Требование: о признании незаконными действий в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А13-7826/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 мая 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от индивидуального предпринимателя Екимовой Надежды Васильевны Бухарина С.В. по доверенности от 23.04.2015 N 1, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области Леденцовой И.Ю. по доверенности от 30.12.2014 N 224, от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Толочко М.Н. по доверенности от 30.04.2015 N 01-08-35/10588, от администрации Кирилловского муниципального района Кузнецовой И.В. по доверенности от 03.10.2014 N 17, Юлина А.В. по доверенности от 04.08.2014 N 13, Смирновой Н.В. по доверенности от 03.10.2014 N 16, от администрации сельского поселения Горицкое Кузнецовой И.В. по доверенности от 01.09.2014 N 1, от общества с ограниченной ответственностью "Базис" Сизмяковой А.С. по доверенности от 12.01.2015, от Правительства Вологодской области Веселовой Е.Л. по доверенности от 15.01.2015 N 01-0204/15, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Стрекаловой Л.Н. по доверенности от 11.11.2014 N 98,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, общества с ограниченной ответственностью "Базис", Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 марта 2015 года по делу N А13-7826/2014 (судья Логинова О.П.),
установил:
индивидуальный предприниматель Екимова Надежда Васильевна (161100, Вологодская обл., г. Кириллов, пер. Краснослободский, д. 3; ОГРНИП 304353336601287, ИНН 351100002596; далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25; ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735; далее - Управление) о признании незаконными действий по утверждению границ зоны с особыми условиями использования территорий национального парка "Русский север" и направлению документов в порядке информационного взаимодействия для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах этой зоны в части включения земельного участка с кадастровым номером 35:05:0303025:11, площадью 221 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, улица Центральная, дом 13, в составе кадастрового квартала 35:05:0303025 общей площадью 187 га (с учетом уточнения предъявленных требований, принятого судом).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (123995, г. Москва, ул. Большая Грузинская, д. 4/6, корп. 1; ОГРН 1027700221450, ИНН 7710256289; далее - Министерство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (далее - Кадастровая палата), Правительство Вологодской области (далее - Правительство), администрация Кирилловского муниципального района (далее - Администрация района), федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Русский Север" (далее - ФГУП "Национальный парк "Русский Север"), администрация сельского поселения Горицкое (далее - Администрация поселения), общество с ограниченной ответственностью "Базис" (160515, Вологодская обл., Вологодский р-н, п. Семенково, ул. Первомайская, д. 17; ОГРН 1023500596228, ИНН 3507003847; далее - ООО "Базис").
Решением суда от 06.03.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконными действия Управления по утверждению границ зоны с особыми условиями использования территорий национального парка "Русский север" и направлению документов в порядке информационного взаимодействия для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах этой зоны в части включения земельного участка с кадастровым номером 35:05:0303025:11, площадью 221 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, улица Центральная, дом 13, в составе кадастрового квартала 35:05:0303025 общей площадью 187 га как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ); обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя, рассмотреть вопрос об изменении зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский север" в части исключения земельного участка с кадастровым номером 35:05:0303025:11 площадью 221 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, улица Центральная, дом 13; взыскал с Управления в пользу Предпринимателя 200 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении иска полностью. Доводы жалобы сводятся к следующему. Нормативных актов, изменяющих границы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.1992 N 182 (далее - Постановление N 182), уполномоченным органом власти не принималось. Таким образом, границы национального парка "Русский Север" определены при его создании, установлены вышеуказанным нормативным актом и остаются неизменными с 1992 года. То обстоятельство, что в соответствии с кадастровой выпиской земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым территориям. Приватизация же земель особо охраняемых природных территорий законом запрещена. Ответчик не согласен с выводами суда о том, что решение Горицкого сельского Совета народных депутатов от 26.09.1990 не учитывалось при проведении кадастровых работ, составлении карты (плана) границ зоны с особыми условиями использования территории национального парка и ее утверждении, установлении границ земельных участков национального парка и направлении соответствующих документов для внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости. Идея создания национального парка берет свое начало с 1989 года. Материалы работ, выполненные институтом "Союзгипролесхоз", легли в основу Постановления N 182, тем самым подытожив проведенные институтом работы. В связи с этим Правительство Российской Федерации при издании Постановления N 182 руководствовалось только предоставленными материалами института "Союзгипролесхоз", без учета решения Горицкого сельского Совета народных депутатов 3 сессии 21 созыва от 26.09.1990. Поскольку национальный парк "Русский север" создан в соответствии с Постановлением N 182, которым также определены его границы и состав земель, то у Управления отсутствовала необходимость учитывать решение Горицкого сельского Совета народных депутатов от 26.09.1990. Кроме того, Управление узнало о существовании такого решения только после обращения Предпринимателя в суд с соответствующим заявлением. Узнать о наличии такого решения раньше ответчику не представлялось возможным, поскольку заказчиком работ по государственному контракту с ООО "Базис" Управление не выступало, исходных данных для выполнения работ по государственному контракту исполнителю в лице ООО "Базис" не предоставляло.
Министерство также не согласилось с решением суда и обратилось с жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить полностью, отказать Предпринимателю в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к следующему. Границы национального парка "Русский север" определены при его создании и впоследствии только уточнялись. Из материалов дела следует, что сельское поселение Горицы входит в границы национального парка "Русский север" с момента его образования в 1992 году. Вывод суда о том, что Постановлением N 182 не предусмотрено создание зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский север", фактически решение об установлении такой зоны принято Управлением путем утверждения карты (плана) границ национального парка "Русский север", основан на неправильном применении норм материального права и противоречит фактическим обстоятельствам дела. Сведения о границах национального парка "Русский север" приобрели юридическую силу с момента издания соответствующих нормативно-правовых актов. Внесение данных о границах национального парка "Русский север" в Государственный кадастр недвижимости в формате сведений о зоне с особыми условиями использования территории осуществлялось исключительно с целью их учета в соответствии с требованиями Закона N 221-ФЗ. Заявителем изначально выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Выводы суда о том, что на момент принятия Постановления N 182 село Горицы не вошло в границы национального парка "Русский север", не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом не установлено, какие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности нарушены оспариваемыми действиями. Предусмотренные статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основания для признания оспариваемых действий незаконными отсутствуют. Вывод суда о том, что в результате оспариваемых действий Управления территория национального парка "Русский север" увеличилась на 1595 га, что противоречит статье 14 Закона N 33-ФЗ и Постановлению N 182, не соответствует нормам материального права. Поскольку в результате межевания площадь национального парка "Русский север" (по сравнению с данными от 1992 года) увеличилась менее чем на 10 %, оспариваемые действия Управления соответствуют абзацу третьему пункта 1 статьи 18 Закона N 221-ФЗ, а вывод суда, напротив, противоречит ему. Фактическое местоположение границ национального парка "Русский север", установленное вышеуказанными нормативно-правовыми актами, в результате проведенных землеустроительных работ не изменилось.
ООО "Базис" также обжаловало решение суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Предпринимателю в удовлетворении иска полностью. Считает судебный акт необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Доводы жалобы сводятся к следующему. Нормативных актов, изменяющих границы, установленные Постановлением N 182, уполномоченным органом не принималось. Таким образом, границы национального парка "Русский север" определены при его создании, подробно описаны в материалах института "Союзгипролесхоз" и остаются неизменными. Сведения об особо охраняемых природных территориях, в том числе сведения о границах национальных парков, вносятся в Государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. Наличие или отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости о нахождении земельного участка истца в границах территории национального парка "Русский север" или его зоны охраны не влияют на факт существования указанной территории данного национального парка и его зоны охраны в указанных границах.
Министерство в отзыве на апелляционные жалобы Управления и ООО "Базис" и представитель в судебном заседании поддерживают их доводы. Представитель в судебном заседании также поддержал доводы своей жалобы, просил ее удовлетворить.
От Управления поступили дополнения к жалобе, в которых ответчик поддерживает доводы, изложенные ранее в полном объеме, просит свою жалобу удовлетворить, решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель в судебном заседании поддержал доводы своей жалобы и дополнений к ней, просил жалобу удовлетворить, поддержал доводы жалоб Министерства и ООО "Базис".
Представитель ООО "Базис" в судебном заседании поддержал доводы своей жалобы, просил ее удовлетворить, поддержал доводы жалоб Министерства и Управления.
Администрация района в возражениях на апелляционные жалобы и представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Истец в письменных возражениях на жалобы и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Правительство в отзыве на жалобы и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Представитель Администрации поселения в судебном заседании возражал относительно удовлетворения жалоб.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании возражал против удовлетворения жалоб.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, Кадастровая палата ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Президиумом Вологодского областного Совета народных депутатом принято решение от 26.11.1991 N 313 "Об организации государственного природно-исторического национального парка "Русский Север" (т. 2, л.д. 32-33), согласно которому общая площадь составляет 216,9 тыс. га, из них первая очередь 166,4 тыс. га согласно приложению 1.
Данное решение 03.01.1992 направлено Областным Советом народных депутатов в Правительство Российской Федерации с предложением организовать на территории Вологодской области национальный парк "Русский Север", при этом указано, что материалы, обосновывающие организацию парка, представлены институтом "Союзгипролесхоз" в мае 1991 года (т. 5 л.д. 175).
Впоследствии, 20.03.1992, Правительством Российской Федерации принято постановление N 182 "О создании национального природного парка "Русский Север" Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в Вологодской области" (т. 2 л.д. 29).
Согласно указанному постановлению Правительством приняты предложения органов исполнительной власти Вологодской области:
о создании парка общей площадью 166,4 тыс га;
о предоставлении в пользование национальному парку 75,9 тыс га земель государственного лесного фонда Кирилловского механизированного лесхоза Вологодского лесохозяйственного объединения;
о включении в состав национального природного парка "Русский Север", без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс га земель сельскохозяйственного и иного назначения, в том числе земель: колхоза имени Кирова - 16,6 тыс га, колхоза "Россия" - 3,3 тыс га, совхоза "Родина" - 19,3 тыс га, совхоза "Горицкий" - 16 тыс га, совхоза "Труженик" - 3,8 тыс га, совхоза "Николоторжский" - 9,5 тыс га, совхоза "Организатор" - 16,4 тыс га, Пустынского психоневрологического интерната - 0,1 тыс га, Вогнемского психоневрологического интерната - 0,5 тыс га, города Кириллова - 0,6 тыс га, объединения "Вологодавтодор" - 0,7 тыс га, земель запаса - 0,3 тыс га, Кирилловского производственного участка объединения "Вологдамежхозлес" - 0,2 тыс га, карьероуправления - "Севзапиндустрия" - 0,3 тыс га, Северо-Двинского канала Вологодского техучастка - 2,2 тыс га, прочих организаций - 0,7 тыс га.
Указанным постановлением администрации Вологодской области совместно с Министерством поручено уточнить границы национального природного парка "Русский Север", а также совместно с Министерством осуществить в 1992 году организационно-технические мероприятия, связанные с созданием национального природного парка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 990 национальный природный парк "Русский Север" переименован в национальный парк "Русский Север".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р национальный парк "Русский Север" включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Министерства.
ООО "Базис" на основании государственного контракта от 15.09.2008 N 13/95 проведены землеустроительные и кадастровые работы на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения - национального парка "Русский Север", по результатам которых подготовлены проект территориального землеустройства по установлению местоположения границ земельных участков национального парка "Русский Север" на землях особо охраняемых территорий Кирилловского муниципального района и землеустроительное дело по составлению карты (плана) границ зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север".
Руководитель Управления 31.10.2008 утвердил проект территориального землеустройства по установлению местоположения границ земельных участков национального парка на землях особо охраняемых территорий Кирилловского муниципального района и землеустроительное дело по составлению карты (плана) границ зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север".
Управление 12.11.2009 обратилось в Кадастровую палату с заявлением о внесений сведений в государственный кадастр недвижимости о зоне с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север".
Решением Кадастровой палаты от 03.12.2009 N 05/09-2000 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север".
В кадастровом паспорте земельного участка номер 35:05:0303025:11 (т. 1 л.д. 43-46) имеется запись: "Земельный участок полностью входит в зону "Зона с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Севере" 35.05.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.1992 N 182".
Предприниматель, полагая, что действия Управления по утверждению границ данной зоны и направлению в орган кадастрового учета документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах такой зоны не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании данных действий.
Заявленные суду требования мотивированы следующими обстоятельствами, которые подтверждаются материалами дела и участниками процесса не оспариваются.
В соответствии с постановлением главы Горицкого сельсовета от 30.12.1998 N 36 земельный участок с кадастровым номером 35:05:0303025:11, площадью 221 кв.м, расположенный по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, улица Центральная, дом 13 предоставлен Екимовой Н.В. Договор аренды данного земельного участка заключен 30.12.1998.
На данном земельном участке расположено здание магазина, принадлежащее Предпринимателю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.02.1999.
Предприниматель, в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, 17.04.2014 обратился в администрацию Кирилловского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого зданием, в собственность за плату, с разрешенным использованием - для размещения магазина (т. 1 л.д. 47).
Письмом от 28.04.2014 N 674 (т. 1 л.д. 48-49) администрация Кирилловского муниципального района отказала Предпринимателю в оформлении права собственности на земельный участок, указав, что испрашиваемый земельный участок находится в селе Горицы, которое расположено в границах зоны с особыми условиями использования территорий национального парка "Русский север". Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский север" внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Кадастровой палаты N 05/09-200, принятого 03.12.2009.
Данное решение принято на основании заявления Управления о представлении сведений о границах зоны с особыми условиями использования национального парка "Русский север".
Управление утвердило границы зоны с особыми условиями использования национального парка "Русский север", о чем имеется запись на материалах землеустроительного дела, и направило 12.11.2009 пакет документов по внесению сведений о границах зоны в рамках информационного взаимодействия для внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости.
По мнению Предпринимателя, действия Управления повлекли нарушение его исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположено здание магазина, принадлежащее ему на праве собственности. Включение используемого земельного участка в зону с особыми условиями произведено незаконно, противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы Екимовой Н.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие возможности приобрести в собственность земельный участок лишает ее права владения и распоряжения таким участком, нормального ведения на нем хозяйственной деятельности, возможности продать здание магазина по достойной цене. Считает, что включение в территорию парка ее земельного участка и всей территории села Горицы ограничивает осуществление предпринимательской деятельности и не отвечает целям создания национального парка. Населенный пункт является полностью антропированной территорией, видоизмененной до степени максимального выполнения потребностей коллективного проживания организованного социума. Сохранять такую территорию от воздействия человека при постоянном проживании и осуществлении предпринимательской деятельности невозможно.
Удовлетворяя требования Предпринимателя в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ (в редакции от 28.12.2013, действовавшей на момент обращения Предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка) предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением, в частности, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из системного толкования статей 35, 36 ЗК РФ следует, что собственник здания, строения, сооружения вправе испрашивать в собственность или в аренду земельный участок с целью эксплуатации таких объектов.
Исключительный характер права на приватизацию (приобретение права аренды) земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию (аренду) земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Между тем пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и пунктом 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов.
Земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте и согласно абзацу второму части 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, законодатель ограничил право собственника здания, строения, сооружения на реализацию права приватизации земельного участка, входящего в состав национального парка. Вместе с тем в случае, если земельный участок включен в границы особо охраняемой территории незаконно, невозможность реализации преимущественного права приватизации свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Предпринимателя.
В соответствии с пунктами 1, 4 - 6 статьи 63 Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон от 19.12.1991 N 2060-1; в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления N 182) национальными природными парками объявляются изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения. Национальные природные парки являются природоохранительными учреждениями, территории которых предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Для охраны и рационального использования природных ресурсов на территориях национальных природных парков образуются зоны заповедного, заказного режимов, рекреационного использования. Вокруг парков создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Национальный парк "Русский Север" создан на основании Постановления N 182, согласно которому Правительством приняты предложения органов исполнительной власти Вологодской области об общей площади парка - 166,4 тыс га; о предоставлении в пользование национальному парку 75,9 тыс. га земель государственного лесного фонда; о включении в состав национального природного парка "Русский Север" без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс. га земель сельскохозяйственного и иного назначения.
При этом в 1992 году к ведению РСФСР в области регулирования земельных отношений относилось установление границ особо охраняемых природных территорий и территорий памятников, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) и национальных парков республиканского (РСФСР) значения по согласованию с соответствующими местными Советами народных депутатов (статья 15 Земельного кодекса РСФСР).
Постановлением Администрации района от 31.12.1992 N 512 "О регистрации землепользования национального природного парка "Русский Север" (т. 2 л.д. 112), принятым на основании Постановления N 182, было зарегистрировано землепользование национального парка с предоставлением ему в бессрочное (постоянное пользование) 75,9 тыс. га земель государственного лесного фонда Кирилловского механизированного лесхоза.
Пунктом 2 данного постановления было отказано в предоставлении земель сельскохозяйственного и другого назначения, включенных в состав Национального парка, площадью 90,5 тыс. га.
Следовательно, в 1992 году землепользование Национального парка составляли земли площадью 75,9 тыс. га, изъятые из оборота и предоставленные Администрацией района в бессрочное (постоянное пользование) национальному парку "Русский Север". Охранная зона с ограниченным режимом природопользования, предусмотренная пунктом 1 статьи 63 Закона от 19.12.1991 N 2060-1, не создавалась.
Постановление N 182 не предусматривало создание охранной зоны. Администрация района в пределах своей компетенции отказала в предоставлении для включения в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс. га. земель сельскохозяйственного и иного назначения.
Земли природных (национальных) парков статьей 90 Земельного кодекса РСФСР были включены в состав земель природно-заповедного назначения, на территории которых запрещалась деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная законодательством РСФСР.
Статьей 90 указанного Кодекса также было установлено, что часть территории природного национального парка может располагаться на землях иных категорий, не входящих в состав природно-заповедного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Статьей 2 этого Закона установлены категории и виды особо охраняемых природных территорий. Данные территории различаются особенностями режима особо охраняемых природных территорий и статусом находящихся на них природоохранных учреждений.
Территории национальных парков отнесены пунктом 7 статьи 2 названного Закона к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок образования национальных парков установлен статьей 14 Закона N 33-ФЗ, согласно которой создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Статьей 12 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что в границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Анализ указанных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что определение особо охраняемых природных территорий, создание парков, расширение их территории и установление границ национальных парков осуществляется исключительно Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем материалы дела не содержат сведений о принятии компетентным органом за период с марта 1992 года по ноябрь 2009 года каких-либо документов, определяющих границы национального парка "Русский Север" либо зоны с особыми условиями использования такой территории, а также документов, свидетельствующих о создании такой зоны и установлении ее границ.
Работы по установлению границы зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости, проведены в 2008 году на основании государственного контракта от 15.09.2008 N 13/95, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Вологодской области (заказчик) и ООО "Базис" (подрядчик), предметом которого являлось проведение подрядчиком землеустроительных и кадастровых работ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения - национального парка "Русский Север".
По результатам проведения кадастровых и землеустроительных работ ООО "Базис" подготовлены землеустроительные дела по установлению местоположения границ земельных участков ФГУП "Национальный парк "Русский Север" с кадастровым номером 35:05:0000000:5 и составлению карты (плана) границ зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север".
Из представленных материалов землеустроительного дела по составлению карты (плана) границ зоны с особыми условиями использования территории следует, что земельный участок села Горицы с кадастровым номером 35:05:0303025, площадью 187 га, назначение - земли населенных пунктов, вошел в границы зоны с особыми условиями национального парка "Русский Север".
Фактически решение об установлении зоны с особыми условиями использования территорий национального парка "Русский Север" принято Управлением путем утверждения карты (плана) границ зоны с особыми условиями использования указанной территории, так как именно орган государственной власти, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территории, представляет в орган кадастрового учета соответствующие документы.
Вместе с тем при утверждении границ зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север" и направлении сведений о границах зоны для внесения в государственный кадастр недвижимости не учтено, что в силу пункта 3 статьи 56 ЗК РФ ограничения прав на землю (соответствующие зоны) устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
В соответствии со статьей 10 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий. К указанным сведениям, помимо прочего, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти, принявших решения об установлении или изменении зон (далее - решение об установлении зон), реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Согласно части 6 статьи 15 Закона N 221-ФЗ (в редакции от 17.07.2009) орган государственной власти в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается зона с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Во исполнение статей 10, 15 Закона N 221-ФЗ, пункта 13 Положения Управления представило в Кадастровую палату являющиеся, по его мнению, решениями органа государственной власти об установлении зоны Постановление N 182 и постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 990, которым национальный природный парк "Русский Север" переименован в национальный парк "Русский Север".
Вместе с тем Постановлением N 182 создание зоны с особыми условиями использования территорий национального парка "Русский Север" не предусмотрено.
Также Управлением не учтено, что решением 21 созыва Горицкого сельского Совета народных депутатов от 26.09.1990 изъяты из землепользования совхоза "Горицкий" земли, занятые сельскими населенными пунктами в границах, обозначенных на планах земель совхоза, и площадями согласно приложению N 1, среди которых село Горицкое площадью 187 га.
Полномочия Советов народных депутатов по изъятию земельных участков предусмотрены положениями статей 4, 9, 13, 18, 28 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28.02.1990 (далее - Основы законодательства о земле), а также статьей 23 Земельного кодекса РСФСР.
Из материалов дела следует, что решение от 26.09.1990 принято во исполнение положений статьи 28 Основ законодательства о земле уполномоченным органом - Горицким сельским Советом народных депутатов и с согласия совхоза "Горицкий" (том 1, л.д. 56).
Следовательно, права совхоза "Гроицкий" на земельные участки, указанные в приложении 1 к решению Горицкого сельского Совета народных депутатов от 26.09.1990, прекратились с момента их изъятия.
Кроме указанного выше решения от 26.09.1990, изъятие земель села Горицы из земель совхоза "Горицкий" подтверждается материалами землеустроительного дела по изъятию земель совхоза "Горицкий" (т. 1 л.д. 53-67), материалами землеустроительного дела АСХП "Горицкий", являющегося правопреемником совхоза "Горицкий" (т. 6), а именно: экспликациями земель по формированию землепользований, картографическими документами, письмом совхоза "Горицкий" о согласовании передачи земель, справкой о землях постороннего пользования, постановлением Администрации района от 28.12.1992 N 482 "О формировании землепользования АОЗТ "Горицы".
Суд первой инстанции, тщательно проанализоровав материалы землеустроительных дел, указал, что из отметки на карте земель совхоза "Горицкий" из землеустроительного дела по формированию землепользования АСХП "Горицы" следует, что населенный пункт передан в 1990 году; из справки о землях постороннего пользования совхоза "Горицкий" видно, что в 1990 году Горицкому сельскому совету передано 804 га земли; из экспликации земель также следует передача земель сельским советам - 1359 га (804 га - Горицкому сельсовету, 555 га - Липовскому сельсовету).
В постановлении Администрации района от 28.12.1992 N 482 "О формировании землепользования АОЗТ "Горицы" указано, что в связи с прекращением деятельности бывшего совхоза "Горицкий" следует передать его земли общей площадью 14 805 га в земли запаса, следовательно в 1992 году земли совхоза "Горицкий" составляли 14 805 га.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что на момент принятия Правительством Российской Федерации 20.03.1992 Постановления N 182 земли села Горицы не были включены в состав национального парка, поскольку были исключены из состава земель совхоза "Горицкий".
Вопреки доводам жалобы ООО "Базис" ни материалы, подготовленные институтом "Союзгипролесхоз", ни текст Постановления N 182 не содержат указания на включение в состав национального парка "Русский Север" земель населенных пунктов, кроме земель части города Кириллова.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия констатирует, что арбитражный суд первой инстанции мотивированно сделал вывод о том, что земельный участок села Горицы с кадастровым номером 35:05:0303025, площадью 187 га, назначение - земли населенных пунктов, включен в границы с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север" неправомерно, без учета изъятия земель по решению сельского Совета народных депутатов от 26.09.1990.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что в результате землеустроительных работ ООО "Базис", а также последующих действий Управления по утверждению границ территория Национального парка увеличилась на 1595 га и составила 167 995 га, что противоречит статье 14 Закона N 33-ФЗ и Постановлению N 182.
Позиция Министерства о противоречии указанного выше вывода суда первой инстанции пункту 1 части 5 статьи 27 Закона N 221-ФЗ апелляционным судом отклоняется, поскольку в указанном пункте допускается погрешность в площади земельного участка, сведения о которой содержались в государственном кадастре недвижимости. В данном случае площадь земельного участка 166 400 га была указана в Постановлении N 182 и в государственный кадастр ранее не вносилась.
Поскольку действия Управления по утверждению границ зоны с особыми условиями использования территорий национального парка "Русский Север" и направлению в орган кадастрового учета документов в порядке информационного взаимодействия для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зоны с особыми условиями использования территорий национального парка не основаны на законе и нарушают права Предпринимателя, так как ограничивают Екимову Н.В. в приватизации земельного участка с кадастровым номером 35:05:0303025:11, расположенного в селе Горицы, оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Доводы жалобы Управления об определении границ национального парка до принятия решения Горицкого сельского Совета народных депутатов 26.09.1990 были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены, поскольку решения Президиума Вологодского областного Совета народных депутатов о создании национального парка от 26.11.1991 N 313, от 17.12.1991 N 347, а также материалы работ, выполненные институтом "Союзгипролесхоз", содержат только предложения по созданию парка и формированию его территории, а также направлению соответствующих документов в Правительство Российской Федерации.
Доводы Управления о пропуске предпринимателем Екимовой Н.В. при обращении в арбитражный суд срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, также учитывались судом предыдущей инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 35:05:0303025:11 в собственность в связи с нахождением данного участка в границах зоны с особыми условиями Предпринимателю стало известно из письма Администрации района от 28.04.2014 N 674, полученного лично 29.04.2014. Оспаривание действий Управления по утверждению границ зоны с особыми условиями использования территорий национального парка "Русский Север" и направлению в орган кадастрового учета соответствующих документов в порядке информационного взаимодействия для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зоны непосредственно связано с последующим отказом в предоставлении Екимовой Н.В. в собственность земельного участка, следовательно срок на обращение с заявлением следует исчислять не ранее чем с 30.04.2014.
На основании части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
С заявлением о признании незаконными действий Управления Предприниматель обратился 09.06.2014, то есть основания полагать, что заявителем пропущен срок подачи соответствующего заявления, отсутствуют.
Позиция Управления относительно отсутствия полномочий у Главы Горицкого сельсовета на заключение с Предпринимателем договора аренды земельного участка с кадастровым номером 35:05:0303025:11 не может быть принята во внимание апелляционным судом, поскольку, с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, на момент предоставления данного земельного участка в аренду последний не являлся федеральной собственностью.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд вправе самостоятельно формулировать соответствующий способ устранения нарушенных прав, исходя из конкретных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.
С учетом того что Предпринимателем не выбран способ восстановления нарушенного права судом, возложение на Управление обязанности рассмотреть вопрос об изменении зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север" в части исключения из данной зоны земельного участка с кадастровым номером 35:05:0303025:11 произведено судом правомерно в соответствии с заявленными требованиями.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционных жалоб, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным ответчиком и третьими лицами суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтами норм материального права не свидетельствует о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционные жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобах аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 марта 2015 года по делу N А13-7826/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, общества с ограниченной ответственностью "Базис", Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7826/2014
Истец: Предприниматель Екимова Надежда Васильевна
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области
Третье лицо: Администрация Кирилловского муниципального района, Администрация сельского поселения Горицкое, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ООО "Базис", Правительство Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ВО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ "Национальный парк "Русский Север", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7539/16
26.05.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2136/16
02.02.2016 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-7826/14
08.10.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6833/15
25.05.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3002/15
06.03.2015 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-7826/14