г. Самара |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А72-1135/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 мая 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 марта 2015 года по делу N А72-1135/2015 (судья Тимофеев В.В.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7325019720, ОГРН 102730093114), г. Ульяновск,
к Государственному учреждению здравоохранения "Сенгилеевская центральная районная больница" (ИНН 7316002550, ОГРН 1027300931140), г. Сенгилей, Ульяновская обл.,
третьи лица:
Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, г. Ульяновск,
Управление Росздравнадзора по Ульяновской области, г. Ульяновск,
открытое акционерное общество "Кварц", р.п. Селикатный, Сенгилеевский район, Ульяновская обл.,
МОУ Цемзаводская СОШ,
общество с ограниченной ответственностью "КПД-1", г. Ульяновск,
ОГКУ "Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области", г. Ульяновск,
МОУ Сенгилеевская СОШ N 2, г. Сенгилей, Ульяновская обл.,
ОГБУ "Сенгилеевская районная станция по борьбе с болезнями животных", г. Сенгилей, Ульяновская обл.,
о взыскании расходов,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, ГУ УРО ФСС РФ, Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению здравоохранения "Сенгилеевская центральная районная больница" о взыскании 18 682 руб. 79 коп.(л.д.3-9).
Определением от 19.02.2015 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: ОАО "Кварц", МОУ Цемзаводская СОШ, ООО "КПД - 1", ОГКУ "Служба гражданской защиты и гражданской безопасности Ульяновской области", МОУ Сенгилеевская СОШ N 2, ОГБУ "Сенгилеевская районная станция по борьбе с болезнями животных".
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.03.2015 по делу N А72-1135/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.85-87).
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.90-91).
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с Порядком осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 N 1345н, пункта 10 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N624н в период с 21.05.2014 по 11.06.2014 проведена плановая проверка экспертизы временной нетрудоспособности в Государственном учреждении здравоохранения "Сенгилеевская центральная районная больница" (далее - больница).
Проверяющими установлены нарушения пункта 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N624н), которые отражены в акте проверки (л.д.18-23):
- Зайцевой Наталье Гереевне выдан листок нетрудоспособности N 088 108 478 821 на период с 10.03.2013 по 15.03.2013 с нарушением пункта 14 Порядка N 624н - выдача листка нетрудоспособности за прошедший период времени без решения врачебной комиссии;
- Кудряшовой Ольге Ивановне выдан листок нетрудоспособности N 088 108 814 971 на период с 30.09.2013 по 09.10.2013 с нарушением: пункта 5 Порядка N 624н - продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы; пункта 26 Порядка N 624н - листок нетрудоспособности не выдается гражданам, обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности;
- Корюковой Татьяне Геннадьевне по одному страховому случаю продлен листок нетрудоспособности N 107 165 354 220 (первичный) на период с 20.12.2013 по 20.12.2013 и в продолжение выдан листок нетрудоспособности N 121 800 619 572 на период с 21.12.2013 по 17.01.2014 с нарушением пункта 58 Порядка N 624н - отсутствует отметка о нарушении режима код 24 - несвоевременная явка на прием к врачу;
- Мизюрину Александру Викторовичу продлен листок нетрудоспособности N 096 764 391 541 на период с 02.08.2013 по 06.08.2013 с нарушением пункта 5 Порядка N 624, согласно которому продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы;
- Макаровой Юлии Валентиновне продлен листок нетрудоспособности N 102 292 750 573 на период с 30.10.2013 по 01.11.2013 с нарушением пункта 5 Порядка N 624, согласно которому продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы;
- Силантьевой Елене Николаевне продлен листок нетрудоспособности N 096 764 354 714 в период с 11.07.2013 по 19.07.2013 с нарушением пункта 5 Порядка N 624н, согласно которому продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы;
- Федисовой Светлана Сергеевне продлен листок нетрудоспособности N 088 108 892 844 на период с 11.03.2013 по 12.03.2013 с нарушением пункта 58 Порядка N 624н - отсутствует отметка о нарушении режима код 24 - несвоевременная явка на прием к врачу;
- Филиппову Николаю Валерьевичу продлен листок нетрудоспособности N 102 292 684 461 в период с 24.10.2013 по 25.10.2013 с нарушением: пункта 58 Порядка N 624н - отсутствует отметка о нарушении режима код 24 - несвоевременная явка на прием к врачу; пункт 26 Порядка N 624н - листок нетрудоспособности не выдается гражданам, обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности.
По сведениям Фонда социального страхования, листки нетрудоспособности, выданные с нарушением установленного порядка оплачены работодателями - страхователями за счет средств Фонда социального страхования на общую сумму 18 682 руб. 79 коп.
Фондом социального страхования в адрес ГУЗ "Сенгилеевская центральная районная больница" направлена претензия от 24.09.2014 N 01-17/10/32985 с требованием добровольного возмещения понесенных Фондом социального страхования расходов на сумму 18 682 руб. 79 коп.
Поскольку больница добровольно убытки не возместила, Фонд социального страхования обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 18 682 руб. 79 коп.
Фонд в обоснование своих требований указывает, что лечебным учреждением выданы листки нетрудоспособности, оформленные с нарушением Порядка N 624н, на основании которых работодателями за счет средств Фонда выплачены пособия по временной нетрудоспособности, поэтому названными действиями лечебное учреждение причинило ущерб в размере незаконно выплаченных пособий.
ГУЗ "Сенгилеевская центральная районная больница" с требованиями заявителя не согласны, в представленном суду отзыве пояснило, что лечебное учреждение в данном случае не является субъектом обязательного социального страхования, и выдача листков нетрудоспособности с нарушением действующего законодательства влечет для него ответственность не гражданско-правового характера.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
В соответствии со статьям 7 и 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страховых рисков является временная нетрудоспособность, страховым обеспечением которого определено пособие по временной нетрудоспособности.
Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ), в связи с чем, Фонд социального страхования обязан своевременно выплатить страховое возмещение (подпункт 2 пункта 2 статьи 11 Закона N 65-ФЗ).
Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности перечислены в статье 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 225-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 3 этой статьи).
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок).
В силу пункта 1 Порядка документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Согласно статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.
Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 26 Порядка N 624н предусмотрено, что листок нетрудоспособности не выдается гражданам, обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности.
Следовательно, основанием для выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Суд перовой инстанции правомерно отклонил доводы Фонда о том, что выявленные в медицинской документации нарушения недостаточны для постановленных диагнозов и выдачи листов нетрудоспособности.
Суд первой инстанции установил, что в рассматриваемом случае листки нетрудоспособности выданы врачом лечебного учреждения на основе оценки состояния здоровья каждого гражданина с учетом характера и условий его труда и в связи с наличием у него имеющихся заболеваний, были указаны основания и установлены диагнозы, определены признаки временной нетрудоспособности, что отражено в имеющейся в материалах дела медицинской документации.
Часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Выдача врачом листка нетрудоспособности только при кризисном состоянии больного, при наличии признаков обострения заболевания в совокупности, несмотря на наличие признаков значительного отклонения состояния здоровья больного от нормы, противоречит статьям 39, 41 Конституции Российской Федерации.
Доказательства, свидетельствующих о необоснованной постановке диагнозов, трудоспособности больных в период выдачи листов нетрудоспособности, привлечения работников медицинского учреждения к предусмотренной законодательством ответственности за незаконное установление диагноза заболевания, либо ненадлежащей квалификации лечащего врача, в материалах дела отсутствуют.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховщик имеет право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Вместе с тем возмещение ущерба - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ в возмещении убытков.
Заявленная Фондом социального страхования ко взысканию сумма представляет собой сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователями за счет средств обязательного социального страхования застрахованным лицам на основании предъявленных ими листков нетрудоспособности, выданных больницей с нарушением Порядка, расходы на обязательное социальное страхование по которым приняты Фондом.
Следовательно, отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и больницей, выдавшей листок нетрудоспособности.
Лечебное учреждение в данном случае не является субъектом обязательного социального страхования, и выдача листков нетрудоспособности с нарушением действующего законодательства влечет для него ответственность не гражданско-правового характера.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что действия больницы по выдаче спорных листков нетрудоспособности не находятся в прямой причинно-следственной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на их оплату, поэтому обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Фонду социального страхования в удовлетворении исковых требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
По правилам, установленным в абзацем 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 110, 112, 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 марта 2015 года по делу N А72-1135/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1135/2015
Истец: ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: ГУЗ "Сенгилеевская центральная районная больница"
Третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, МОУ Сенгилеевская СОШ N2, МОУ Сенгилеевская средняя общеобразовательная школа N2, МОУ Цемзаводская СОШ, МОУ Цемзаводская средняя общеобразовательная школа, ОАО "Кварц", ОГБУ "Сенгилеевская районная станция по борьбе с болезнями животных", ОГКУ "Служба гражданской защиты и гражданской безопасности Ульяновской области", ОГКУ "Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области", ООО "КПД-1", Управление Росздравнадзора по Ульяновской области