г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А56-37109/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.С.Копыловой,
судей Д.В.Бурденкова, И.Г.Медведевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.А.Терентьевой,
при участии:
от истцов: Шарамонова М.А. по доверенности от 13.05.2014,
от Межрайонной инспекции ФНС N 15 России по Санкт-Петербургу: Захарова А.А. по доверенности от 13.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6806/2015) Усачева Леонида Алексеевича и Сойту Марины Александровны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2015 по делу N А56-37109/2014(судья С.С.Покровский), принятое
по иску Усачева Леонида Алексеевича и Сойту Марины Александровны
к Межрайонной инспекции ФНС N 15 России по Санкт-Петербургу,
Федеральной налоговой службе
об оспаривании решения регистрирующего органа и взыскании убытков,
установил:
Усачев Л.А. и Сойту М.А. обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании незаконным решения Межрайонной ИНФС России N 15 по Санкт-Петербургу (далее - ФНС, регистрирующий орган) от 05.05.2014 об отказе в государственной регистрации ООО "ЛЕНИНЖЕНЕРСНАБ" (далее - общество) при создании и взыскании из федерального бюджета убытков в сумме 6000 руб., складывающихся из уплаченной за регистрацию государственной пошлины в размере 4000 руб. и оплаты нотариальных услуг в сумме 2000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.01.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Усачевым Л.А. и Сойту М.А. подана и в судебном заседании представителем поддержана апелляционная жалоба. В судебном заседании пояснили, что судебный акт в части отказа во взыскании убытков не обжалуют, просили удовлетворить требования в части признания незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации. При подаче документов на регистрацию свидетельство о праве собственности не представлялось, в дело представлено для подтверждения позиции о действительности заявленного адреса в п. Лисий Нос, ул. Центральная, д. 2. Невозможности использования указанного адреса ответчиком не подтверждено, как и не представлено доказательств отсутствия данного объекта, либо нахождение его в состоянии, исключающем возможность регистрации юридических лиц. Оценку судом учреждения заявителями другого юридического лица ООО "ЛенТеплоСнаб" по адресу: Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, ул. Центральная, д. 2, лит. А, пом. 1-Н полагают неправомерной, поскольку относимым доказательством к рассматриваемому спору данное обстоятельство не является.
Федеральная налоговая службы в представленном отзыве и в судебном заседании возражала относительно апелляционной жалобы, решение просила оставить без изменения, ссылаясь, что нарушений требований действующего законодательства или прав заявителей при отказе в государственной регистрации не допущено. При заполнении заявлений по формам, установленным приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, носящим обязательный характер, необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)). Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица. Представленный в регистрирующий орган комплект документов не отвечал требованиям, установленным статьей 12 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) (далее - Закон о регистрации). Нарушения при оформлении документа, допущенные заявителем, приравниваются к отсутствию такого документа, что влечет за собой отказ в государственной регистрации. Наличие по указанному адресу магазина, а также намерение организации располагаться по этому адресу, свидетельствуют о том, что в строении имеются помещения. Таким образом, отсутствие в учредительных документах и заявлении, поданном на регистрацию юридического лица, указания на детальные элементы адреса послужило основанием для отказа в государственной регистрации. Обратили внимание, что 14.05.2014 в Инспекцию поступил практически идентичный комплект документов для регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 (вх.N 66115А), где заявители устранили ошибку, послужившую причиной отказа по предыдущему поданному ими комплекту документов, указав детализирующие адресные элементы, и 19.05.2014 принято решение о государственной регистрации другого ими учрежденного ООО "ЛенТеплоСнаб".
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке по части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы, возражения ответчика в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 28.04.2014 в регистрирующий орган поступил комплект документов с приложением формы N Р11001 о регистрации юридического лица при создании (вх. N60942А).
В заявления о государственной регистрации, в качестве места нахождения учреждаемого ООО "ЛЕНИНЖЕНЕРСНАБ" заявителями был указан адрес: 197755, Санкт-Петербург, п.Лисий Нос, ул.Центральная, дом 2.
По данному комплекту документов было вынесено решение об отказе в государственной регистрации в связи с тем, что среди представленных документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001, содержащее в п. 2 достоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
Полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителей, последние обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к мотивированным выводам о том, что представленное на государственную регистрацию заявление содержало неполный адрес места нахождения создаваемого юридического лица, а представление недостоверных документов при регистрации нарушает права и интересы как неограниченного числа лиц, так и налогового органа по осуществлению налогового учета и контроля, в связи с чем решение от 05.05.2014 принято регистрирующим органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением нормативных правовых актов, определяющих порядок государственной регистрации, нарушений прав и охраняемых законом интересов Усачева Л.А. и Сойту М.А. не допущено, и отказал в удовлетворении заявления.
Доводы подателей апелляционной жалобы отклонены, как не нашедшие объективного подтверждения в судебном заседании.
Поскольку при обращении с регистрирующий орган Усачевым Л.А. и Сойту М.А. адрес места нахождения учреждаемого ООО "ЛЕНИНЖЕНЕРСНАБ" был указан без детальных элементов, суд первой правомерно указал, что заявителями не были соблюдены требования к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 12 Закона о регистрации при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, а также что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 4 и пункту 2 статьи 12 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации и должно быть указано в уставе.
Сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, являющийся федеральным информационным ресурсом (пункт 1 статьи 4, подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации).
Закон о регистрации определяет государственную регистрацию как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах в соответствии с данным Законом (часть 2 статьи 1).
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица.
При этом перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о недостоверности адреса юридического лица, не является исчерпывающим.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61, регистрирующий орган должен мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.
В решении об отказе в регистрации от 05.05.2014 со ссылкой на приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ указано, что отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
В рассматриваемом случае подателем апелляционной жалобы не представлено доказательств наличия обязательственных правоотношений с собственником объекта недвижимости притом, что согласно имеющемуся в деле свидетельству о государственной регистрации права N 78-АЗ 222382 трехэтажное нежилое здание площадью 1498,4 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, ул. Центральная, д. 2 имеет литерный учет.
Согласно подпункту 5.1 пункта 2 статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации в случае непредставления определенных настоящим Законом документов, необходимых для государственной регистрации, допускается отказ в государственной регистрации.
Установив, что в представленном заявителем на регистрацию свидетельстве о государственной регистрации права арендодателя, указан неполный адрес места нахождения, принимая во внимание то обстоятельство, что форма Р11001 заявления предусматривает возможность детализации адреса, соответственно, заявление подано на регистрацию с неполными, а значит недостоверными сведениями об адресе места нахождения юридического лица.
Как следует из заявления о государственной регистрации и сведений ЕГРЮЛ, при учреждении другого хозяйственного общества по тому же адресу, Усачев Л.А. и Сойту М.А. привели все детализирующие элементы адреса - и литеру, и номер помещения.
Оспариваемое решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица соответствует требованиям статей 12, 23 Закона о регистрации, в связи с чем, является законным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение и действия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы суда первой инстанции не противоречат определению Верховного Суда РФ от 22.01.2015 по делу N А40-75664/13-2-439.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы или в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 110, 268 ч. 5, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда первой инстанции от 22.01.2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.С. Копылова |
Судьи |
Д.В. Бурденков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-37109/2014
Истец: Сойту Марина Александровна, Усачев Леонид Алексеевич
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N15 России по Санкт-Петербургу, Федеральная налоговая служба