г. Москва |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А40-108333/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Мухина С.М., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Рябинка"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2014 по делу N А40-108333/2014, принятое судьей Ласкиной С.О.,
по заявлению ЗАО "Рябинка" (119361, Москва, ул. Н. Ковшовой, 6 Б)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве) (115191, Москва, ул. Большая Тульская, д. 15)
третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"(107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1); Правительство г. Москвы (125032, Москва, ул. Тверская, 13); Национальный совет по оценочной деятельности (123056, Москва, ул. Красина, д. 27, стр. 2), Департамент городского имущества города Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, 20) о признании незаконным решения от 06.06.2014 N 51-828/2014
при участии:
от заявителя: |
Скиперский А.С. по доверенности от 30.12.2014; |
от ответчика: |
Титов М.А. по доверенности от 02.07.2014; |
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ЗАО "Рябинка" с заявлением о признании незаконным решения от 06.06.2014 N 51-828/2014 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве; в качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 77:07:0009003:15, расположенного по адресу: г. Москва, ш. Аминьевское, д. 26, корп. 3, равной его рыночной стоимости в размере 16 079 142,47 руб.; установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 77:07:0009003:54, расположенного по адресу: г. Москва, ш. Аминьевское, вл. 26, стр. 3, равной его рыночной стоимости в размере 13 405 227,43 руб.
В качестве третьих лиц привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительство г. Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности, Департамент городского имущества города Москвы.
Решением суда от 22.12.2014 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что Комиссия обоснованно приняла решение от 06.06.2014 N 51-828/2014 об отклонении заявления ЗАО "Рябинка".
С решением суда не согласился заявитель - ЗАО "Рябинка" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости предусмотрено ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, поскольку результаты определения кадастровой стоимости влияют на объем обязанностей заявителя, как арендатора земельного участка и отказ ответчика в установлении в отношении арендуемых заявителем земельных участков кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, является нарушением прав заявителя.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Рябинка" согласно договору о предоставлении участка в пользование на условиях аренды N М07-504640 от 16.05.2001 и уведомления N 33-ИТ7-17/12 от 18.01.2012(договора аренды земли) является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N 77:07:0009003:15, 77:07:0009003:54.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01.01.2013, в т.ч. в отношении арендуемых Заявителем земельных участков с кадастровыми NN77:07:0009003:15 - 25 461 881,50 руб., 77:07:0009003:54 - 21 253 588 руб.
Из раздела 3 договора о предоставлении участка в пользование на условиях аренды N М07-504640 от 16.05.2001 размер ежегодной арендной платы за арендуемые заявителем земельные участки с кадастровыми номерами N 77:07:0009003:15, 77:07:0009003:54 изменяется в случае централизованного изменения ставок арендной платы.
Из пояснений заявителя следует, что заявитель, как арендатор Объекта с кадастровыми номерами N 77:07:0009003:15, 77:07:0009003:54, обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории г. Москвы (далее - Комиссия). В заявлении, адресованном Комиссии, Заявитель просил пересмотреть утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, ул. ш. Аминьевское, д. 26, корп. 3, кадастровый номер 77:07:0009003:15, г. Москва, ш. Аминьевское, вл. 26, стр. 3, кадастровый номер 77:07:0009003:54 на основании установления в отношении указанных Объектов его рыночной стоимости. К заявлению заявителем было приложено, в том числе положительное экспертное заключение 356/Н-14 от 08.05.2014 о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Согласно Отчету об оценке от 25.03.2014 N О-14/03/14-3, подготовленному ООО "АБК - Активные бизнес консультации", рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми NN 77:07:0009003:15, 77:07:0009003:54 составляет 16 079 142,47 руб. и 13 405 227,43 руб. соответственно.
Решением Комиссии 06.06.2014 N 51-828/2014 заявление ЗАО "Рябинка" отклонено.
Для проведения государственной кадастровой оценке земель ответчиком был сформирован перечень объектов оценки по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с результатами работ по ГКОЗ города Москвы, проведенных по состоянию на 01.01.2012 г., утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 670-ПП), была установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0009003:15, 77:07:0009003:54 для 5 вида разрешенного использования земель населенных пунктов в размере 36 20 9310,11 рублей и 16 444 769,51 рублей (удельный показатель составил 43783,93 руб./кв.м., и 43793,16 руб./кв.м.).
В соответствии со статьей 24.12 Закона об оценке и пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, Правительством Москвы было принято решение о проведении очередного тура ГКОЗ города Москвы.
Для проведения работ по государственной кадастровой оценке земель города Москвы был сформирован перечень объектов недвижимости. Для формирования перечня объектов оценки предоставлялись сведения ГКН, содержащие характеристики земельных участков, включенные в ГКН недвижимости по состоянию на 01.01.2013 г.
На основании Решения об исправлении технической ошибки в части площади земельных участков с кадастровыми номерами: 77:07:0009003:15, 77:07:0009003:54 от 18.12.2013 г. N 77/601/13-112158, принятым органом кадастрового учета был произведен государственный кадастровый учет изменений в части площади земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0009003:15, 77:07:0009003:54. В сведения ГКН органом кадастрового учета были внесены изменения в площадь - 451 кв.м. и 376 кв.м. соответственно.
Земельные участки с кадастровыми номерами 77:07:0009003:15, 77:07:0009003:54 вошли в перечень объектов оценки с разрешенным с использованием - 451-кв.м. - для эксплуатации двухэтажного нежилого здания по продовольственный магазин и офис, 376 кв.м.- для эксплуатации хозяйственного двора (2 участка).
Удельный показатель кадастровой стоимости земли для земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0009003:15, 77:07:0009003:54 составил 56456,50 руб./кв.м., и 56525,50 руб./кв.м., соответственно.
Результаты работ по государственной кадастровой оценке земель города Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-1111 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-1111), внесены в ГКН и вступили в силу с 01.01.2014 г.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что заявление об установлении рыночной стоимости земельного участка было подано в соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ (в редакции Закона, действовавшей на момент рассмотрения заявления) и Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 г. N 263 на основании установления в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами NN 77:07:0009003:15, 77:07:0009003:54 составляет 16 079 142,47 руб. и 13 405 227,43 руб., определенных по состоянию на 01.01.2013 на основании отчета об оценке от 25.03.2014 N О-14/03/14-3, подготовленного ООО "АБК - Активные бизнес консультации".
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности. Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
В соответствии со статьей 11 Закона N 135-ФЗ отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Как следует из материалов дела Комиссией 06.06.2014 при рассмотрении представленных документов было установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям ст. 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, установленными федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет об оценке не соответствует принципу однозначности, предусмотренного п. 4 Федерального стандарта оценки N 3 (ФСО N 3), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254, что выражается в следующем: установлено отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенной в размере 25 461 881,50 рубля и 21 253 588 рублей по состоянию на 01.01.2014, отраженной в акте определения кадастровой стоимости от 31.12.2013, составляет более 30 процентов, а именно: 37 процентов и 37 процентов.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Комиссия обоснованно приняла решение от 06.06.2014 N 51-828/2014 об отклонении заявления ЗАО "Рябинка". При этом заявитель не представляет доказательств использования Правительством Москвы при определении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости недостоверных сведений о нем, нарушения процедуры и (или) методики проведения государственной кадастровой оценки.
Согласно п. 1 ст. 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона N 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Доказательств, подтверждающих факт того, что спорный земельный участок подлежит отчуждению на открытом рынке, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение от 06.06.2014 г. N 51-828/2014 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве является правомерным, Общество не доказало нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2014 по делу N А40-108333/2014, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108333/2014
Истец: ЗАО "Рябинка"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности, Правительство г. Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"