г. Челябинск |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А76-32041/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Фединой Г.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 марта 2015 года по делу N А76-32041/2014 (судья Трапезникова Н.Г.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Компания "Техноэкспорт" - Нестеренко Е.И. (доверенность от 04.02.2015),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - Гавронская Л.Ю. (доверенность от 12.01.2015 N 05-10/000001), Назар И.В. (доверенность от 12.01.2015 N 05-10/000028).
Общество с ограниченной ответственностью Компания "Техноэкспорт" (далее - заявитель, ООО Компания "Техноэкспорт", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решений от 16.09.2014 N 68/13 и N 40/13э, вынесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Инспекция ФНС России по Центральному району г. Челябинска, налоговый орган) (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.03.2015 по настоящему делу требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью Компания "Техноэкспорт" удовлетворены в части признания недействительным решения от 16.09.2014 N 68/13 относительно доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 455 682,74 руб., начисления пеней в сумме 11 930,14 руб., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), штрафу 78 123,75 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворения требований, заявленных ООО Компания "Техноэкспорт" и принять по делу новый судебный акт, которым отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права. В частности, налоговый орган ссылается на неправильное применение арбитражным судом первой инстанции положений ст. 165, п. 9 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации, и не оспаривая факт представления ООО Компания "Техноэкспорт" во 2 квартале 2014 года полного пакета документов в целях подтверждения налоговой ставки 0 % по налогу на добавленную стоимость, указывает на то, что соответствующее право у заявителя в 1 квартале 2014 года отсутствовало, в связи с чем, обществу с ограниченной ответственностью Компания "Техноэкспорт" на законных основаниях был доначислен НДС, начислены пени, и применены меры налоговой ответственности. По мнению налогового органа, ООО Компания "Техноэкспорт" в данном случае следует представить уточненную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2014 года.
Представителем ООО Компания "Техноэкспорт" пояснено, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяется судом апелляционной инстанции в обжалуемой налоговым органом части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в обжалуемой части.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя в части требования, заявленные ООО Компания "Техноэкспорт", исходил из отсутствия у налогового органа правовых оснований для доначисления заявителю НДС, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, обществом с ограниченной ответственностью Компания "Техноэкспорт" 15.04.2014 Инспекцию ФНС России по Центральному району г. Челябинска была представлена налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 г., в которой налогоплательщиком налоговая база по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой базы налоговой ставки 0 % по которым документально подтверждена, определена в сумме 2 531 571 руб., и заявлен налоговый вычет в размере 379 544 руб.
По результатам проведенной налоговым органом камеральной налоговой проверки представленной заявителем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2014 года, Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Челябинска был составлен акт от 29.07.2014 N 2165/13э и вынесены решения:
- от 16.09.2014 N 68/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, - которым ООО Компания "Техноэкспорт" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 78 123,75 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость в результате неправильного исчисления налога, исчисленного в размере 20 % от 455 682,74 руб. Также данным решением ООО Компания "Техноэкспорт" на основании ст. 75 НК РФ начислены пени, составившие 11 930,14 руб. и предложено уплатить (зачесть в счет переплаты) НДС в сумме 455 682,74 руб.;
- от 16.09.2014 N 40/13э об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, - которым ООО Компания "Техноэкспорт" отказано в возмещении НДС за 1 квартал 2014 года в сумме 455 682,74 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 21.11.2014 N 16-07/004116, решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
Основанием для доначисления заявителю сумм НДС, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности послужили выводы Инспекции ФНС России по Центральному району г. Челябинска о непредставлении ООО Компания "Техноэкспорт" полного пакета документов, в подтверждение заявленной налоговой ставки 0 % по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
В соответствии со статьей 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В силу условий Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и принятым в соответствии с данным соглашением 11.12.2009 Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, с 01.07.2010 российским налогоплательщикам при заключении сделок с контрагентами - резидентами Белоруссии и Казахстана в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость соответствующих операций, следует руководствоваться вышеупомянутыми Соглашением и Протоколом.
Согласно статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктам 1, 2 статьи 1 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе", для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров из Российской Федерации в государства - членов Таможенного союза, налогоплательщики обязаны одновременно с налоговой декларацией представить следующие документы: 1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров; 2) выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза; 3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов Таможенного союза); 4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза; 5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
В силу п. 9 ст. 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1 - 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе".
В рассматриваемой ситуации из имеющихся в деле доказательств следует, а, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ООО Компания "Техноэкспорт" (поставщиком) в адрес ТОО "Казфосфат" (Республика Казахстан) (покупателем) на основании контракта от 12.02.2014 N 390/001 СНГ, был реализован товар на сумму 2 531 570,78 руб.
В данном случае ООО Компания "Техноэкспорт", в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 % при представлении налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года в налоговый орган был также представлен пакет документов, в котором отсутствовало заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов покупателя ТОО "Казфосфат" (Республика Казахстан).
Из материалов настоящего дела также следует, что указанное заявление было представлено налогоплательщиком после окончания камеральной проверки 31.07.2014.
В тоже время, как верно указано арбитражным судом первой инстанции, и не отрицается налоговым органом, данное заявление относится ко 2 кварталу 2014 г., по причине регистрации указанного заявления налоговым органом Республики Казахстан 18.04.2014 и наличии отметки об уплате НДС покупателем 22.04.2014.
При этом право на применение ООО Компания "Техноэкспорт" налоговой ставки по НДС 0 % во 2 квартале 2014 года Инспекцией ФНС России по Центральному району г. Челябинска подтверждено.
Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных п. 1 - 8 ст. 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ (налоговая ставка 0 %), производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ (последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов).
Таким образом, до истечения 180 дней на представление экспортного пакета документов налоговые вычеты по НДС могут быть заявлены только в периоде представления в налоговый орган этого пакета документов, то есть, применительно к рассматриваемой ситуации, во 2 квартале 2014 года.
В силу условий пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ указанные документы (их копии) представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта.
В соответствии с п. 9 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 ст. 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ, если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных процедурах экспорта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 Кодекса, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ (день отгрузки (передачи) товаров)).
В рассматриваемой ситуации полный пакет документов в целях подтверждения налоговой ставки по НДС 0 % собран налогоплательщиком в пределах указанного 180-дневного срока, соответственно, поскольку право на применение соответствующей налоговой ставки обществом с ограниченной ответственностью Компания "Техноэкспорт" подтверждено, хотя бы и во втором квартале 2014 года, однако, в пределах установленного срока, - фактически заявителем не допущена неполная уплата налога на добавленную стоимость, и оснований для его доначисления, а также начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности у заинтересованного лица не имелось.
Ссылки налогового органа на необходимость подачи заявителем уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года, судом апелляционной инстанции не принимаются, так как подача уточненной налоговой декларации в данном случае не устранит действие вступившего в силу (с учетом п. 1 ст. 101.2 НК РФ) решения от 16.09.2014 N 68/13, в связи с чем, у заявителя не имеется иного способа защиты нарушенного права, нежели признание недействительным данного решения налогового органа в судебном порядке.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования налогоплательщика в соответствующей части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части, не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 марта 2015 года по делу N А76-32041/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-32041/2014
Истец: ООО Компания "Техноэкспорт"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска