г. Ессентуки |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А22-4053/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Элистинское дорожное управление" Якушева Валерия Владимировича, на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.02.2015 по делу N А22-4053/2014,
по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Элистинское дорожное управление" Якушева Валерия Владимировича,
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 11 сентября 2014 года N 08-1 и предписания N 08-1 от 11 сентября 2014 года,
третье лицо - индивидуальный предприниматель Батнасунова Ольга Шовраевна (судья Челянов Д.В.),
в отсутствии лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Элистинское дорожное управление" Якушев Валерий Владимирович (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения N 08-1 от 11.09.2014 и предписания N 08-1 от 11.09.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее -Управление).
Решением суда от 06 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Элистинское дорожное управление" Якушева Валерия Владимировича о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 11 сентября 2014 года N 08-1 и предписания N 08-1 от 11 сентября 2014 года отказано.
Решение мотивированно отсутствием нарушений прав и интересов предприятия.
Не согласившись с принятым решением конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Элистинское дорожное управление" Якушев Валерий Владимирович обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что у Управления ФАС РФ по РК отсутствовали законные основания для возбуждения производства по антимонопольному делу. У арбитражного управляющего не было обязанности разъяснять ИП Батнасумовой О.Ш. о необходимости исправления технической ошибки в тексте заявки. Решение конкурсного управляющего, направленное на выполнение предписания, вынесено после подведения результата торгов.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.02.2015 по делу N А22-4053/2014, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 11.09.2014 организатору торгов -арбитражному управляющему МУП "Элистинское дорожное управление" Якушев В.В. комиссией Управления выдано предписание N 08-1 от 11.09.2014 об устранении в срок до 18.09.2014 выявленного нарушения путем совершения следующих действий:
отменить протокол N 149-ОАОФ/1/1 от 29.08.2014 г. об определении участников открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1;
отменить протокол N 149-ОАОФ/2/1 от 02.09.2014 г. о результатах открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1;
осуществить процедуру определения участников торгов в форме аукциона по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1 повторно, с учетом выявленного нарушения, указанного в решении Калмыцкого У ФАС России N 08-1 от 11.09.2014 г.
Не согласившись с решением N 08-1 от 11.09.2014 и предписанием N 08-1 от 11.09.2014 Управления конкурсный уравляющий МУП "Элистинское дорожное управление" Якушев В.В. обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.09.2013 муниципальное унитарное предприятие "Элистинское дорожное управление" (ИНН 0816015844, ОГРН 1110816000547) признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Якушев Валерий Владимирович, участник некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Паритет", г. Москва.
Сведения о введении в отношении МУП "Элистинское дорожное управление" процедуры конкурсного производства опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 14.09.2013 N 167.
В соответствии с п. 3 ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.202 N ФЗ-127 (далее по тексту - Закон о банкротстве) после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона.
Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
В соответствии с п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
В соответствии с п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.
К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копии протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.
Решение о признании или об отказе в признании заявителя участником торгов может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что во исполнение решения собрания кредиторов МУП "Элистинское дорожное управление" от 29.05.2014 об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника, конкурсным управляющим Якушевым В.В. 07.07.2014 на электронной торговой площадке ОАО "Клиринговый центр МФБ" по адресу: www.etp.mse.ru, было опубликовано объявление (сообщение N 319002) о проведении электронных торгов в форме аукциона открытого по составу участников и по форме представления предложения о цене по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" (л.д. 23).
Согласно условиям, изложенным в сообщении, начальная цена продажи имущества по лоту N 1 "Недвижимое имущество МУП "ЭДУ" 23 наименования" 4 813 400 руб., дата и время подачи заявок - 21.07.2014 00 час. 01 мин., окончательная дата приема заявок 26.08.2014 в 23 час. 59 мин.
Кроме того, согласно условиям, изложенным в сообщении, заявка на участие в торгах оформляются в соответствии с Законом о банкротстве в форме электронного документа на русском языке в произвольной форме и должна содержать в том числе, следующие сведения: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты.
В соответствии с условиями, изложенными в сообщении, к заявке на участие в торгах должны быть приложены выписка из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей), документ, удостоверяющий личность (для физических лиц).
В судебном заседании установлено, что аналогичные требования к заявке на участие в торгах установлены в п. 8 предложений конкурсного управляющего о продаже имущества должника, утвержденных решением собрания кредиторов МУП "ЭДУ" от 10.06.2014 (л.д. 121 - 125).
19.09.2014 предприниматель Батнасунова О.Ш. для участия в торгах представила заявку на участие в торгах N 363 с приложением копии выписки из ЕГРИП N 1341 от 06.08.2014, копии документа, удостоверяющего личность (паспорт), договора о задатке и платежного поручения (л.д. 24-37).
В соответствии с журналом регистрации заявок на торги N 149-ОАОФ зарегистрированы четыре заявки на участие в торгах - ИП Батнасунова О.Ш., ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ", ООО "Капитолий", Шлякин В.В (л.д. 38).
В соответствии с протоколом об определении участников открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" от 29.08.2014 N 149-ОАОФ/1/1 к участию в аукционе были допущены ООО "Капитолий" и Шлякин В.В.(л.д. 39-40).
В соответствии с протоколом о результатах открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" от 02.09.2014 N 149-ОАОФ/2/1 победителем торгов по лоту N 1 признано ООО "Капитолий", предложившее наибольшую цену за имущество предприятия (л.д.41-43).
В соответствии с протоколом об определении участников открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" от 29.08.2014 N 149-ОАОФ/1/1 по результатам рассмотрения заявки на участие в торгах, поступившей от ИП Батнасуновой О.Ш. 19 августа 2014 в 12 час. 40 мин. (358001, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. И.Гермашева, д. 33; ИНН: 080900569094; ОГРН: 305081408100062) конкурсным управляющим Якушевым В.В. принято решение об отказе в допуске к участию в торгах в связи с обнаружением недостоверной информации, а именно - заявка на участие в торгах содержит недостоверные сведения о месте жительства заявителя.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель конкурсного управляющего Якушева В.В. пояснил, что в заявке Батнасуновой О.Ш. на участие в торгах в разделе "Сведения о заявителе" место жительства указано: 358001 Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. И.Герамашева, д. 33", в то время как в паспорте Батнасуновой О.Ш. и в выписке из ЕГРИП от 06.08.2014 г. N 1341 местом жительства заявителя указана "улица И.Гермашева, дом 33".
В соответствии с п. 11. ст. 110 закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
В соответствии с п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве и пунктами 5.2, 5.3 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010N к участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если: заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным Порядком; представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
В соответствии с п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с нормами главы 7 Федерального закона от 26,10.2002 г N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" основной целью конкурсного производства как ликвидационной процедуры является достижение максимального экономического эффекта при удовлетворении требований кредиторов должника, достигаемого обеспечением баланса между затратами на проведение процедуры конкурсного производства (как финансовыми, так и временными) и ожидаемыми последствиями в виде размера удовлетворенных требований.
В силу п. 4. ст. 20.3 Закона о банкротстве в тех случаях, когда в рамках установленного правового регулирования достижение этой цели исключительно усмотрением арбитражного управляющего (в данном случае как лица, являющегося организатором торгов), последний должен совершить все необходимые и зависящие от него действия, направленные на максимальное удовлетворение требований кредиторов при соблюдении указанного баланса.
Согласно п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве организатором торгов и арбитражным управляющим должен быть надлежащим образом организован процесс приема и рассмотрения заявок на участие в торгах по реализации имущества должника, чтобы все желающие могли беспрепятственно реализовать свое право на участие в данных торгах. Такие действия, а именно обеспечение участия в торгах по реализации имущества должника наибольшего количества заинтересованных лиц, напрямую связаны с реализацией цели конкурсного производства, установленной абз. 16 ст. 2 Закона о банкротстве - соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
В этой связи конкурсный управляющий Якушев В.В., действуя добросовестно и разумно, как конкурсный управляющий - в интересах должника и его кредиторов в целях получения максимальной выручки от продажи имущества должника в наиболее короткие сроки, как организатор торгов - в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, желающих принять участие в торгах, обязан был сразу же после ознакомления с заявкой предпринимателя Батнасуновой О.Ш. и выявления в тексте заявки ошибки в указании наименования улицы сообщить ей об этом и предложить в максимально возможный короткий срок устранить имеющиеся технические недостатки.
Такие действия организатора торгов не являлись бы оказанием помощи лицам, желающим принять участие в торгах, а могли свидетельствовать лишь о надлежащем уведомлении последних о причинах отклонения поданных ими заявок.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.04.2014 N 18346/13.
К заявке были приложены копия паспорта Батнасуновой О.Ш. и выписка из ЕГРИП от 06.08.2014 N 1341 (л.д.25-27, 28-37). Согласно сведениям, содержащимся в паспорте и выписке из ЕГРИП, адрес регистрации Батнасуновой О.Ш. указан как: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. И. Гермашева, д. 33.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленные Батнасуновой О.Ш. сведения являются недостоверными (несоответствие названия улицы, указанной в заявке и названия улицы согласно паспортным данным) является необоснованным; при наличии сведений в копии паспорта и выписке из ЕГРИП указание улицы И. Герамашева в заявке является технической ошибкой и не свидетельствует о представлении Батнасуновой О.Ш. недостоверных сведений; допущенная техническая ошибка не является существенным нарушением действующего законодательства и не может служить основанием для формального отказа к допуску для участия в торгах потенциальных покупателей.
Действия конкурсного управляющего Якушева В.В. (организатора торгов) по отказу в допуске к участию в торгах заявки ИП Батнасуновой О.Ш. по формальным признакам не согласуется с обязанностью, установленной п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве (при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества) и нарушают требования п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве.
11.09.2014 организатору торгов - арбитражному управляющему МУП "Элистинское дорожное управление" Якушев В.В. комиссией Управления выдано предписание N 08-1 от 11.09.2014 об устранении в срок до 18.09.2014 выявленного нарушения путем совершения следующих действий:
- отменить протокол N 149-ОАОФ/1/1 от 29.08.2014 г. об определении участников открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1;
- отменить протокол N 149-ОАОФ/2/1 от 02.09.2014 г. о результатах открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1;
- осуществить процедуру определения участников торгов в форме аукциона по продаже имущества МУП "Элистинское дорожное управление" по лоту N 1 повторно, с учетом выявленного нарушения, указанного в решении Калмыцкого УФАС России N 08-1 от 11.09.2014 г.
В материалах дела имеется решение конкурсного управляющего МУП "Элистинское дорожное управление" Якушева В.В. N 1 от 17.09.2014 "О принятии действий во исполнение предписания УФАС по РК" (л.д. 64).
Предписание соответствует критериям законности и исполнимости и приняты меры к его исполнению, оснований для признания его недействительным не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что у управления отсутствуют полномочия по рассмотрению жалоб на действия конкурсного управляющего при проведении торгов в целях реализации имущества организации-должника, со ссылкой на то, что такие жалобы подлежат рассмотрению по правилам Закона о банкротстве - отклоняется на основании с ч. 3 ст. 447 ГК РФ, п. 3 ст. 139,. ст. 110 Закона о банкротстве, ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. В рассматриваемом случае конкурсный управляющий являлся организатором открытых торгов в форме аукциона, участвовать в которых могло любое лицо. Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении торгов, а также установлен порядок рассмотрения таких жалоб, жалоба заинтересованного лица на действия конкурсного управляющего - организатора открытых торгов подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 N 17974/13.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.02.2015 по делу N А22-4053/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.02.2015 по делу N А22-4053/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-4053/2014
Истец: МУП "Элистинское дорожное управление" в лице КУ Якушева В. В.
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия
Третье лицо: Батнасунова Ольга Шовраевна, Ункова Т. Г., Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия