г. Москва |
|
27 мая 2015 г. |
Дело N А41-81993/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Астафьевой А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Старт - Недвижимость"- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации города Серпухова Московской области- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства строительного комплекса Московской области- Воронцов С.Е., представитель по доверенности от 10.01.2014 N 3,
от Правительства Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старт-Недвижимость" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.03.2015 по делу N А41-81993/14, принятое судьей Уваровым А.О.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старт-Недвижимость" к Администрации г. Серпухова Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области, третье лицо - Правительство Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Старт-Недвижимость" (далее - ООО "Старт-Недвижимость", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации г. Серпухова Московской области (далее - администрация), Министерству строительного комплекса Московской области (далее - министерство) о признании незаконным бездействие Администрации города Серпухова Московской области, по выдаче разрешения на строительство двух 3-х этажных многоквартирных жилых домов и благоустройства прилегающей к ним территории на земельном участке с кадастровым номером 50:58:040406:37, расположенном по адресу: Московская область, город Серпухов, ул. Весенняя - 2-ой Северный переулок; обязании министерство выдать ООО "Старт-Недвижимость" разрешение на строительство двух 3-х этажных многоквартирных жилых домов и благоустройства прилегающей к ним территории на земельном участке с кадастровым номером 50:58:040406:37, расположенном по адресу: Московская область, город Серпухов, ул. Весенняя - 2-ой Северный переулок (с учетом уточнений от 12.02.2015) (л.д. 50-51).
Определением Арбитражного суда Московской области от 27.01.2015 по делу N А41-81993/14 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области (л.д. 39).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.03.2015 по делу N А41-81993/14 признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО "Старт-Недвижимость" от 10.11 2014 N 24 о выдаче разрешения на строительство двух 3-х этажных многоквартирных жилых домов. В удовлетворении заявления об обязании министерство выдать разрешение на строительство отказано. С администрации в пользу ООО "Старт-Недвижимость" взыскано 2 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины (л.д. 71-74).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Старт-Недвижимость" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Московской области отменить в части отказа в удовлетворении требования об обязании министерство выдать разрешение на строительство.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Старт - Недвижимость", администрации, Правительства Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Поскольку от лиц, участвующих в деле возражений относительно пересмотра судебного акта только в обжалуемой части не поступило, в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.05.2012 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" и пунктом 5 статьи 268 АПК РФ проверка судебного акта проводится арбитражным судом лишь в оспариваемой части - части отказа в удовлетворении требования об обязании министерство выдать разрешение на строительство.
В судебном заседании представитель министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения в обжалуемой части, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, ООО "Старт-Недвижимость" на праве аренды использует земельный участок с кадастровым номером 50:58:0404006:37, категории земель - земли населенных пунктов, площадью 3760 кв. м, разрешенное использование - для строительства жилого дома и благоустройства прилегающей территории, расположенном адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Весення-2-ой Северный пер.
На указанном земельном участке ООО "Старт-Недвижимость" намерен построить два трехэтажных многоквартирных жилых дома и благоустроить прилегающую к ним территорию, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка, а также градостроительному плану земельного участка, утвержденного постановлением Главы Администрации города Серпухова Московской области от 19.07.2013.
10.11.2014 ООО "Старт-Недвижимость" обратилось в администрацию с заявлениями о выдаче ему разрешения на строительство двух 3-х этажных многоквартирных жилых домов и благоустройства прилегающей к ним территории (л.д. 34).
Вместе с тем, по истечении нормативно установленного срока рассмотрения указанного заявления администрацией разрешение на строительство либо отказ в выдаче такого разрешения в адрес заявителя выданы не были.
Ссылаясь на незаконное бездействие администрации, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, арбитражный суд исходил из того, что администрация допустила бездействие относительно принятия решения в установленный законом срок по заявлению общества о выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности предусмотрены статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В силу пункта 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 ГрК РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 ГрК РФ федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Как следует из материалов дела, 10.11.2014 ООО "Старт-Недвижимость" обратилось в администрацию с заявлениями о выдаче ему разрешения на строительство двух 3-х этажных многоквартирных жилых домов и благоустройства прилегающей к ним территории (л.д. 34).
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления и приложенных документов предусмотрен пунктом 11 статьи 51 ГрК РФ, которой установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
- проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
- выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как установлено судом первой инстанции, в течение десяти дней с момента получения указанного заявления, администрация не выдала обществу разрешения на строительство. Отказа в выдаче разрешения на строительство также не последовало.
Подача заявления о выдаче разрешения на строительство порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка по существу и принять законное и мотивированное решение.
Письмо администрации от 10.12.2014 N вх-2/3169 не содержит сведений о принятом заинтересованным лицом решения по существу заявления заявителя от 10 ноября 2014 года (отказа в выдаче разрешения или решения о выдаче разрешения на строительство) (л.д. 32-33).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что непринятие администрацией решения по заявлению ООО "Старт-Недвижимость" от 10.11.2014 нарушает права заявителя и не соответствует требованиям закона.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования в части признания незаконным бездействия администрации, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО "Старт-Недвижимость" от 10.11.2014 N 24 о выдаче разрешения на строительство двух 3-х этажных многоквартирных жилых домов.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать министерство выдать разрешение на строительство.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом деле нарушенные права заявителя не подлежат восстановлению путем обязания министерство выдать разрешение на строительство в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, администрация допустила бездействие по рассмотрению заявления общества о выдаче разрешения на строительство и фактически не установила наличие или отсутствие пакета документов, приложенного к заявлению о выдаче разрешения на строительство документы, на соответствие требованиям действующего законодательства. При этом указанный пакет документ не был представлен в министерство и, последнее также не проверяло его, на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Также из материалов дела следует, что 11.02.2015 ООО "Старт-Недвижимость" обратилось в министерство с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство, к заявлению о выдаче разрешения на строительство общество приложило следующие документы: градостроительный план земельного участка; правоустанавливающие документы на земельный участок; проект организации строительства объекта капитального строительства; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схемы, отображающие архитектурные решения (л.д. 40).
Уведомлением от 20.02.2015 министерство отказало ООО "Старт-Недвижимость" в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием документов, указанных в части 7 статьи 51 ГрК РФ (л.д. 65).
При таких обстоятельствах, фактически заявление общества о выдаче разрешения на строительство было рассмотрено министерством. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 АПК РФ.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований в части обязания министерство выдать разрешение на строительство.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные и необоснованные.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 марта 2015 года по делу N А41-81993/14 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81993/2014
Истец: ООО "Старт - Недвижимость"
Ответчик: Администрация города Серпухова Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Серпухов Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Правительство Московской области