г. Самара |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А65-22315/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 13 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета МО города Казани" г.Казань
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2015 года по делу N А65-22315/2014 (судья Ситдиков Б.Ш.),
принятое по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г.Казань, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета МО города Казани" г.Казань, г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Арслан", г.Казань, о признании решения и предписания недействительными от 21.08.2014 года по делу N 06-334/2013,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета МО города Казани" г.Казань (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Арслан" (далее - третье лицо), о признании решения и предписания от 21.08.2014 года по делу N 06-334/2013 недействительными.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявители подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылаются на неполное выяснение судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права, считают, что в действиях заявителей отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, договоры аренды пролонгированы на основании ст. 22 Земельного кодекса РФ, ст. 621 Гражданского кодекса РФ.
По мнению подателя жалобы вывод антимонопольного органа о необходимости заблаговременной публикации в СМИ информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления пролонгировать договоры аренды на земельные участки является ошибочным, не подтвержденным нормами закона.
Заявители считают, что ООО "Арслан", являясь собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, обладает не только преимущественным правом заключения нового договора, в соответствии со ст. 22 ЗК РФ, но и исключительным правом на приобретение земельного участка по ст. 36 ЗК РФ.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В адрес УФАС по РТ поступило обращение по факту незаконного выделения земельных участков ООО "Арслан" под магазины сети "Августина" на территории города Казани.
По итогам рассмотрения обращения, а также изучения представленных Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани документов, антимонопольным органом установлено, что на территории муниципального образования город Казань, в настоящий момент расположен 61 объект торговой сети "Августина", из представленных копий документов выявлено что часть торговых объектов сети "Августина" размещены без соответствующей разрешительной документации (возведены самовольно).
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления.
Частью 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Реализация права хозяйствующих субъектов на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов местного самоуправления являются важнейшими условиями функционирования органов местного самоуправления. Без доступа к информации хозяйствующие субъекты лишаются возможности участия в процедуре предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду, что приводит к ограничению конкуренции и противоречит основным целям опубликования информации о предоставлении земельного участка в аренду, которые заключаются в информировании населения и привлечении наибольшего количества лиц, имеющих намерение получить данный земельный участок в аренду.
Градостроительным уставом г. Казани предусмотрено, что торговые объекты являются основными разрешенными видами использования земельных участков для любой территориальной зоны, за исключением зон Р1, Р2, Р3, СХ, при условии, что их размещение осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и решениями Казанской городской Думы, регулирующими порядок размещения таких объектов.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, УФАС по РТ усмотрел в действиях Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани" признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в предоставлении ООО "Арслан" необоснованного преимущества по размещению объектов торговли на территории муниципального образования города Казани, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ответчиком по результатам рассмотрения дела N 06-334/2013 решением от 21.08.2013 г. заявители признаны нарушившими ст. 15 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения заявителям выдано предписание о прекращении нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции, а именно: Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани и МКУ "Комитета имущественных и земельных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" не позднее 50 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) предписано прекратить нарушение статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: 1.1 принять меры, направленные на организацию демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных торговых объектов на территории муниципального образования г. Казани, выявленных по результатам обследования земельных участков: - акт обследования земельного участка N 637 от 02.07.2014 г. - акт обследования земельного участка N 639 от 02.07.2014 г. - акт обследования земельного участка N 640 от 02.07.2014 г. - акт обследования земельного участка N 641 от 02.07.2014 г. - акт обследования земельного участка N 646 от 02.07.2014 г. - акт обследования земельного участка N 403 от 22.07.2014 г. - акт обследования земельного участка N 404 от 22.07.2014 г. - акт обследования земельного участка N 702 от 22.07.2014 г. - акт обследования земельного участка N 703 от 22.07.2014 г. - акт обследования земельного участка N 704 от 22.07.2014 г. 1.2. принять меры по приведению договорных отношений по земельным участкам, предоставленным по договорам аренды, в соответствие с законодательством РФ: - договор аренды N1451 от 14.08.2003 г. - договор аренды N1302 от 27.03.1997 г. -договор аренды N5645 от 14.12.2001 г. -договор аренды от 01.12.2003 г. учетный номер 9003. -договор аренды от 14.04.2003 г. учетный номер 7653. -договор аренды от 03.09.2002 г. учетный номер 6733. О выполнении пункта 1 Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Заявители, полагая, что вынесенные ответчиком ненормативные акты противоречат закону и нарушают их права, обратились с заявлениями в суд.
В обоснование заявленных требований указали, что Исполнительным комитетом постоянно ведется работа по выявлению самовольно установленных объектов движимого имущества с дальнейшим направлением материалов в Администрации районов города. Также заявители считают, что ООО "Арслан", являясь собственником объекта недвижимости, расположенным на земельном участке, обладает не только преимущественным правом заключения нового договора в соответствии со ст. 22 ЗК РФ, а исключительным правом приобретения земельного участка по ст. 36 ЗК РФ.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Общественные отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели регулируются нормами Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции").
Не допускаются действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с Предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственные: внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ч.2 ст. 1 целями ФЗ "О защите конкуренции" являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Из материалов дела усматривается, что на территории муниципального образования город Казань в настоящий момент расположен 61 объект торговой сети "Августина", часть торговых объектов сети "Августина" размещена без соответствующей разрешительной документации (возведены самовольно): актом обследования земельного участка N 637 от 02.07.2014 г. установлено, что на земельном участке площадью 80 м2, расположенном по аресту г. Казань, Советский район, пр. Победы вблизи дома N222 неизвестными лицами самовольно установлен торговый павильон с вывеской "Августина"; актом обследования земельного участка N 639 от 02.07.2014 г. установлено что на земельном участке площадью 45 м2, расположенном по адресу г. Казань, Советский район, ул. Ак. Губкина вблизи дома N4 неизвестными лицами самовольно установлен торговый павильон с вывеской "Августина"; актом обследования земельного участка N 640 от 02.07.2014 г. установлено что на земельном участке площадью 80 м2, расположенном по адресу г. Казань, Советский район, ул. Даурская вблизи дома 26 неизвестными лицами самовольно установлен торговый павильон с вывеской "Августина"; актом обследования земельного участка N 641 от 02.07.2014 г. установлено, что на земельном участке площадью 35 м2, расположенном по адресу г. Казань, Советский район, ул. Даурская вблизи дома 36, неизвестными лицами самовольно установлен торговый павильон с вывеской "Августина"; актом обследования земельного участка N 646 от 02.07.2014 г. установлено что на земельном участке площадью 20 м2, расположенном по адресу г. Казань, Советский район, ул. Н. Ершова вблизи дома 36 неизвестными лицами самовольно установлен торговый павильон с вывеской "Августина"; актом обследования земельного участка N 403 от 22.07.2014 г. установлено что на земельном участке площадью 72 м2 с кадастровым номером 16:50:070647:108 по ул. Мавлютова, установлен сборно-разборный торговый объект на основании постановления главы Администрации г. Казани N576 от 14.12.2001. В настоящее время на данном земельном участке построен торговый комплекс, собственником которого является ООО "Арслан". С выездом на место установлено что торговый комплекс занимает площадь 140 м2, т.е. ООО "Арслан" самовольно захватило 68 м2 муниципальной земли; актом обследования земельного участка N 404 от 22.07.2014 г. установлено что на земельном участке площадью 40 м2 с кадастровым номером 16:50:070519:3 по Оренбургскому тракту, установлен торговый объект на основании постановления главы Администрации г. Казани N351 от 04.03.1997. В настоящее время на данном земельном участке построен торговый комплекс, собственником которого является ООО "Августина". С выездом на место установлено что торговый комплекс занимает площадь 82 м2, т.е. ООО "Августина" самовольно захватило 42 м2 муниципальной земли; актом обследования земельного участка N 702 от 22.07.2014 г. установлено что на земельном с кадастровым номером 16:50:150101:12 по ул. Ломжинская, предоставлен в аренду ООО "Арслан" сроком на 5 лет для установки торгового объекта на основании постановления главы Администрации г. Казани N1451 от 14.08.2003. В настоящее время на данном земельном участке построен торговый комплекс, с вывеской торговой сети "Августина". С выездом на место установлено что торговый комплекс занимает площадь 75,4 м2, т.е. ООО "Арслан" самовольно захватило 33 м2 муниципальной земли; актом обследования земельного участка N 703 от 22.07.2014 г. установлено, что на земельном с кадастровым номером 16:50:150101:19 по ул. Ломжинская возле дома N1, предоставлен в аренду Прохоренко Г.Н. сроком на 1 год для установки торгового объекта на основании постановления главы Администрации г. Казани N409 от 17.03.2003, заключен договор аренды N7653 от 14.04.2003 г. На имя арендатора направлено уведомление от 21.11.2006 г. N22952 о расторжении данного договора. В настоящее время на данном земельном участке построен торговый комплекс, с вывеской торговой сети "Августина". С выездом на место установлено что торговый комплекс занимает площадь 47,5 м2, т.е ООО "Арслан" самовольно захватило 47,5 м2 муниципальной земли и использует ее без правоустанавливающих документов; актом обследования земельного участка N 704 от 22.07.2014 г. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 16:50:050202:56 по ул. Халитова возле дома N2, предоставлен в аренду ООО "Фирма Биопласт" сроком на 5 лет для установки торгового объекта на основании постановления главы Администрации г. Казани N629 от 30.04.2002. В настоящее время на данном земельном участке построен торговый комплекс, с вывеской торговой сети "Августина". С выездом на место установлено, что торговый комплекс ООО "Арслан" занимает земельный участок без правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст.40 Устава г. Казани к полномочиям ИКМО г. Казани относится управление муниципальной собственностью города Казани. Согласно Градостроительному устава г. Казани торговые объекты являются основными разрешенными видами использования земельных участков для любой территориальной зоны, за исключением зон Р1, Р2, Р3, СХ, при условии, что их размещение осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и решениями Казанской городской Думы, регулирующими порядок размещения таких объектов.
Нестационарные торговые объекты, размещаются в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов.
Так, ст.6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" именно на органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности возложена обязанность по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В случае неисполнения в добровольном порядке субъектом торговли демонтажа торгового объекта или объекта по оказанию услуг по истечении срока действия договора или при досрочном прекращении договора, а также в случае самовольного размещения нестационарного торгового объекта или объекта по оказанию услуг без разрешительной документации в установленном порядке осуществляется его принудительный демонтаж в соответствии с Порядком демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г. Казани и компенсации понесенных затрат, утвержденным постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 06.08.2012 N 5444.
Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г.Казани, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 07.06.2012 года N 25-14, установлено: 1. согласно пункту 1.4, самовольно установленный движимый объект - это объект движимого имущества, расположенный на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Казани либо на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предусмотренных законодательством соответствующих правовых оснований; 2. согласно пункту 1.5, незаконно размещенный движимый объект - это движимое имущество, расположенное на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г.Казани либо на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, право на размещение которого прекратилось; 3. согласно пункту 1.6, в целях настоящего Положения к объектам движимого имущества относятся: нестационарные торговые объекты, в том числе передвижные сооружения, некапитальные металлические гаражи, контейнеры, иные передвижные сооружения, конструкции, механизмы, строительные материалы, ограждения и иное движимое имущество; 4. согласно пункту 1.8, организация демонтажа, перемещения, хранения, транспортирования демонтированных объектов в соответствии с настоящим Положением осуществляется уполномоченным органом Исполнительного комитета, I. Казани.
Таким образом, исходя из указанных норм Положения, павильоны ООО "Арслан" являлись самовольно установленными движимыми объектами и незаконно размещенными на территории города Казани.
Также в главе II. "Выявление и учет самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества" регламентировано:
1. согласно пункту 2.1. самовольные (незаконные) объекты выявляются в рамках государственного и (или) муниципального земельного контроля.
2. согласно пункту 2.6. если владелец самовольного (незаконного) объекта установлен, то уполномоченный орган помимо мер, указанных в пункте 2.4 настоящего Положения, направляет владельцу самовольного (незаконного) объекта заказным письмом с уведомлением (либо вручает под расписку работнику) обращение с предложением добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта и о приведении территории в состояние, пригодное для ее дальнейшего использования.
3. согласно пункту 2.7. если владелец самовольного (незаконного) объекта неизвестен либо объект не демонтирован его владельцем в добровольном порядке в течение срока, указанного в пункте 2.5 настоящего Положения, уполномоченный орган принимает муниципальный правовой акт о принудительном демонтаже такого объекта (далее - распоряжение).
4. согласно пункту 2.8. распоряжение уполномоченного органа издается в течение 5 дней после дня окончания срока, установленного для добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта, и содержит следующую информацию: тип и место расположения самовольного (незаконного) объекта, подлежащего демонтажу; дату и время начала работ по демонтажу самовольного (незаконного) объекта; место хранения самовольного (незаконного) объекта с указанием точного: адреса (адресного ориентира); сведения о должностном лице уполномоченного органа, ответственного за организацию демонтажа, перемещения и хранения самовольного (незаконного) объекта.
5. согласно пункту 2.9. распоряжение уполномоченного органа публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов г. Казани.
6. согласно пункту 2.10. копия распоряжения направляется уполномоченным органом в соответствующий по подведомственности орган внутренних дел.
7. согласно пункту 2.11. принудительный демонтаж должен быть произведен в срок, указанный в распоряжении, но не позднее 10 дней со дня истечения срока, установленного для добровольного демонтажа.
8. согласно пункту 2.12. порядок демонтажа, перемещения, возврата владельцам самовольных (незаконных) объектов, а также порядок компенсации расходов, связанных с демонтажем, перемещением, хранением, транспортированием самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества, устанавливаются муниципальными правовыми актами Исполнительного, комитета г. Казани.
Кроме того, согласно пункту 3.2 Постановления Исполнительного комитета г.Казани от 06.08.2012 N 5444 "Об утверждении Порядка демонтажа и перемещения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г.Казани и компенсации понесенных затрат" Исполнительный комитет г.Казани постановил: 1. Определить уполномоченными органами ИК г.Казани по организации демонтажа, перемещения и хранения самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории г.Казани администрации районов ИК г.Казани (п.2); 2. Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани обеспечить еженедельное представление в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г.Казани информации о выявленных самовольно установленных и незаконно размещенных объектах движимого имущества па территории г.Казани(п.3.2); 3. Администрациям районов Исполнительного комитета г.Казани обеспечить еженедельное представление в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г.Казани информации о выявленных самовольно установленных и незаконно размещенных объектах движимого имущества на территории г.Казани; и пункту 4.4 обеспечить еженедельное представление в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г.Казани информации о демонтированных самовольно установленных и незаконно размещенных объектах движимого имущества на территории г.Казани (п.4.4). На основании вышеизложенных нормативно-правовых актов установлено, что контроль и обязанность по принятию, Администрациями районов Исполнительного комитета города Казани, соответствующих мер, по изъятию выявленных самовольно установленных и незаконно размещенных павильонов у недобросовестного пользователя ООО "Арслан" на территории города Казани, в соответствии с действующим законодательством для дальнейшего рационального использования, лежит на Исполнительном комитете муниципального образования города Казани.
Также, согласно ст.72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вместе с тем, согласно ст. 17.1 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Основной задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований земельного законодательства. Муниципальный земельный контроль включает в себя: 1. контроль за выполнением землепользователями, собственниками, владельцами, арендаторами обязанностей по использованию земель, установленных законодательством; 2. контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков; 3. контроль за соблюдением порядка, исключающего использование земельных участков без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю; 4. контроль за своевременным освоением земельных участков; 5. контроль за использованием земель по целевому назначению; 6. контроль за выполнением арендаторами условий договоров аренды земельных участков; 7. контроль за своевременным освобождением земельных участков по окончании сроков действия договоров аренды земельных участков; 8. выполнение иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела 06-334/2013 выявлены договоры аренды земельных участков, представленные в порядке ст. 34 ЗК РФ: - договор аренды N 1451 от 14.08.2003 г. - договор аренды N 1302 от 27.03.1997 г. -договор аренды N 5645 от 14.12.2001 г. -договор аренды от 01.12.2003 г. учетный номер 9003. -договор аренды от 14.04.2003 г. учетный номер 7653, -договор аренды от 03.09.2002 г. учетный номер 6733.
Исходя из указанного перечня договоров аренды антимонопольным органом в адрес ИКМО г. Казани и МКУ "КЗИО ИКМО г. Казани" направлен запрос о предоставлении информации о пролонгации данных договоров, поступлении денежных средств за аренду земельного участка.
Согласно представленной ИКМО г. Казани и МКУ "КЗИО ИКМО г. Казани" информации, по указанным договорам аренды сроки аренды земельных участков истекли, информация о платежах за аренду земельного участка по истечению срока аренды органами местного самоуправления не представлена.
Вместе с тем, хозяйствующий субъект, занимающий земельные участки по вышеуказанным договорам аренды, нарушил условия пользования земельным участком, а именно: самовольно захватил муниципальные земли, сверх нормы указанной в договорах аренды. Указанный факт подтверждается актами обследования земельных участков.
Кроме того, как пояснил Исполнительный комитет МО г. Казани, пролонгация договоров аренды земельных участков произведена согласно ст. 622 ГК РФ.
Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в п.31 Информационного письма от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" указал, что договор аренды, заключенный на новый срок является новым договором. Норма, дающая право органам местного самоуправления принимать распоряжения (постановления) о предоставлении земельных участков без предварительного информирования населения в федеральном законодательстве отсутствует. Информационное сообщение о намерении органов местного самоуправления предоставить земельный участок во владение и пользование адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на соблюдение права физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на получение муниципального земельного участка и использование его в предпринимательских целях.
Именно на этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Следовательно, как верно указал суд, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду.
Исходя из всего вышеизложенного в совокупности, судом сделан правильный вывод о том, что нарушение обязательной процедуры предоставления таких земельных участков, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, как юридических, так и граждан, которые могли претендовать на получение земельного участка для целей не связанных со строительством.
Согласно п.1 ст. 621 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
В соответствии с п.3 ст.22 Земельного Кодекса РФ, по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36 и ст. 46 настоящего Кодекса.
Согласно п. 35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 реализация предусмотренного п.3 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации преимущественного права на заключение договора аренды земли на новый срок возможна только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исходя из смысла перечисленных выше норм Земельного кодекса, Гражданского Кодекса, речь о преимущественном праве прежнего арендатора может идти лишь при наличии нескольких претендентов на аренду земельных участков и заключении нового договора аренды с одним из них.
Кроме того, в п.3 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано, что если арендодатель до заключения договора аренды с победителем торгов предложил арендатору заключить с ним договор аренды на условиях, предложенных победителем торгов, а арендатор отказался от заключения договора либо не принял этого предложения в названный в нем срок, суд отказывает такому арендатору в защите его преимущественного права.
Таким образом, прежний арендатор земельного участка используемого под размещения нестационарного торгового объекта, имеет преимущественное, приоритетное перед другими лицами, но не исключительное право на аренду земельного участка, наличие преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка не исключает необходимости соблюдения порядка предоставления этого участка, установленного законодательством. Также, необходимо отметить, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений (ст.36 Земельного кодекса РФ).
Исходя из изложенного, судом верно указано, что заявителями не доказано наличие оснований для удовлетворения заявления.
Согласно ч.6 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Следовательно, торговые павильоны и иные временные объекты для эксплуатации, которых испрашиваются земельные участки, к недвижимому имуществу не относятся, нормы земельного и гражданского законодательства, регулирующие отношения по поводу использования земельных участков, занятых объектами недвижимости, к данным правоотношениям не применяются.
Суд верно указал, что использование хозяйствующим субъектом земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, не порождает у последнего права на приобретения земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, антимонопольным органом правомерно отмечено, что размещение данных нестационарных объектов должно производиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов".
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Однако, опубликованная схема размещения нестационарных торговых объектов, указывает на возможное местоположение торговых объектов с целью обеспечения населения товарами первой необходимости, но не информирует о намерении собственника земельных участков предоставить их во владение и пользование.
Как предусмотрено ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" действия органов местного самоуправления должны основываться на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах.
Действия органов местного самоуправления должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.
Таким образом, как верно указал суд, действия ИКМО г. Казани по пролонгации договоров аренды земельных участков для размещения объектов розничной торговли, в том числе нестационарных объектов, без заблаговременной публикации в СМИ информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду неопределенному кругу лиц, для осуществления торговой деятельности, а именно под размещение торговых объектов, в том числе нестационарных (киоски, торговые павильоны, и.т.д.) является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции".
В действиях Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и МКУ "Комитета имущественных и земельных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в предоставлении ООО "Арслан", в том числе собственнику торговой сети "Августина", необоснованного преимущества по размещению объектов торговли на территории муниципального образования города Казани.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного органа установлены все необходимые фактические обстоятельства, исследовав которые антимонопольный орган признал заявителя нарушившим ч 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", оспариваемые решение антимонопольного органа и выданное на его основания предписание являются законными, в связи с чем в удовлетворении требований правомерно отказано заявителям.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для переоценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2015 года по делу N А65-22315/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22315/2014
Истец: Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г. Казань, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казань", Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета МО города Казани"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по РТ, Федеральная антимонопольная служба России в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ,г.Казань
Третье лицо: МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казань", ООО "Арслан"