г. Хабаровск |
|
21 мая 2015 г. |
А73-17180/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "СтройЭксперт": Курбанова В.В., Дружинина А.С.;
от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: Леоновой Н.В.;
от Администрации города Хабаровска: Ивановой Ю.В.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройЭксперт"
на решение от 19.02.2015 по делу N А73-17180/2014
Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СтройЭксперт"
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края
о признании незаконным отказа в формировании земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройЭксперт" (ОГРН 1132724011551, ИНН 2724183881; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Хабаровского края (далее - министерство, уполномоченный орган), изложенного в письме от 10.11.2014 N 1-11-11071, и об обязании продолжить формирование земельного участка для строительства капитального объекта - административного здания с ориентировочной площадью 10 000 кв. м, расположенного в 11 м по направлению на юг от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира г.Хабаровск, ул.Специалистов, д. 63, с предварительным согласованием места размещения объекта, по заявлению ООО "СтройЭксперт" за N 17268 от 02.09.2014.
К участию в деле привлечена Администрация города Хабаровска (далее - администрация).
Решением суда от 19.02.2015 в удовлетворении требования отказано ввиду соответствия оспариваемого отказа действующему законодательству.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неполное выяснение всех обстоятельств спора, а также неправильное применение норм материального права.
В заседании суда второй инстанции от 28.04.2015 представители заявителя на своих доводах настаивали, просили решение суда отменить.
Представитель администрации выразила согласие с судебных актом за исключением вывода, что министерство не обладает функцией по формированию земельных участков.
Представитель уполномоченного органа, решение которого является предметом спора, участие в судебном заседании не приняло, что послужило основанием для отложения судебного разбирательства.
После отложения представители участников спора на своих требованиях настаивали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав всех участников, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 02.09.2014 общество обратилось в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением на организацию работы по формированию земельного участка для строительства капительного объекта с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного примерно в 11 м по направлению на юг от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира г.Хабаровск, ул.Специалистов, д.63, площадью 10 000 кв. м.
05.09.2014 министерство направило администрацию города Хабаровска заявление общества для рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка.
31.10.2014 уполномоченный орган повторно направил заявление общества в администрацию.
30.10.2014 Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска письмом N 01-40/13274 информировал министерство о невозможности формирования земельного участка, поскольку испрашиваемый участок частично накладывается на ранее учтенные земельные участки, и кроме того, площадь свободного земельного участка составляет 2 978,8 кв.м, что не соответствует заявленной площади 4 000 кв.м. под здание и 6 000 кв.м. под гостевую автостоянку, озеленение.
На основании данного ответа министерство 10.11.2014 уведомило заявителя о невозможности обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка, не согласившись с которым ООО "СтройЭксперт" обратилось в арбитражный суд.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда.
В силу статьи 31 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган по такому заявлению обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", уполномоченным органом Правительства Хабаровского края по распоряжению неразграниченными земельными участками в целях капитального строительства является Министерство имущественных отношений Хабаровского края.
В силу пунктов 2.1, 2.3, 2.4 Порядка, утвержденного названным постановлением, граждане и юридические лица обращаются с заявлениями в министерство, которое направляет соответствующее обращение в администрацию города Хабаровска об обеспечении выбора земельного участка, снабжении земельного участка объектами инженерно-технического обеспечения, техническими условиями и информацией о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о представлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в объеме, необходимом для формирования (в том числе для постановки на государственный кадастровый учет) земельного участка. В случае получения информации о наличии прав третьих лиц (в том числе о зарегистрированных правах) на объекты недвижимости министерство уведомляет заявителя о невозможности дальнейшего формирования земельного участка с обоснованием причин.
Таким образом, Министерство имущественных отношений Хабаровского края направляет запросы о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, а также на наличие у органа местного самоуправления иной информации, препятствующей проведению процедуры организации выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, также решение о возможности (невозможности) обеспечения выбора земельного участка.
Следовательно, возражение администрации города о том, что уполномоченным органом в спорных отношениях является именно министерство, признается обоснованным. Вместе с тем, поскольку это не повлияло на существо рассмотренного спора, то не принимается во внимание судебной инстанции.
Проверяя обоснованность довод общества, апелляционный суд соглашается с арбитражным судом о законности оспариваемого решения министерства от 10.11.2014.
По материалам дела судебной коллегией установлено, что обращаясь за предоставлением земельного участка площадью 10 000 кв. м., общество просило предоставить ему определенный земельный участок указанного размера в указанном месте (определен адресно и на схеме).
Из письма Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска от 30.10.2014, подготовленного на основании пункта 3.1 Порядка N 85-пр, администрация уведомила министерство о невозможности формирования земельного участка, поскольку испрашиваемый участок частично накладывается на ранее учтенные земельные участки; кроме того, площадь свободного земельного участка составляет 2 978,8 кв.м, что не соответствует заявленной площади 4 000 кв.м. под здание и 6 000 кв.м. под гостевую автостоянку, озеленение.
При таких условиях у органа не было возможности в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать обществу другие варианты посредством изменения места расположения испрашиваемого земельного участка и (или) изменения площади испрашиваемого участка, в том числе ее уменьшения, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 727/13.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что министерство осуществило мероприятия по выбору земельного участка, и у него имелись правовые основания для отказа обществу в осуществлении выбора и предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, соответствует действующему законодательству и установленным судом обстоятельствам.
Довод общества о том, что каталог координат, имеющийся в материалах настоящего дела и заверенный Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, изготавливался не заявителем, не принимается во внимание второй инстанции, поскольку это фактически не опровергает основания для правомерного отказа в выборе испрашиваемого земельного участка в связи с наложением ранее учтенных земельных участков и невозможностью обеспечения запрашиваемых размеров территории для строительства здания с его инфраструктурой.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда второй инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.02.2015 по делу N А73-17180/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СтройЭксперт" излишне уплаченную по платежному поручению от 18.03.2015 N 31 государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17180/2014
Истец: ООО "СтройЭксперт"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Хабаровского края
Третье лицо: Администрация города Хабаровска