г. Москва |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А40-182116/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.2015 по делу N А40-182116/14, принятое судьей Аксеновой Е.А. (шифр судьи 121-1569)
по заявлению ООО "Яхонт" (119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 41/2)
к ДГИ г. Москвы
третье лицо: ЗАО "Воронцовский БПК"
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: |
Крутикова Н.И. по доверенности от 12.05.2015; |
от ответчика: |
Гречко А.В. по доверенности от 30.12.2014; |
от третьего лица: |
Рыбакова Д.Ю. по доверенности от 19.12.2014; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Яхонт" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ДГИ г. Москвы (далее - ответчик) о признании незаконными отказов Департамента городского имущества г. Москвы, оформленных письмами от 11.08.2014 N 33-5-21520/14-(0)-1 в выкупе арендуемого нежилого помещения общей площадью 795,7 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Воронцовский пер., д.5/7, стр.2; от 11.08.2014 N 33-5-21521/14-(0)-1 в выкупе арендуемого нежилого помещения общей площадью 236,5 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Воронцовский пер., д.5/7, стр.2 и обязании Департамента городского имущества г. Москвы совершить действия, определенные ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества: нежилых помещений площадью 795,7 кв. м. и 236,5 кв. м., расположенных по адресу: г. Москва, Воронцовский пер., д.5/7, стр.2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы указывает на то, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя представил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании изложил свою позицию по спору, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.
Представитель третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании изложил свою позицию по спору, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 21.12.2007 между Департаментом имущества города Москвы и ЗАО "Воронцовский БПК" был заключен договор аренды нежилого помещения N 1-1257/07, в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 795,7 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, Воронцовский пер., д. 5/7, стр. 2.
07.06.2008 между Департаментом имущества города Москвы и ЗАО "Воронцовский БПК" был заключен договор аренды нежилого помещения N 1-699/08, в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое помещение общей площадью 236,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, Воронцовский пер., д. 5/7, стр. 2.
28.12.2009 заявитель получил право аренды двух нежилых объектов, принадлежащих г. Москве по адресу: г. Москва, Воронцовский пер., д. 5/7, стр. 2. Право аренды было приобретено заявителем путем заключения договора перенайма с прежним арендатором - ЗАО "Воронцовский БПК", получившим право аренды по договорам, заключенным с Департаментом имущества г. Москвы 21.12.2007 и 07.06.2008.
Помещения были переданы ООО "Яхонт" на основании Акта приема-передачи помещений от 01.12.2009.
23.07.2014 заявитель обратился к ответчику о выкупе по рыночной цене недвижимость, арендуемую по обоим договорам, используя преимущественное право в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Письмами Департамента от 11.08.2014 заявителю было отказано в праве выкупа со ссылкой на то, что договор перенайма от 28.12.2009 недействителен (ничтожен).
Заявитель обжаловал данный отказ в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, установил, что у заявителя имеется преимущественное право выкупа спорных нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ и удовлетворил заявленные требования.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции не соответствуют материалам дела и являются неправомерными.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням); площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 названного Федерального закона требованиям, с 01.01.2009 вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества.
В случае если заявитель не соответствует установленным статьей 3 данного Закона требованиям, и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с названным Законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с причиной отказа в приобретении арендуемого имущества.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 6, 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для возникновения права на приобретение арендованное недвижимое имущество должно находиться непрерывно во временном владении и (или) временном пользовании субъектов малого или среднего предпринимательства в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
Определяя срок временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом, указанный в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, суды должны исходить из того, что в названный срок включается также срок владения и (или) пользования недвижимым имуществом лицом, являющимся предшествующим правообладателем по отношению к субъекту малого или среднего предпринимательства, заявившему о реализации права на приобретение. При этом переход права аренды к новому арендатору может основываться как на универсальном, так и на сингулярном правопреемстве (например, перенаем), а прежние арендаторы должны на момент осуществления ими временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом соответствовать критериям малого или среднего предпринимательства.
Как следует из материалов дела, договора аренды от 21.12.2007 N 1-1257/07 и 07.06.2008 N 1-699/08 спорных нежилых помещений были заключены между Департаментом имущества города Москвы и ЗАО "Воронцовский БПК".
Дополнительными соглашениями от 28.12.2009 о переуступке прав на аренду по договорам от 21.12.2007 N 1-1257/07 и 07.06.2008 N 1-699/08 между Департаментом имущества города Москвы, ЗАО "Воронцовский БПК" и Обществом с ограниченной ответственностью "ЯХОНТ", право аренды передано ООО "ЯХОНТ".
Между тем, статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, которые распространяются как на имущество, еще свободное от каких-либо обязательств, так и обремененное ими, и применяются к любым сделкам, влекущим переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, со дня вступления в силу Федерального закона от 30.06.2008 г. N 108-ФЗ.
Так, статьей 17.1 названного выше Федерального закона предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В данном случае, переход права аренды на имущество, находящееся в собственности города Москвы и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, произошел без проведения конкурса или аукциона, то есть в нарушение законодательно установленного порядка.
Таким образом, дополнительные соглашения о переуступке прав на аренду недвижимого имущества от 28.12.2009 по договорам аренды от 21.12.2007 N 1-1257/07 и 07.06.2008 N 1-699/08 между Департаментом имущества города Москвы, ЗАО "Воронцовский БПК" и Обществом с ограниченной ответственностью "ЯХОНТ" являются ничтожными в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ, поскольку заключены с нарушением требований ФЗ "О защите конкуренции".
При таких обстоятельствах, заявитель не может считаться лицом, соответствующим требованиям, установленным в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, то есть владеющим помещениями на законных основаниях непрерывно на протяжении более 2-х лет до дня вступления в силу указанного федерального закона, в связи с чем у ООО "ЯХОНТ" отсутствует преимущественное право выкупа спорных нежилых помещений.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения неправильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Департаментом имущества города Москвы является обоснованной и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.02.2015 по делу N А40-182116/14 отменить.
Отказать ООО "Яхонт" в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Департамента городского имущества г.Москвы, оформленный письмами от 11.08.2014 N 33-5-21520/14-(0)-1, в выкупе арендуемого нежилого помещения общей площадью 795,7 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Воронцовский пер., д.5/7, стр.2, от 11.08.2014 N 33-5-21521/14-(0)-1, в выкупе арендуемого нежилого помещения общей площадью 236,5 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Воронцовский пер., д.5/7, стр.2 и обязании Департамента городского имущества г.Москвы совершить действия, определенные ч.3 ст.9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ по заявлению общества о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества: нежилых помещений площадью 795,7 кв. м. и 236,5 кв. м., расположенных по адресу: г. Москва, Воронцовский пер., д.5/7, стр.2, а также во взыскании с Департамента городского имущества г.Москвы в пользу ООО "Яхонт" расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей по заявлению.
Возвратить ООО "Яхонт" (119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 41/2) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4 000 рублей по заявлению.
Взыскать с ООО "Яхонт" (119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 41/2) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182116/2014
Истец: ООО "Яхонт"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
Третье лицо: ЗАО "Воронцовский БПК"