г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А56-81636/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Борисовой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: не явился-извещен ( уведомление N 33836);
от заинтересованного лица: Чебыкиной М.А. по доверенности от 12.01.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6408/2015) ООО "Новая Ижора" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2015 по делу N А56-81636/2014 (судья Константинова Е.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Новая Ижора"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
ООО "Новая Ижора" (196608, Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул. Автомобильная, д.3, лит.Б, ОГРН 1089847329648, далее - управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д.68, лит.А, далее- ГЖИ СПб, инспекция) от 19.11.2014 N 7084/14 о привлечении общества к административной ответственности по статьям 7.22 и части 4 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ООО "Новая Ижора" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Новая Ижора" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований по тем основаниям, что инспекцией нарушен пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку административный орган вышел за пределы проверочных мероприятий, определенные в распоряжении ГЖИ СПб.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило.
Представитель ГЖИ СПб с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя ГЖИ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 07.11.2014 по распоряжению ГЖИ СПб от 06.11.2014 N 03/1090-р, главным специалистом инспекции проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Новая Ижора". Основанием для проведения проверки послужила жалоба гражданина Мищенко В.А. на неудовлетворительное содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, находящегося в управлении ООО "Новая Ижора" и расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, улица Ростовская, дом 4, корпус 2.
В ходе проверки проведено техническое обследование указанного многоквартирного жилого дома, согласно которому установлено, что,
- на фасаде здания имеются загрязнения (объявления, самоклей) (нарушены п.п. 4.2.3.1, 4.2.3.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2003 N 170-далее-Правила N170);
- имеются трещины окрасочного слоя стен лестничных клеток, неоднородность окрасочного слоя, загрязнения (нарушены п.п. 3.2.8, 4.8.14 Правил N 170;
- наличие конденсата на трубопроводе канализации в подвальном помещении, не обеспечен температурно-влажностный режим (нарушены п.п. 5.8.3, 4.1 Правил N 170;
- частично отсутствует освещение подвального помещения (нарушен п. 4.1.3 Правил N 170);
- подвальное помещение частично подтоплено, увлажнено (нарушены п.п. 4.1.3, 3.4.1 Правил N 170);
- цоколь здания не защищен от увлажнения, нарушена гидроизоляция (нарушен п.4.2.1.4 Правил N 170).
Вышеуказанные факты нашли свое отражение в акте проверки от 07.11.2014 N 03/1090-р.
10.11.2014 в отношении ООО "Новая Ижора" составлен протокол об административном правонарушении N 031090-р, в котором обществу вменяется нарушение пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.9, 3.2.8, 4.8.14, 5.8.3, 4.1, 4.1.3, 3.4.1, 4.2.1.4 Правил N 170, ответственность за неисполнение которых предусмотрена ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что в подвальном помещении многоквартирного дома частично не восстановлена (с применением энергоэффективных материалов), местами отсутствующая теплоизоляция на трубопроводах системы центрального отопления, что является нарушением п. 4 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Закон N 261-ФЗ), и п.п. 2.1.1; 2.2.1 Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2012 N 405.
Указанное нарушение отражено в акте проверки от 07.11.2014 N 03/1090-р-1.
По признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, 10.11.2014 ГЖИ СПб составлен протокол N 03/1090-р-1 об административном правонарушении.
19.11.2014 на основании протоколов от 07.11.2014 N 03/1090-р, N 03/1090-р-1 и материалов административного дела, должностным лицом ГЖИ СПб вынесено постановление N7084/14 о привлечении ООО "Новая Ижора" к административной ответственности по статьям 7.22 и части 4 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей, с учетом положения части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Общество с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с тем, что вопросы энергосбережения не являлись предметом для проверочных мероприятий.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и признал доказанным вменяемые ООО "Новая Ижора" правонарушения.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации далее (ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3.1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая компания в тех случаях, если ей согласно статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что собственники помещений в вышеуказанном многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управление управляющей организацией ООО "Новая Ижора".
В материалы дела представлен договор управления от 08.02.2011 N СА-08/02-1 (с приложениемN 1-3), в соответствии с условиями которого общество приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
При названных обстоятельствах, правомерным является вывод суда, что именно на общество возложены функции по содержанию и обслуживанию спорного многоквартирного дома в связи с чем оно является субъектом административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, в силу приведенных норм именно ООО "Новая Ижора" обязано содержать в исправном состоянии общее имущество в многоквартирном доме.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила содержания общедомового имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
Пункт 10 Правил, гласит о том, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии обеспечивающей: безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 Правил определено содержание общего имущества в зависимости от состава конструктивных особенностей, степени физического износа и текущего состояния общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающей своевременное выявление несоответствие общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержанию общего имущества.
Согласно пункту 13 Правил, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В соответствии с требованиями пункта 14 Правил, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.
В обоснование необходимости производства капитального ремонта, в том числе неотложных мер по устранению выявленных недостатков, многоквартирного дома общество соответствующий акт осмотра не представило.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В силу пункта 5.2.22 Правил трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Правил при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Согласно пункту 4.1.15 Правил не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В соответствии с пунктом 3.2.8 Правил окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
В соответствии с пунктом 4.2.1.3 Правил не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация. Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм.
В силу пункта 3.2.16 Правил размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
Факт нарушения обществом требований пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.9, 3.2.8, 4.8.14, 5.8.3, 4.1, 4.1.3, 3.4.1, 4.2.1.4 Правил по адресу: г. Санкт-Петербург, г.Ломоносов, ул.Сафронова, д.1, ул.Красного Флота, д.7а, ул.Сафронова, д.8, подтверждается актом проверки от 07.09.2014 N 03/1090-р с фотоматериалами и протоколом об административном правонарушении от 07.09.2014 N 03/1090-р.
Частью 4 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Частью 4 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом N 261-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (часть 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ).
В целях реализации вышеуказанного Закона, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2012 N 405 утвержден перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственником помещений в многоквартирном доме.
В ходе проведения проверки также было установлено и отражено в акте от 07.09.2014 N 03/1090-р-1, что в подвальном помещении многоквартирного дома частично не восстановлена (с применением энергоэффективных материалов), местами отсутствующая теплоизоляция на трубопроводах системы центрального отопления. Иного обществом не доказано.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 и частью 4 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ГЖИ СПб доказала как факт совершения правонарушения, так и вину управляющей компании, обосновав правомерность привлечения к административной ответственности.
Порядок привлечения общества к административной ответственности ГЖИ СПб соблюден, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок привлечения заявителя к административной ответственности не нарушен.
Довод общества о нарушении инспекцией положений части 2 статьи 10 Закона N294-ФЗ является необоснованным, поскольку надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проверку на выполнение управляющей компанией обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Ссылка общества на то, что на момент проверки не истек срок выполнения предписания об устранении вышеуказанных нарушений, апелляционным судом не принимается, поскольку несвоевременное выполнение предписания не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал объективную оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 февраля 2015 года по делу А56-81636/2014, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Новая Ижора" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81636/2014
Истец: ООО "Новая Ижора"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга