алексеевича, ИНН 523800001372, ОГРН 304522136300040, р.п. Шатки, Нижегородская область, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ОГРН 1045207492494, ИНН 5262133455, г. Нижний Новгород, третьи лица - Правительство Нижегородской области, г.Нижний Новгород, администрация Шатковского района Нижегородской области, администрация р.п. Шатки, государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", ИНН 5257056163, ОГРН 1025202393886, г. Нижний Новгород,
об исправлении кадастровой ошибки,
при участии от истца - индивидуального предпринимателя Юрлова Николая Алексеевича - Сидорова Н.Н. по доверенности от 31.01.2014 сроком действия три года;
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Индивидуальный предприниматель Юрлов Николай Алексеевич обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области об обязании ответчика исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:50:0110010:384, путем замены сведений о размере кадастровой стоимости 5 890 563 руб. 40 коп., исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 3 группой разрешенного использования (земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог) на кадастровую стоимость размером 275 341 руб. 46 коп., рассчитанную для земельного участка с 2 группой разрешенного использования (земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности); обязании ответчика исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:50:0110010:385, путем замены сведений о размере кадастровой стоимости 13 309 000 руб., исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 3 группой разрешенного использования (земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог) на кадастровую стоимость размером 622 100 руб., рассчитанную для земельного участка с 2 группой разрешенного использования (земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил обязать исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:50:0110010:384, путем замены сведений о размере кадастровой стоимости 5 890 563 руб. 40 коп., исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 3 группой разрешенного использования (земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог) на кадастровую стоимость размером 275 341 руб. 46 коп., рассчитанную для земельного участка с 5 группой разрешенного использования (земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, здания, сооружений); об обязании исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:50:0110010:385, путем замены сведений о размере кадастровой стоимости 13 309 000 руб., исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 3 группой разрешенного использования (земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог) на кадастровую стоимость размером 622 100 руб., рассчитанную для земельного участка с 5 группой разрешенного использования (земельные участки для размещения, эксплуатации, расширение и реконструкции строений, зданий, сооружений). Уточнение судом принято.
Решением от 26.12.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объеме, в иске к Управлению государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области отказал, в части взыскании 1200 руб. в счет возмещения расходов за удостоверение доверенности отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель указывает, что спорные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 52:50:0110010:359, сохранили разрешенное использование исходного земельного участка - для размещения объектов придорожного сервиса.
Пояснил, что сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены на основании постановления администрации Шатковского муниципального района Нижегородской области от 25.08.2010 N 679 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Указывает, что истец с заявлением об исправлении кадастровой ошибки в орган кадастрового учета не обращался.
Полагает, что при определении группы разрешенного использования спорных земельных участков не была и не могла быть допущена кадастровая ошибка.
Поступившим ходатайством просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель ИП Юрлова Н.А. в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Ответчики, третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиком, третьих лиц по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, индивидуальному предпринимателю Юрлову Николаю Алексеевичу принадлежит на праве собственности земельные участки с кадастровым номером 52:50:0110010:384, площадью 4426 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Шатковский район, р.п.Шатки, участок находится примерно в 490 м от ориентира по направлению на северо-восток. ориентир ул.Железнодорожная, д.6; с кадастровым номером 52:50:0110010:385, площадью 10 000 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Шатковский район, р.п.Шатки, участок находится примерно в 450 м от ориентира по направлению на северо-восток. ориентир ул.Железнодорожная, д.6.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков кадастровая стоимость определена в размере 5 890 563 руб. 40 коп. (в отношении участка с кадастровым номером 52:50:0110010:384) и 13 309 000 руб. (в отношении участка с кадастровым номером 52:50:0110010:385).
Кадастровая стоимость определялась в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 05.09.2011 N 700 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения вне границ населенных пунктов Нижегородской области".
При этом кадастровая оценка участков проводилась по 3 группе разрешенного использования -земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1330,9 рублей за 1 кв.м.
По пояснению истца, спорные участки не находятся в полосе отвода автомобильных дорог, что исключает возможность отнесения таких участков в 3 группе разрешенного использования.
Полагая, что имеет место кадастровая ошибка, предприниматель Юрлов Николай Алексеевич обратился к ответчику о разъяснении ситуации относительно установления кадастровой стоимости, в ответ на которое ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в письме от 27.03.2014 (л.д.30-32, том 1) сообщило, что наличие технической ошибки не выявлено, а действия органа кадастрового учета по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости участка могут быть обжалованы в установленном порядке.
По мнению предпринимателя Юрлова Н.А. несоответствие внесенных сведений в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости участка фактическим обстоятельствам и использованию участка, нарушает его права и законные интересы, в том числе как налогоплательщика земельного налога, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов (статья 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
На основании части 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о его кадастровой стоимости и дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пункту 2 которых государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N 316).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N 316).
Статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 названной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости является, в том числе воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.09.2011 N 700 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель промышленности и иного специального назначения Нижегородской области, определенные по состоянию на 1 января 2009 года, согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
Пунктом 2 указанного постановления определено, что во исполнение абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в целях реализации приказа Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения Нижегородской области по муниципальным районам (городским округам), определенные по состоянию на 1 января 2009 года, необходимые для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, в случаях изменения площади земельных участков, изменения видов разрешенного использования земельных участков, перевода земельных участков из одной категории в другую или отнесения земельных участков к определенной категории, а также в случаях отсутствия существующих земельных участков в приложении 1, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
В суде первой инстанции кадастровая палата пояснила, что поскольку спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет после даты, на которую определялась кадастровая стоимость (01.01.2009), размер кадастровой стоимости принадлежащих истцу участков определяется с учетом значения удельного показателя кадастровой стоимости соответствующей группы разрешенного использования.
В ходе государственной кадастровой оценки земель упомянутые земельные участки, принадлежащие истцу на праве собственности, отнесены к 3 группе разрешенного использования (земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог), исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1330,9 рублей за 1 кв.м.
Заявленные предпринимателем требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, такой спор, несмотря на то, что он возник в связи с действиями органов кадастрового учета, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Правовая позиция о необходимости разрешения таких споров по общим правилам искового производства отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ N 12651/11 от 15.12.2011.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, и является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется, исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Установление вида разрешенного использования земельного участка лишь для целей кадастрового учета без соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства не допускается. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 22.06.2011 Юрлов Н.А. приобрел земельный участок с кадастровым номером 52:50:0110010:359, категория земель "земли промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", с разрешенным использованием "для размещение объектов придорожного сервиса", площадью 14 426 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Шатковский район, р.п.Шатки, участок находится примерно в 450 м от ориентира по направлению на северо-восток. Ориентир ул.Железнодорожная, д.6
Впоследствии земельный участок разделен на 2 участка: с кадастровым номером 52:50:0110010:384, площадью 4426 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Шатковский район, р.п.Шатки, участок находится примерно в 490 м от ориентира по направлению на северо-восток. ориентир ул.Железнодорожная, д.6; с кадастровым номером 52:50:0110010:385, площадью 10 000 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Шатковский район, р.п.Шатки, участок находится примерно в 450 м от ориентира по направлению на северо-восток. ориентир ул.Железнодорожная, д.6.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, проведенной по состоянию на 01.01.2009, внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:50:0110010:384 - 5 890 563 руб. 40 коп. и участка с кадастровым номером 52:50:0110010:385 - 13 309 000 руб., исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 3 группы использования "земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог", что подтверждается актом определения кадастровой стоимости от 10.10.2011 (л.д.93).
Основанием для отнесения земельного участка к 3 группе явилось определение использования участка "под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог".
Вместе с тем из представленного в материалы дела письма ГКУ Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" от 21.02.2014 следует, что спорные земельные участки расположены за границами полосы отвода автомобильной дороги.
Кроме того, объекты дорожного сервиса указываются в 3 виде использования, в то время как разрешенное использование участков, принадлежащих истцу, определено как объекты придорожного сервиса.
Сторонами не оспаривается, что на участке расположен гараж для строительной техники, слесарное помещение, право собственности на которые не оформлено, на участке также располагается строительная техника.
На основании изложенного, проанализировав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки не отвечают критериям, необходимым для их отнесения к 3 группе использования "земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог", и не соответствуют фактическому использованию участков, они могут быть отнесены к 5 группе, включающей в себя земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, согласно которой удельный показатель кадастровой стоимости для соответствующих участков в Шатковском районе установлен в размере 62,21 руб. за 1 кв.м.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Исковые требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области правомерно оставлены без удовлетворения, данное лицо является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как не опровергающие законности принятого судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2014 по делу N А43-10336/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
М.А. Максимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10336/2014
Истец: Юрлов Н. А.
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Нижегородской области
Третье лицо: Администрация р. п. Шатки Шатковского района Нижегородской области, Администрация р. п.Шатки Шатковского района Нижегородской области, Администрация Шатковского района Нижегородской области, Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог", Правительство Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, судье Копнину С. Н.