г. Москва |
|
04 августа 2017 г. |
Дело N А40-102432/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Дзюбы Д.И., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МИРАНДА" - не явился, извещен,
от заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве - не явился, извещен,
Правительства Москвы - не явился, извещен,
от третьих лиц - Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен,
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве - не явился, извещен,
Национального совета по оценочной деятельности - не явился, извещен,
Российского общества оценщиков - не явился, извещен,
рассмотрев 03 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 10 февраля 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 17 мая 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-102432/14,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИРАНДА"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Правительству Москвы
о признании незаконным решения,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, Национальный совет по оценочной деятельности, Российское общество оценщиков
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражной суда города Москвы от 26 января 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда 16 мая 2015 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Миранда" (далее - общество, заявитель) к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Комиссия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании незаконным решения Комиссии от 25.04.2014 N 51-285/2014 и обязании Комиссии принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:02:0024024:13 в размере его рыночной стоимости - 177 352 498 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013, было отказано.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Национальный совет по оценочной деятельности, Российское общество оценщиков, Правительство Москвы.
Постановлением от 03.08.2015 Арбитражного суда Московского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы общества указанные выше судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение с указаниями на неправильное применение норм материального права и необходимость оценки представленных истцом в материалы дела доказательств, а также рассмотрения вопроса о проведении по делу судебной экспертизы по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимостью, определенной по состоянию на 01.01.2013.
При новом рассмотрении истец уточнил свои требования и просил, учитывая результаты проведенной по делу судебной экспертизы, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 площадью 2 281 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 12, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013, в размере 157 037 000 руб., а также просил датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 07.04.2014, и что установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Определением суда первой инстанции от 31.05.2016 производство по делу прекращено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда 05.09.2016 N А40-102432/14 определение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2016 по делу N А40-102432/2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2017 требования заявителя были удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда 17.05.2017 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы подали кассационную жалобу, в которой просят судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Участвующие в деле лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не находит.
Как установлено судами, общество является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения: площадью 2 281 кв.м, кадастровый номер 77:02:0024024:13, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 12 на основании договора аренды от 27.10.2000 N М-02-016118, дополнительных соглашений от 11.05.2011, от 02.08.2011 к нему, заключенного с Департаментом земельных ресурсов города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
В рамках полномочий, предоставленных статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013, в силу которых кадастровая стоимость указанного выше земельного участка с 01.01.2014 составила 244 676 756,92 руб.
В целях обжалования результатов определения кадастровой стоимости общество 04.04.2014 обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 и установлении его рыночной стоимости в размере 177 352 498 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013 на основании отчета об оценке от 05.03.2014 N 1-1616-О/2014, подготовленного ООО "Институт оценки и управления собственностью".
Решением Комиссии от 25.04.2014 N 51-285/2014 в удовлетворении заявления было отказано. При этом ни представленный обществом отчет об оценке от 05.03.2014 N 1-1616-О/2014, ни положительное экспертное заключение от 14.03.2014 N 728/2014, подготовленное Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" оценки Комиссии не получили.
Полагая, что данный отказ незаконен, общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Так, в силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", подлежит определению на дату установления кадастровой стоимости. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции на дату подачи заявления - 04.04.2014) прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Таким образом, с учетом указанных выше положений, фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.
На дату принятия решения суда (26.01.2015) вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ, согласно которым решения комиссии могут быть оспорены юридическими лицами в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как следует из материалов дела, общество представило отчет об оценке от 05.03.2014 N 1-1616-О/2014, подготовленный ООО "Институт оценки и управления собственностью", о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что его кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, а также положительное экспертное заключение от 14.03.2014 N 728/2014, подготовленное Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", согласно которому указанный отчет соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ и Федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 26 апреля 2016 года, проведенной судом при новом рассмотрении дела, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0024024:13 по состоянию на 01 января 2013 года по результатам судебной экспертизы составляла 157 037 000 рублей.
Суды указали, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации: экспертом проанализирован рынок земельных участков в районах идентичных району расположения объекта оценки; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 01 января 2013 года.
При рассмотрении дела ни ответчики, ни другие лица, участвующие в деле, не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка, определенная по результатам проведенной по делу судебной экспертизы, является иной и определена экспертом с нарушением законодательства об оценочной деятельности.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы возражений на иск и апелляционной жалобы, получили надлежащую правовую оценку судов, с которой судебная коллегия согласна.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда о применении норм права соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В свою очередь у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационных жалоб, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2017 года по делу N А40-102432/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.