г. Москва |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А40-208405/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева (единолично)
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Самойловой С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 февраля 2015 года
по делу N А40- 208405/14, принятое судьёй Белицкой С.Б.
в порядке упрошенного производства
по иску ОАО "Архангельское ЦБК"
к ОАО "РЖД" о взыскании 254 992, 95 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: извещен
от ответчика: Козлова М.А. (доверенность от 26.01.2015)
УСТАНОВИЛ
ОАО "Архангельский ЦБК" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" (далее ответчик) о взыскании 254 992,92 руб. пени за просрочку в доставке груза (ст.ст. 33, 97 УЖТ РФ).
Решением суда от 27 февраля 2015 г., принятым в порядке упрощенного производства, иск удовлетворен в полном объеме. При этом суд пришел к выводу, что ответчиком нарушены сроки перевозки в отсутствие обстоятельств для их продления. Оснований для применения ст. 333 ГК РФ суд не усмотрел.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске в части 95 469,39 руб., в остальном применить ст. 333 ГК РФ.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что по железнодорожной накладной N ЭМ 906107 срок доставки был увеличен на 5 суток по договору с грузоотправителем.
По железнодорожным накладным N N ЭМ772906, ЭМ773090, ЭМ855388, ЭМ855415, ЭМ855445, ЭМ855489, ЭМ877801, ЭМ882896, ЭМ893430, ЭМ893431, ЭМ893566, просрочка отсутствует ввиду исчисления сроков доставки по фактически пройденному расстоянию (п. 8 Правил N 27). Суд необоснованно не применил ст. 333 ГК РФ.
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, апелляционная инстанция находит решение суда от 27 февраля 2015 г. подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, в период май - июнь 2014 г. ОАО "РЖД" принят к перевозке груз, доставленный на станцию назначения с нарушением сроков, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими отметками, проставленными перевозчиком в прилагаемых к настоящему исковому заявлению копиях железнодорожных транспортных накладных.
При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта.
В соответствии с ч.2 ст.784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно п.2 ст.785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" определено, что груз это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке.
Согласно ст.33 УЖТ РФ предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей.
В соответствии со ст.792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
Исходя из указанной нормы, перевозчик обязан доставить вагоны в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии со ст.793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст.400 ГК РФ, ст. 133 УЖТ РФ ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограничений ответственности в пределах, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, а в случаях им установленных - соглашением сторон.
Согласно сведений, содержащихся в ж.д.накладных, доставка вагонов на станцию назначения осуществлена с нарушением сроков доставки.
В соответствии с абз. 6 ст.33 УЖТ РФ за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно ст.97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со ст.33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
На основании ст.ст.97, 120 Устава железнодорожного транспорта РФ истцом за просрочку доставки груза начислены пени в размере 254.992 руб. 95 коп.
Согласно ст. 120 УЖТ РФ до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
В соответствии со ст. 123 УЖТ РФ претензии об уплате штрафов и пеней могут быть предъявлены к перевозчику в течение сорока пяти дней. Данный срок исчисляется со дня выдачи груза. При этом перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных ст. 123 Устава сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Направленные истцом в адрес ответчика претензии, оставлены последним без удовлетворения.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции посчитал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Довод ответчика об увеличении срока доставки по железнодорожной накладной N ЭМ 906107 суд отклонил ввиду того, что истец не является стороной договора N Л-063-14 от 02.12.2013, заключенного перевозчиком с грузоотправителем.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно ст. 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Таким образом, сторонами договора перевозки являются отправитель и перевозчик.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пунктом 11 Правил перевозчик обязан доставить груз по назначению и в установленное время. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут, предусмотреть в договоре иной срок доставки груза, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
Следовательно, увеличение сроков доставки груза возможно по соглашению сторон.
Предметом договора является регулирование взаимоотношений, сторон, связанных с установлением иных, чем определены Правилами" сроков доставки грузов по железной дороге при осуществлении перевозок грузов и/или порожних собственных (арендованных) вагонов, отравляемых со станции Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", что было сделано при отправке по транспортной железнодорожной накладной N ЭМ906107 со станции Плесецкая Сев.ж.д. в адрес ОАО "Архангельский ЦБК", о чем в графе 2 "Особые заявления и отметки отправителя" имеется указание на увеличение срока доставки до 5 суток и ссылка на договор.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что вагон N 59029777 принадлежит ОАО "Архангельский ЦБК", Напротив, согласно спорной накладной собственником вагона является ОАО "Архбум", Следовательно, согласие грузополучателя на увеличение срока доставки груза не требуется, поскольку вагоны ему не принадлежат.
Изложенное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.04.2013 N 17674/12.
В железнодорожной накладной имеется отметка о том, что срок доставки продлевается на 5 суток в связи с наличием соответствующего договора, этот срок уже включен в нормативный срок доставки, указано "срок доставки истекает 09.06.2014 г.". дата фактического прибытия груза - 05.06.2014 г., в связи с чем просрочка в доставке груза отсутствует.
Следовательно, пеня в размере 1 404,09 руб. взыскана судом первой инстанции неправомерно.
Доводы ответчика об исчислении срока доставки по опасному грузу исходя из фактически пройденного расстояния не могут быть приняты во внимание.
В соответствии п. 8. Правил сроки доставки опасных грузов определяются по фактически пройденному расстоянию с учетом обхода железнодорожных транспортных узлов, перечень которых публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом, исходя из норм суточного пробега, указанных в пункте 2.1 настоящих Правил.
Таким образом, ответчик с целью применения п.8 Правил N 27 должен был по спорным накладным указать те железнодорожные узлы, расположенные по маршруту следования и опубликованные в сборнике правил, которые перевозчик вынужден был обойти. Подобного расчета ответчиком не приведено.
Довод ответчика о необходимости применения ст. 333 ГК РФ отклоняется судебной коллегией, поскольку предусмотренная ст.97 УЖТ РФ неустойка является законной (ст.332 ГК РФ) и помимо компенсационных мер, носит и штрафной в отношении монополиста характер.
Кроме того, размер ответственности перевозчика является изначально ограниченным внесенной провозной платой (ст.400 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, с целью снижения ответственности, установленной законом, ответчик должен был для обоснования применения ст.333 ГК РФ сослаться на экстраординарные доказательства, препятствовавшие надлежащему исполнению обязательств.
Между тем, таких доказательств ответчик не привел, в связи с чем в применении ст.333 ГК РФ суд отказал правомерно.
Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 272.1, 229, 269, п.4 ч.1 ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 февраля 2015 года по делу N А40-208405/14 изменить. Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "Архангельское ЦБК" 253 588 руб. 86 коп. - пени, 8 044 руб. 25 коп. - в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208405/2014
Истец: ОАО "АРХАНГЕЛЬСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ", ОАО "Архангельское ЦБК"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"