г. Самара |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А65-22712/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оризонт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-22712/2013 (судья Нафиев И.Ф.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оризонт", г. Казань,
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Федеральное государственное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань,
общество с ограниченной ответственностью "РАФФ", г. Казань,
Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани, г. Казань,
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
общество с ограниченной ответственностью "РАФФ-Стройсервис", г. Казань,
общество с ограниченной ответственностью "Вега-5", г. Казань,
общество с ограниченной ответственностью "Имущественный комплекс - 1", г. Казань,
о признании незаконным бездействия, обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Оризонт" (далее - заявитель, общество, ООО "Оризонт") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Республике Татарстан) о признании незаконным бездействие, выразившееся в не совершении действий по формированию земельного участка и непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, занятого объектами нежилой застройки, принадлежащих на праве собственности ООО "Оризонт", расположенными по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Родина д.7; об обязании в месячный срок принять решение по обращению ООО "Оризонт" о формировании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, занятого объектами нежилой застройки, принадлежащих на праве собственности ООО "Оризонт", расположенными по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Родина д.7 (т.1 л.д. 3-5).
Определениями суда от 09.10.2013, от 03.12.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань, 2) Общество с ограниченной ответственностью "РАФФ", г.Казань, 3) Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани, г.Казань, 4) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г.Казань, 5) Общество с ограниченной ответственностью "РАФФ-Стройсервис", г.Казань, 6) Общество с ограниченной ответственностью "Вега-5", г.Казань, 7) Общество с ограниченной ответственностью "Имущественный комплекс - 1", г.Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 по делу N А65-22712/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д.97-101).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.136-139).
ТУ Росимущества в Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 06.08.2013 ООО "Оризонт" обратилось с заявлением к ТУ Росимущества в Республике Татарстан о сформировании и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, необходимого для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) объекта недвижимости (нежилое здание котельной с пристроем, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Родина, д.7.
В письме указано, что земельный участок площадью 10070 кв.м., с кадастровым номером 16:50:060406:0050, расположен по адресу: г.Казань, ул.Родина, д.7, и имеет объект недвижимости, принадлежащий ООО "Оризонт" на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 06.10.2009. На данном земельном участке присутствуют объекты недвижимости, находящиеся в пользовании других лиц (т.1 л.д.12-13).
Письмом от 03.09.2013 ТУ Росимущества в Республике Татарстан сообщило заявителю, что для решения вопроса о формировании земельного участка, необходимого для функционирования объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности ООО "Оризонт", специалисты ответчика записаны на прием в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан. По результатам данной встречи заявителю будет сообщено дополнительно.
По истечению месяца ответчиком не вынесено решение по поступившему заявлению общества, и действия по формированию земельного участка не предприняты.
Заявитель, считая данное бездействие ответчика не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (утратила силу с 01.03.2015) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Из материалов дела видно, что испрашиваемый ООО "Оризонт" земельный участок площадью 10070 кв.м. является федеральной собственностью, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.10.2006 года сделана запись о государственной регистрации N 16-16-01/209/2006-044. На данном земельном участке помимо объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности заявителя, расположены следующие здания и сооружения, что подтверждается актом проверки целевого, эффективного использования и сохранности указанного земельного участка от 23.11.2011 и справкой БТИ от 15.08.2011 N 11-14-0194: нежилое здание (контрольно-пропускной пункт с раздвижными воротами) - находится в собственности ООО "РАФФ-Стройсервис"; компрессорная станция - находится в собственности ООО "РАФФ-Стройсервис"; материально-технический склад с АБК - находится в собственности ООО "Имущественный комплекс-1"; автодороги площадью 2150 кв.м., внутренние кабельные сети, внутренний питьевой и противопожарный водопровод - находятся в собственности ООО "РАФФ".
Таким образом, на данный земельный участок имеются правопритязания третьих лиц, и для приобретения собственниками объектов недвижимого имущества прав на земельные участки в соответствии со статьей 36 ЗК РФ необходимо формирование самостоятельных земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 16:50:060406:50.
Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 года N 49 (с изменениями, внесенными Приказами Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2010 N 263, от 18.11.2010 N 332, от 31.01.2012 N 16), Территориальное управление не вправе самостоятельно принимать решения о разделе земельных участков. (т.1 л.д.48-51, 68-79).
Письмом от 08.12.2011 N 04/6528 ТУ Росимущества в Республике Татарстан просило Центральный аппарат Росимущества дать поручение на формирование, постановку на кадастровый учет, согласно приложенной схеме раздела и принятие решения на раздел земельного участка с кадастровым номером 16:50:060406:50 на 5 земельных участков: 1) земельный участок, площадью 121 кв.м., занятый нежилым зданием (контрольно-пропускной пункт с раздвижными воротами), находящимся в собственности ООО "РАФФ-Стройсервис"; 2) земельный участок, площадью 2005 кв.м., занятый автодорогами, внутренним питьевым и противопожарным водопроводом, наружными сетями и сетями телефонизации, внутренними кабельными сетями, находящиеся в собственности ОАО "РАФФ"; 3) земельный участок, площадью 129 кв.м., занятый частью здания склада цемента с компрессорной, находящимся в собственности ООО "РАФФ-Стройсервис"; 4) земельный участок, площадью 138 кв.м., занятый частью здания материально-технического склада с пристроенным административно-бытовым корпусом, находящегося в собственности ООО "Имущественный комплекс-1"; 5) земельный участок, площадью 7676 кв.м., занятый нежилым зданием (котельная) с пристроем, находящимся в собственности ООО "Оризонт".
Однако пакет документов возвращен Центральным аппаратом (Исх. N ПП-10/4506 от 16.02.2012), ввиду того, что образуемые из земельного участка с кадастровым номером 16:50:060406:50 земельные участки N 1, 2, 3 и 4 относятся также к земельному участку с кадастровым номером 16:50:060406:57, в связи с чем, в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указанное замечание подлежит исправлению в государственном кадастре недвижимости как ошибка в сведениях о земельном участке (т.1 л.д.83-84).
Для исправления кадастровой ошибки ТУ Росимущества в Республике Татарстан заключен государственный контракт на выполнение работ по землеустройству.
В связи с этим для исправления кадастровой ошибки по заказу ТУ Росимущества в Республике Татарстан кадастровым инженером ООО ПКФ "Терра" Пулей О.В. подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 16:50:060406:57, расположенного по адресу г.Казань, ул.Родина, участок 7 (т.1 л.д.87-99).
Как видно из межевого плана, при выполнении данных кадастровых работ установлено, что суть кадастровой ошибки заключается в ошибочном внесении в государственный кадастр недвижимости данных о местоположении 2 смежных земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060406:50 и 16:50:060406:57, то есть кадастровая ошибка была допущена при образовании земельного участка с кадастровым номером 16:50:060406:57 из исходного земельного участка с кадастровым номером 16:50:060406:7, а именно с наложением на земельный участок 16:50:060406:50, который был внесен в ГКН ранее (т.1 л.д.94-98).
Письмом от 25.09.2013 N 04/5516 ТУ Росимущества в Республике Татарстан направило данный межевой план для подписания в адрес ООО "РАФФ", на что последнее письмом от 10.10.2013 N 840 сообщило об отказе в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 16:50:060406:57 со своим обоснованием (т.1 л.д.100-113).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно пункту 3 статьи 20 названного Закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39 названного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 40 данного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В связи с отказом всех заинтересованных лиц в согласовании местоположения границ образуемого земельного участка, ТУ Росимущества в Республике Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением от 08.11.2013 для решения данного вопроса (т.1 л.д.114-119).
Арбитражным судом Республики Татарстан по данному исковому заявлению возбуждено производство по делу N А65-26165/2013, назначена и проведена, в том числе судебная экспертиза по вопросам определения границ земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:060406:50 и 16:50:060406:57.
По результатам рассмотрения спора, определением от 05.11.2014 заявление судом оставлено без рассмотрения на основании пункта 9 части 1 статьи 148 АПК РФ (т.1 л.д.135-137).
Данное определение вступило в законную силу 15.01.2015.
ТУ Росимущества в Республике Татарстан в связи с этим вновь обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о признании границ земельного участка с кадастровым номером 16:50:060406:57, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Родина, уч. 7, согласованными с учетом межевого плана в связи с исправлением кадастровой ошибки.
Арбитражным судом Республики Татарстан по данному исковому заявлению возбуждено производство по делу N А65-29751/2014.
Как видно из заявленного предмета по настоящему делу, заявитель просит признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Республике Татарстан, выразившееся в не совершении действий по формированию земельного участка и непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, занятого объектами нежилой застройки, принадлежащих на праве собственности ООО "Оризонт".
Предварительно заявитель обратился с этим заявлением 06.08.2013 к ответчику с приложением документов (т.1 л.д.12-13).
Судом первой инстанции исследованы данные документы, приложенные к материалам дела (т.1, т.2).
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения данным решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В обоснование возражений ТУ Росимущества в Республике Татарстан представлены вышеперечисленные доказательства: ответ от 03.09.2013 на заявление общества, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок N 16:50:060406:0050; акт проверки целевого, эффективного использования и сохранности земельного участка с кадастровым номером 16:50:060406:50, площадью 10 070 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Родины, д.7, от 23.11.2011; схема размежевания земельного участка N 16:50:060406:50 от 15.08.2011; письмо ТУ Росимущества в Республике Татарстан от 08.12.2011 N 04/6528; письмо Федерального управления государственным имуществом (Росимущество) от 16.02.2012 N ПП-10/4506 "О разделе земельного участка"; справка N 11-14-0194 от 15.08.2011 отделения по геодезической деятельности Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Республике Татарстан; доказательства выполнения работ по землеустройству с целью проведения государственного кадастрового учета земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности от 25.07.2012, межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 16:50:060406:57, расположенного по адресу г.Казань, ул.Родина, участок 7, в связи с исправлением кадастровой ошибки; направление данного межевого плана для подписания в адрес ООО "РАФФ"; обращения с исковыми заявлениями в Арбитражный суд РТ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что в месячный срок со дня поступления заявления от 06.08.2013 ТУ Росимущества в Республике Татарстан должен был принять соответствующее решение в соответствии со статьями 28, 29, пунктов 1, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ.
Как видно из заявления от 06.08.2013, заявитель обратился с заявлением о формировании земельного участка и утверждении схемы его расположения, а не о предоставлении в собственность (или на праве аренды) земельного участка.
Учитывая представленные ТУ Росимущества в Республике Татарстан доказательства, суд первой инстанции установил, что материалами дела не подтверждается факт бездействия ТУ Росимущества в Республике Татарстан, выразившегося в не формировании земельного участка под объектом недвижимости ООО "Оризонт" и постановки вновь образованного земельного участка на кадастровый учет.
Суд первой инстанции правильно указал, что ТУ Росимущества в Республике Татарстан предприняты все зависящие от него действия по поступившему заявлению от 06.08.2013, права заявителя при этом не нарушены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции предоставлена ООО "Оризонт" отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы, поэтому подлежит взыскать с ООО "Оризонт" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 февраля 2015 года по делу N А65-22712/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оризонт" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Оризонт" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22712/2013
Истец: ООО "Оризонт", г. Казань
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани, г. Казань, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, ООО "Вега-5", г. Казань, ООО "Имущественный комплекс - 1", г. Казань, ООО "РАФФ", г. Казань, ООО "РАФФ-Стройсервис", г. Казань, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, ГУП "Управление почтовой связи "Татарстан почтасы"