г. Хабаровск |
|
26 мая 2015 г. |
А04-7902/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кумаевым Д.В.
при участии в заседании:
от Федерального агентства связи: не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Гуднет": не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Гуднет"
на решение от 11.03.2015
по делу N А04-7902/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по иску Федерального агентства связи (Россвязь)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Гуднет"
о взыскании 682 526,83 руб.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство связи (ОГРН 1047796500311, ИНН 7710549038, далее - Россвязь, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Гуднет" (ОГРН 1092801002711, ИНН 2801141590, далее-ООО "Гуднет", ответчик) о взыскании
682 526,83 рублей, из которых 625006,00 руб. обязательные платежи в резерв универсального обслуживания и 57 520,83 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2011 по 12.11.2014 (с учетом уточнения иска, принятого судом в соответствии с требованиями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 11.03.2015 с ответчика в пользу истца взыскано 625 006,00 руб. обязательных платежей в резерв универсального обслуживания. В удовлетворении требований о взыскании с ООО "Гуднет" 57 520,83 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами отказано.
Не согласившись с решением суда в части взыскания обязательных платежей, ООО "Гуднет" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы об отсутствии у истца полномочий для взыскания обязательных платежей. Отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания обладают всеми признаками налогового платежа, при этом в законе не закреплены основные элементы налогообложения, что противоречит Конституции и нарушает права оператора.
Россвязь представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец не согласился с ней, указав на наличие у операторов связи в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" обязательств по внесению обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы. Федеральное агентство является главным администратором доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов связи в резерв универсального обслуживания.
Стороны, извещенные о рассмотрении жалобы надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается без их участия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, поскольку ответчик согласно доводам жалобы обжалует часть судебного акта (в части которой иск удовлетворен), стороны не заявили возражений по проверке только части судебного акта, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьям 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Гуднет" является оператором сети связи общего пользования и на основании лицензий N 12903 (сроком действия с 10.06.2014 по 10.06.2019) оказывает услуги связи для целей кабельного вещания, N 120772 (сроком действия с 02.02.2014 по 02.07.2019) -услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, N 120773 (сроком действия с 02.07.2014 по 02.07.2019)- телематические услуги связи на территории Амурской области.
Согласно представленным ответчиком в Россвязь сведениям о доходах за 3, 4 кварталы 2011; 1, 2, 3, 4 кварталы 2012; 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 и 1, 2 кварталы 2014, размер обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за указанный период составляет 625 006,00 руб.
01.09.2014 Россвязь направило в адрес оператора связи уведомление (исх. П33-1-72-4537), в котором сообщило о наличии задолженности по обязательным отчислениям и необходимости ее погашения.
Неисполнение указанных требований явилось основанием для обращения Россвязи в Арбитражный суд Амурской области с настоящим иском.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период) в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Средства резерва универсального обслуживания расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники (пункт 1 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 60 Закона N 126-ФЗ базой для расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования предусмотрена в размере 1,2 процента от доходов от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования (пункт 3 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41 "Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по утвержденной форме.
В случае если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (пункт 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Порядок формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 243 "Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания" (далее - Правила N 243).
Согласно пункту 9 Правил N 243 мониторинг правильности и своевременности осуществления операторами связи обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв производится Федеральным агентством связи в порядке, устанавливаемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 5.14 Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2004 N 320, Федеральное агентство связи (Россвязь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.
Федеральными законами от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" определено, что Агентство является главным администратором доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Судом установлено, что ответчиком не произведены обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания за третий и четвертый кварталы 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года, 1-4 кварталы 2013 года, 1,2 кварталы 2014 года в сумме 625 006 руб.
Размер обязательных платежей, подлежащих уплате, период задолженности подтвержден материалами дела и самими ответчиком.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод об обращении Россвязи с иском в рамках предоставленных ему полномочий, и правомерно удовлетворено исковое требование о взыскании указанной задолженности.
Обязанность операторов сети связи общего пользования производить обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания предусмотрена законом (статья 60 Закона N 126-ФЗ), соответствие которого Конституции Российской Федерации не отнесено к полномочиям арбитражного суда.
Повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения, что исключает удовлетворение апелляционной жалобы. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 11.03.2015 по делу N А04-7902/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Гуднет" (ОГРН 1092801002711) в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7902/2014
Истец: Федеральное агенство связи (Россвязь)
Ответчик: ООО "Гуднет"