г. Ессентуки |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А63-1519/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Сомова Е.Г. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Погосовой А.В., при участии от истца - индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Акаева Касбулата Бекмурзаевича: Кравцовой О.В. по доверенности от 12.05.2015; в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Акаева Касбулата Бекмурзаевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.01.2015 по делу N А63-1519/2014,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Акаев Касбулат Бекмурзаевич (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) о признании незаконным отказа министерства, выраженного в письме от 13.12.2013 N 8487/01, в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, площадью 1 414 385 кв. м, для расширения деятельности КФХ; обязать министерство принять решение и направить проект договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106.
Определением от 27.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО финансово-строительная компания "Гарант" (далее - общество).
Требования мотивированы необоснованностью отказа ввиду обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении участка для расширения своего хозяйства со всеми необходимыми документами.
Решением от 14.01.2015 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован невозможностью предоставления спорного земельного участка ввиду необходимости проведения в отношении данного участка работ по разделу спорного участка с последующим переводом соответствующей его части в категорию земель промышленности.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное исследование материалов дела и отсутствие доказательств наличия у общества исключительного права на пользование части испрашиваемого предпринимателем земельного участка, под которым расположены недра. По мнению предпринимателя, предоставление обществу земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду для разработки недр противоречит требованиям законодательства.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Выслушав пояснения представителя предпринимателя, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 02.12.2013 предприниматель (глава КФХ) в целях расширения своей деятельности обратился в министерство с заявлением о предоставлении ему сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир земли Балахновского психоневрологического интерната, расположенного на территории СПК-к "Нива"; почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Балахоновское, площадью 1 414 385 кв. м, категория: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Рассмотрев обращение, министерство отказало в предоставлении вышеуказанного земельного участка, направив в адрес заявителя письменное уведомление от 13.12.2013 N 8487/01. Отказ мотивирован несоответствием содержания заявления предпринимателя требованиям статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в связи с отсутствием обоснования размера испрашиваемого земельного участка.
Посчитав отказ в предоставлении земельного участка незаконным, нарушающим права заявителя и его законные интересы, предприниматель обратился в суд.
В силу с пункта 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).
Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности, действующее законодательство связывает с соблюдением установленной процедуры.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления (расширения) его деятельности определен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закон N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду), условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), срок аренды земельных участков, обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемое местоположение земельных участков.
По смыслу приведенной нормы в предоставлении земельного участка без торгов фермерскому хозяйству может быть отказано (земельный участок должен предоставляться по правилам статьи 34 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) и статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), если заявление не содержит обоснования необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нём площади) либо такое обоснование не соответствует содержанию приобщенных к нему документов.
Заявление от 02.12.2013 (т. 1 л. д. 192), с которым предприниматель (глава КФХ) в целях получения спорного участка обратился в министерство, не содержало обоснований размера испрашиваемого земельного участка, так же, как отсутствовала информация относительно числа членов фермерского хозяйства и видов его деятельности.
Оценив в соответствии со статьей 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, суд обоснованно заключил, что предприниматель при обращении в министерство не обосновал размеры испрашиваемого земельного участка, общая площадь которых является значительной (141,43 га), указанное не позволяло министерству принять решение о предоставлении земельного участка предпринимателю в аренду.
Довод жалобы о представлении всех необходимых документов для получения права на предоставление в аренду земельных участков судом отклоняется как противоречащий фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам на момент подачи заявления о предоставлении спорного участка в аренду.
Представленные в материалы дела документы, из которых видно, что хозяйство занимается выращиванием зерновых, зернобобовых, масличных культур, а также сахарной свёклы, дополнительным видом деятельности является и животноводство, представлены статистические данные о сборе урожая в указанные годы и сведения о количестве единиц сельскохозяйственной техники в автотракторном парке КФХ не могут быть приняты во внимание ввиду непредставления указанных документов при обращении с заявлением от 02.12.2013.
Вместе с тем из материалов дела видно, что Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю 16.09.2004 ООО ФСК "Гарант" выдана лицензия на право пользования недрами СТВ 00731 ТЭ на проведение геологоразведочных работ и разработку валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края, в 1 км северо-восточнее с. Балахоновского, сроком действия до 01.08.2024.
Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ставропольскому краю 11.09.2008 обществу выдан горноотводный акт N 182. Границы предоставленного заявителю участка недр приведены на плане горного отвода, приложенном к горноотводному акту.
Согласно части 2 статьи 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах, специальные федеральные законы; к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Порядок лицензирования пользования недрами установлен в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
В силу пункта 2.1 указанного Положения недра предоставляются в пользование на основании лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Поскольку недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона о недрах), пользование недрами невозможно без пользования земельным участком, в границах которого расположен горный отвод.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (пункт 2.2 статьи 30 ЗК РФ).
Поскольку ООО ФСК "Гарант" имеет лицензию на право проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края, общество обладает исключительным правом на пользование недрами в границах горного отвода, а также на предоставление ему соответствующего земельного участка.
В целях установления фактического местоположения границ горного отвода, предназначенного для разработки валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края, суд первой инстанции назначил по делу землеустроительную экспертизу. На разрешение перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
- находится ли в границах земельного участка с кадастровым номером N 26:15:000000:106 горный отвод, предназначенный для разработки Балахоновского-1 месторождения валунно-песчано-гравийной смеси (местоположение: Ставропольский край, Кочубеевский район), границы которого обозначены на прилагаемой к горноотводному акту (лицензия СТВ N 00731 ТЭ от 16.09.2004) копии топографического плана (т. 1 л.д. 180, 181) угловыми точками: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, имеющими координаты угловых пунктов?
N |
X |
Y |
|||
1 |
2837.13 |
4815.21 |
|||
2 |
2846.25 |
5816.11 |
|||
3 |
2918.25 |
5862.54 |
|||
4 |
3170.72 |
6853.85 |
|||
5 |
2526.88 |
7157.74 |
|||
6 |
2254.94 |
7257.91 |
|||
7 |
1986.06 |
6246.25 |
|||
8 |
1918.01 |
6028.19 |
|||
9 |
1677.88 |
5108.56 |
- находится ли горный отвод, предназначенный для разработки Балахоновского-1 месторождения валунно-песчано-гравийной смеси (местоположение: Ставропольский край, Кочубеевский район), границы которого обозначены на прилагаемой к горноотводному акту (лицензия СТВ N 00731 ТЭ от 16.09.2004) копии топографического плана (т. 1 л.д. 180, 181), в границах земельных участков с кадастровыми номерами N 26:15:050803:1, N 26:15:050803:2?
Согласно заключению НП "Центр независимых судебных экспертиз, криминалистики и права" от 30.10.2014 N 210-Э/2014, горный отвод, предназначенный для разработки Балахоновского-1 месторождения валунно-песчано-гравийной смеси (местоположение: Ставропольский край, Кочубеевский район), границы которого обозначены на прилагаемой к горноотводному акту (лицензия СТВ от 16.09.2004 N 00731 ТЭ) копии топографического плана и представленных координат поворотных точек, частично находится в границах единого землепользования с кадастровым номером 26:15:000000:106. Единое землепользование с кадастровым номером 26:15:000000:106 состоит из трех участков, два из которых находятся в границах горного отвода.
По смыслу положений статьи 25.1 Закона о недрах и статьи 88 ЗК РФ земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются только после оформления горного отвода (выдачи лицензии и определения границ горного отвода), утверждения проекта рекультивации земель.
В силу положений части 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что в существующем на момент рассмотрения спора виде земельный участок с кадастровым номером 26:16:000000:106 не может быть предоставлен главе КФХ для целей сельскохозяйственного производства, учитывая наличие у общества исключительного права на пользование недрами в границах горного отвода, занимающего часть спорного участка, относящегося в настоящий момент к категории "земли сельскохозяйственного назначения", по которому инициирована процедура перевода соответствующей его части в категорию земель промышленности.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
При этом перевод спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности должен предшествовать принятию решения о предоставлении участка в аренду. Данный вывод соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении ФАС СКО от 02.06.2011 по делу N А32-20022/2009.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал о недопустимости решения вопроса о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 в аренду без прохождения процедуры раздела и перевода его части в соответствующую категорию земель для последующего предоставления заинтересованным лицам.
Ссылка заявителя жалобы об отсутствии доказательств наличия у общества исключительного права на пользование части испрашиваемого предпринимателем земельного участка, под которым расположены недра, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку противоречит действующему законодательству ввиду того, что земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются только после оформления горного отвода (выдачи лицензии и определения границ горного отвода), утверждения проекта рекультивации земель. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования. Предоставление земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. При этом горный отвод обществом оформлен до обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право осуществлять в его границах пользование недрами.
Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых предусмотрены статьей 25.1 названного закона, согласно которой земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
При таких обстоятельствах нахождение в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 недр и наличие в связи с этим у общества оформленного горного отвода и, как следствие, права пользования соответствующими частями спорного земельного участка свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером 26:15:000000:106 в тех границах, в которых он сформирован и поставлен на кадастровый учет, не мог быть предоставлен крестьянскому хозяйству, и крестьянское хозяйство не обладало правом на получение в аренду именно этого земельного участка.
Доводы о наличии у крестьянского хозяйства приоритета в получении в аренду спорного земельного участка не принимаются. Формирование земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства должно производиться с учетом прав и законных интересов всех смежных землепользователей.
Кроме того, принимая во внимание подтвержденный материалами дела факт предоставления крестьянскому хозяйству для целей сельскохозяйственного производства земельных участков, договора аренды земельных участков, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предприниматель не лишен в результате действий министерства возможности осуществлять сельскохозяйственную деятельность.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований крестьянского хозяйства о признании незаконными действий министерства следует признать верным, поскольку данными действиями права и законные интересы заявителя не нарушены, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.01.2015 по делу N А63-1519/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1519/2014
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5039/15
20.05.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1543/14
31.12.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-1519/14
26.12.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-1519/14
19.05.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1543/14