Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2015 г. N Ф05-9392/15 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А40-102432/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Бекетовой И.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15
апелляционную жалобу ООО "Миранда"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2015
по делу N 40-102432/14, принятое судьей Сизовой О.В. (84-859)
по заявлению ООО "МИРАНДА"
(ОГРН 1107746671427, Москва, ул. Авиамоторная, дом 44, стр.1)
к 1) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, 2) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
третьи лица: 1) Департамент городского имущества г. Москвы, 2) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, 3) Национальный совет по оценочной деятельности,
4) Российское общество оценщиков, 5) Правительство Москвы
о признании незаконным решения от 25.04.2014 N 51-285/2014.
при участии:
от заявителя: Пацюра А.А. по дов. от 01.01.2015,
Куклева Е.В. по дов. от 10.04.2015;
от ответчиков: 1) не явился, извещен, 2) Велиев М.Н. по дов. от 30.12.2014;
от третьих лиц: 1) Решетников Д.К. по дов. от 30.12.2014,
2-4) не явились, извещены, 5) Решетников Д.К. по дов. от 01.09.2014.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2015 отказано в удовлетворении заявления ООО "Миранда" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным решения от 25.04.2014 N 51-285/2014 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в г.Москве при территориальном органе в г.Москве; обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в г.Москве при территориальном органе в г.Москве принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:02:0024024:13 в размере его рыночной стоимости - 177 352 498 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование этого указывается, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительного права собственности на этот объект. Считает, что отчет соответствует требованиям законодательства и рыночная стоимость земельного участка, указанная в отчете оценщика, является достоверной.
По мнению заявителя, представление документов, подтверждающих существенное превышение размера арендной платы, взимаемой частными собственниками в аналогичных условиях, а также представление доказательств того, что изменение размера арендной платы из-за увеличения кадастровой стоимости арендованного им земельного участка привело к возникновению у заявителя убытков, действующим законодательством при рассмотрении настоящего спора не предусмотрено.
Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика - Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве и третьих лиц - Департамента городского имущества г. Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве в судебном заседании, поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства Москвы в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Миранда" на праве аренды принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения: площадью 2 281 кв.м., кадастровый номер 77:02:0024024:13, расположенный по адресу: РФ, г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 12 (договор аренды от 27.10.2000 N М-02-016118, дополнительные соглашения от 11.05.2011, от 02.08.2011 к договору аренды от 27.10.2000 N М-02-016118).
Государственная кадастровая оценка земель города Москвы осуществлена по состоянию на 01.01.2013. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в г. Москве утверждены постановлением правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы". В результате государственной кадастровой оценки земель установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 - 244 676 756, 92 рубля.
В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее - Комиссия) поступило заявление ООО "Миранда" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13.
Заявление подано в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ (далее - Закон об оценочной деятельности) на основании установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 рыночной стоимости в размере 177 352 498 руб., определенных по состоянию на 01.01.2013 на основании отчета об оценке от 05.03.2014 N1-6161-О/2014, подготовленного ООО "Институт оценки и управления собственностью".
Заявление ООО "Миранда рассмотрено на заседании Комиссии 25.04.2014, в ходе заседания составлялся протокол. Членами Комиссии принято решение от 25.04.2014 N 51-285/2014 об отклонении заявлении Общества.
Заявитель, посчитав решение от 25.04.2014 N 51-285/2014 незаконным, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В силу п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу положений ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
Из материалов настоящего дела следует, что заявитель обратился в суд с заявлением, поданным в порядке Главы 24 АПК РФ.
Оспариваемое решение Комиссии проверено судом на соответствие положениям Закона об оценочной деятельности.
Как следует из текста оспариваемого решения Комиссии, при рассмотрении представленных документов установлено, что фактическое использование земельного участка с кадастровым N 77:02:0024024:13 не соответствуют установленному виду разрешенного использования. В связи с чем, заявителю было рекомендовано обратиться в ДГИ г. Москвы по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Выяснение вопроса об отнесении земельных участков исполнителем работ (оценщиком) к определенной группе видов разрешенного использования, подлежит выяснению с привлечением соответствующего лица и не в рамках дела об оспаривании решения комиссии.
Рассмотрение арбитражным судом заявлений об оспаривании решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной стоимости объекта недвижимости.
При этом судом первой инстанции правомерно принято во внимание то обстоятельство, что рыночная стоимость 1 кв.м. с учетом площади земельного участка с кадастровым номером N 77:02:0024024:13 (2 281 кв.м.) составляет 177 352 498 руб., что значительно ниже удельного показателя данного земельного участка, равного 244 676 756, 92 рубля., установленного в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП.
В 2013 году в Комиссию не поступало заявлений ООО "Миранда" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13.
Из материалов дела усматривается, что заявленные обществом требования по сути имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, определенную отчетом оценщика от 05.03.2014 N 1-6161-О/2014, согласно которому рыночная стоимость указанного участка составляет 177 352 498 руб.
Вместе с тем, как верно указано в решении суда первой инстанции, доказательств обращения в Комиссию с заявлением на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, так же не представлены.
Заявитель не оспаривает саму процедуру проведения работ в 2013 году по государственной кадастровой оценке земель города Москвы, не оспаривает Отчет о государственной кадастровой оценке, подготовленный по результатам данных работ.
Арендная плата за государственный участок является нормативно регулируемой ценой. Право установления размера арендной платы в данном случае в силу ст. 65 Земельного кодекса РФ принадлежит Правительству Москвы.
Также заявителем не доказано, что размер арендной платы, установленный с 01.01.2013 за арендуемые им участки, существенно превышает размер арендной платы, взимаемой частными собственниками в аналогичных условиях.
В соответствии со ст. 3 Закона об оценочной деятельности, для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих факт того, что спорный земельный участок подлежит отчуждению на открытом рынке в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Судебная коллегия, соглашается с доводом заявителя о том, что действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительного права собственности на этот объект.
Вместе с тем, данное обстоятельство не повлекло принятие судом первой инстанции правильного по существу решения, исходя из предмета заявленных требований.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, правомерен.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2015 по делу N 40-102432/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102432/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2015 г. N Ф05-9392/15 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "МИРАНДА"
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра в Москве, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, Управление Росреестра по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по городу Москве
Третье лицо: ДГИМ, Департамент городского имущества города Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности, НСОД, Правительство Москвы, РОО "Содействие развитию науки и "Перспектива", Российское общество оценщиков, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9392/15
17.05.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14639/17
10.02.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-102432/14
05.09.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32178/16
03.08.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9392/15
19.05.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9920/15
26.01.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-102432/14